Про чай

Восточный аналог чайного стакана

Выясняем, сколько в стакане мл, какие бывают стаканы

"На счастье!" - так говорят, когда разбивается посуда, случайно оброненная или разбитая специально во время свадеб и веселых праздников. Однако не все знают, что эта добрая традиция имеет глубокие корни.

Ее "основателем" стал царь Петр I, давший жизнь производству граненых стаканов в России. Несмотря на то что принесенный владимирским стекловаром Ефимом Смолиным первый образец "небьющейся" посуды разлетелся вдребезги при испытании, мудрый император увидел в нем великое будущее.

Немного истории

Нынешний свой облик незаменимый предмет обихода приобрел еще в 1945 г. Его автором была В. И. Мухина - знаменитый зодчий советских времен, создавшая скульптурную группу "Рабочий и колхозница".Граненый стакан так и называли - "мухинским".

Выпускались стаканы различных объемов - от 50 до 350 мл, но в кулинарии и повседневной жизни большее распространение получил 200-граммовый граненый стакан с гладким ободком. Он подходил для обработки в посудомоечных машинах, стал общепринятой мерой объема и веса.

Пресловутое "сообразим на троих" также обязано своим происхождением именно этой емкости. 0,5 литра идеально делилось на 3 части, если наливать в граненый стакан по ободок. При этом никогда у населения не возникал вопрос: "200 мл - это сколько стаканов?"

Каждая хозяйка в прежние времена имела в своем обиходе точные весы или мерные стаканы с нанесенными на внешней стороне метками уровня продуктов и соответствующего им объема и веса, позволяющими выяснить, сколько мл в мерном стакане муки или сахара. Повсеместное применение граненых стаканов привело к тому, что они стали самым распространенным прибором измерения количества ингредиентов для любого блюда.

Выяснив количество того или иного продукта (например, сколько мл молока в стакане) , можно было приступать к готовке. Такая мерная посуда стала незаменимым атрибутом в приготовлении практически всех ежедневных явств.

От теории - к практике

Различные сыпучие продукты при одинаковом объеме, естественно, имеют различный вес. Некоторые рецепты содержат простонародные меры: 2 стакана, 3 столовые ложки, щепотка соли, а другие содержат точные значения веса продуктов в граммах.

Необходимо выяснить, сколько мл в граненом стакане различных круп, сахара, молока, специй. Необходимо помнить, что все продукты насыпаются или наливаются в граненый стакан по ободок, а не до верха.

Изначально вместимость любого мерного сосуда определяется тем, сколько мл в 1 стакане (чашке, стопке) воды. Отсюда происходит и его название. 200- или 250-граммовый стакан, рюмка на 50 г и т. п. Вес других продуктов в той же емкости уже будет отличаться, иногда значительно.

К примеру, зная, что муки в стакане 130 г, как узнать, сколько мл в 1 стакане молока? Для решения подобных вопросов раз и навсегда созданы специальные таблицы, дающие хозяйкам полную информацию о весе и объеме основных применяемых в кулинарии сыпучих и жидких рецептурных составляющих. В них точно указано, сколько в стакане мл и сколько в чайной и столовой ложках мл различных продуктов.

Следует помнить, что вес и объем - разные понятия. Сколько мл в граненом стакане и сколько г - необходимо знать точно, чтобы не совершить непоправимую ошибку в процессе готовки. Ниже приведем таблицу весовой вместимости обычного 200-граммового граненого стакана.

В граненый стакан помещается

fb.ru

Платан восточный или чинар

Платан восточный или чинар (Platanus orientalis) — дерево семейства платановые достигающее до 55-60 м в высоту. Кора светло-зеленая, отслаивается крупными, неправильной формы пластинами.

Листья 10-20 см шириной, в основании ширококлиновидные, глубоколопастные; лопасти в 5-7 раз длиннее своей ширины, цельнокрайние, иногда с редкими зубцами, голые. Головки плодов по 2-3 на ножке, 2-2,5 см толщины. Орешки с конической вершиной и длинными волосками. Теплолюбив.

Родина Кавказ. Долговечность до 2 тыс. лет. Издавна в культуре на Кавказе, в Средней Азии и Крыму.

С лечебной целью используются корни, кора стволов, листья.

В коре ствола обнаружены тритерпеноиды (бетулиновая кислота 0,7-1,5%, бетулин, бетулиновый альдегид, ацетат бетулинового альдегида, бетулоновая кислота) , ситостерин. Листья содержат фенолкарбоновые кислоты, в гидролизате: п-кумаровая, кофейная; флавоноиды (гиперин 0,54, тилирозид, в гидролизате кемпферол, кверцетин, мирицетин; антоцианы в гидролизате: цианидин, дельфинидин. В плодах найдены ситостерин, высший алифатический углеводород н-гептриаконтан; высшие алифатические спирты и их производные: 16-гидроксигентриаконтан, н-гентриаконтанол, 16-гидрокситрикозан, церилстеарат.

Отвар корней применяется как кровоостанавливающее и при укусах змей. Кора молодых стволов в гомеопатии используется как противораковое. Прокипяченная кора молодых стволов с уксусом употребляется при диарее, дизентерии, гриппе, зубной боли.

Настой листьев используется при конъюнктивитах, блефаритах и как противораковое. В Западной Европе как суррогат табака.

Платан восточный - ценная древесная порода, перспективная для разведения в низменных, предгорных и степных районах с густой ирригационной сетью, озеленения оазисов и арыков. Древесина используется в судостроении, на изготовление мебели, паркета, фанеры, на различные столярные и токарные изделия и мелкие поделки.

Способы приготовления и применения платана восточного (чинара) :

  1. 20 г измельченных корней на 200 мл кипятка, кипятить на водяной бане 20 минут, процедить, добавить кипяченой воды до исходного объема. Принимать по 1-2 столовые ложки 3-4 раза в день как кровоостанавливающее и как противоядие при укусах змей по 1/3-1/2 стакана 2-3 раза в день.
  2. 15 г измельченной коры молодых стволов на 200 мл кипятка, настаивать 2 часа, процедить. Принимать по 1/3-1/2 стакана З раза в день как противораковое средство.
  3. 20 г коры стволов, 1 столовая ложка уксуса на 300 мл воды, кипятить 4-5 минут, настаивать 1 час, процедить. Принимать по 0,5 стакана 3 раза в день до еды при дизентерии и других кишечных инфекциях.
  4. 3 столовые ложки сухих измельченных листьев на 2 стакана кипятка, настаивать 2 часа, процедить. Использовать наружно в виде промываний, примочек при конъюнктивитах, блефаритах.

Плющ обыкновенный > >Читайте также:

  • Когда мы говорим о насилии, то часто подразумеваем физическую расправу, но часто можно наблюдать и психологическое насилие в семье, когда партнер и па…
zdravyshka.ru

10. отличие — Разница во внешнем виде.11. версаче — Известный итальянский кутюрье.12. ребро — Есть у куба и у скелета.13. питание — Аккумуляторная "еда" ноутбука.14. никитин — Известный русский путешественник.15.

пиала — Восточный аналог чайного стакана.16. лужайка — Небольшой луг, полянка.19. раскрой — Подготовка ткани для шитья.22. дробь — Шарики для стрельбы из ружья.25.

выступ — Обратное углублению.27. сустав — Подвижное соединение костей.28. реферат — Раньше в школе это называли изложение.29. катана — Меч из Страны Восходящего Солнца.30.

акакий — Советский актёр и режиссёр ... Васадзе.31. презент — Гостинец, подношение.32.

чикаго — Известный бродвейский мюзикл.33. уценка — Снижение стоимости некачественного товара.34. русская — Соседка украинки и белоруски.

Кроссворд № 8997

1. подпол — Хранилище солений в избе.2. платеж — Внесение денег в кассу.3. ученый — Внёсший реальный вклад в науку.4. перепад — Резкая смена давления.5.

вибрато — "Дрожащий" музыкальный приём.6. звонарь — "Хозяин" на колокольне.7. крокус — Декоративный цветок.8. партер — Ниже ложи и галёрки.9.

бедный — "Небогатый" русский писатель Демьян ...17. усыхание — Уменьшение от испарения влаги.18. астрахан — "Ты у меня одна" (российский режиссёр) .20.

каскадер — Кинопризвание Иншакова.21. одалиска — Незамужняя служительница гарема.23. рефлекс — Реакция организма на раздражители.24. бурлеск — Комическая пьеса в рифму с плеском.26. прапор — Устаревшее название знамени.27.

статуя — Скульптурная фигура.

scanpoisk.ru
Антология стакана.

Антология стакана.

« …Люди взбирались по крутизне и вдруг на самом верху видели перед собой лавку, где им предлагали холодный освежающий мятный чай в красивых хрустальных стаканах. Как же было не зайти и не выпить?! «Моей жене до такого не додуматься!» - говорил один, покупая несколько штук: в этот вечер к нему должны были прийти гости, и он хотел удивить их замечательными стаканами.

Другой утверждал, что чай, кажется гораздо вкусней, когда пьешь из хрустального стакана – в нем, мол, он лучше сохраняет свой аромат. Третий вспоминал, что на Востоке существует давняя традиция пить чай из хрусталя, потому что он обладает магическими свойствами…».

Пауло Коэльо «Алхимик»

В конце 2006 года в Дятьковском музее хрусталя была открыта выставка «Оловянный, деревянный, …стеклянный!!!». Основной идеей выставочного проекта являлось создание оригинальной экспозиции, отражающей историю самого обычного предмета – стакана.

Ранее, в 2005 году, проект был представлен на музейный конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», но не получив финансовой поддержки со стороны Благотворительного фонда В. Потанина, все же был осуществлен. Самый главный экспонат выставки – дятьковский стакан, насчитывающий 200-летюю историю своего существования.

В более ранние времена, когда стеклянный стакан был диковинкой, его функцию выполняли серебряные, деревянные и даже берестяные стаканчики. Их современные аналогитакже представлены на выставке.

Богатейшая коллекция музея демонстрирует, как в течение двух веков, быстро меняющаяся мода, уровень мастерства создателей, технический прогресс и многие другие факторы влияли на облик стакана. Самым древним в фондах музеяявляетсястакан (инвентарный № 1245) , датируемый 1835 годом; запись в Главной инвентарной книге донесла до нас эту ценную информацию.

Стакан бесцветного стекла декорирован 6-ю широкими, прошлифованными вручную на шайбе, вертикальными гранями, его высота 11,0 см. Отметим, что отсутствие торговых марок, клейм и вообще каких-нибудь сведений о предметах, затрудняет атрибуцию экспонатов первой половины 19 века, поэтому иногда на основе художественно-стилистического анализа можно определить «возраст» экспоната. Представленный в настоящее время в экспозиции музея уникальный стакан (инвентарный №2345, высота 11,5 см. ) , выполненный в стиле «Бидермайер», можно датировать серединой 19 века.

Стакан 1835 годаСтакан в стиле «Бидермайер»

Это стилевое направление, появившееся в Европе в 1815-1848 годах, видоизменяет уже привычную цилиндрическую форму стакана и добавляет цвет – на прошлифованных и диффузно окрашенных стенкахпредмета очень тонко и тщательнопрорисовано изображение дворцового интерьера. В описании Первой Публичной выставки российских мануфактур, состоявшейся в 1829 году в Санкт-Петербурге, отмечалось высшее качество мальцовской продукции, в том числе и стаканов, за что И. А. Мальцов был награжден Большой золотой медалью и правом изображать на своих изделиях государственный герб.

Дятьковский хрустальный завод был основан в 1790 году известными промышленниками Мальцовыми. Крупные предприниматели, радеющие за Отечество, были пионерами российского предпринимательства. Осваивая новые рецептуры варки, внедряя передовые технологии на протяжении 19 века, Мальцовы внесли неоценимый вклад в развитие отечественного стеклоделия.

На выставку 1849 годасреди различной продукции дятьковского производства были представлены стаканы, выполненные в стиле «мозаичной работы» или миллефиори, в этой древней и сложной технике могли работать только мастера высочайшего класса. Благодаря архивным данным нам известно имя автора-разработчика и исполнителя – «Ети все сделанные хрустальные вещи фабрик г. Мальцова трудами собственного его крестьяниным Яковом Петровым Орловым …».

Наличие в фондах музея Мальцовских прейскурантов дает большие возможности в определениипринадлежности экспонатов к дятьковскому производству. К самому раннему и известному нам подобному изданию относятся «Рисунки хрустальных изделий заводов Мальцовского Промышленно-Торгового Товарищества к Прейсъ-Куранту 1884 года». Копия получена из Государственного Архива Брянской области.

В этом редком издании отсутствует описание продукции, но эскизы дают представление об ассортименте и его разнообразии – одних стаканов предлагалось около 100 различных форм и разделок. К необычным стаканам можно отнести стакан с перегородкой, разделяющей его внутри на две части, (довольно сложные в изготовлении, подобные изделия требовали большого мастерства) , а также стопки «опрокидушки».

Эти стопки с толстым округлым дном в Мальцовских прейскурантах называли еще «чарки неваляшки» или «Ваньки-Встаньки». Центр тяжести был рассчитан таким образом, что стопку невозможно было повалить набок.

Несколько лет назад подобную стопку с матовой надписью: «Пей вино, да живи умно» музею подарилажительница Брянска Р. П. Жигалкина. Стаканы с надписями, выполненные различными техниками, представляют яркий пласт в истории самобытного русского стекольного искусства.

Дятьковский хрустальный завод на рубеже19-20 веков выпускал стаканы с надписью эмалевой краской «День ангела», такой стаканчик стоил 29 копеек. Из подарочной серии предлагались также богемские стаканы с подтесом с надписью красной краской и золотом в овальном медальоне-виньетке «Поздравляю».

В экспозиции зала старины представлен стакан, подаренный музею дятьковским краеведом В. В. Бабаевым, возможно более ста лет назад в «поделошный день», неизвестный мастер живописи на форме прейскурантного стакана искусно выполнил изящный цветочный орнамент и сделал надпись «на память». По форме стаканы относились к следующим группам: «богемский ровный» имел цилиндрическую форму; «богемский с подтесом» – цилиндр плавно закруглялся у основания; «богемский с перехватом» – средняя часть такого стакана была сужена; «конический» и « воздушный тонкий», имеющий форму цилиндра.

Конец 19 века,дар О. Т. Печенковой.

Мальцовские прейскуранты донесли до нашего времени подробные описания, удивительно четкие и ценные характеристики ассортимента продукции и торговые предложения. Указывалось, что «бесцветный, синий, голубой, зеленый, желтый и оранжевый хрусталь ценятся одинаково.

Розалиновый ценится дороже на 25%, рубиновый на 35%, урановый и зелено-урановый – на 50%.». Исходя из этого,стоимость плоского карманного стаканчика зависела от вида стекла и сложности техники изготовления: розовый – 25 коп.за штуку, розовый точеный – 35 коп., 2-х хрусталей граненый – 50 коп., 3-х хрусталей граненый – 60 коп., белый граненый – 40 коп. (цены 1902 года.) . Изделия из стекла вплоть до 20 века ценились достаточно дорого. Для сравнительного анализа укажем цены в мальцовскомпровиантном магазине в конце 19 века: «пуд пшеничной муки 1 сорта стоил 96 коп. (1 кг – 6 коп.) ; фунт сахара – 15,5 коп.; фунт соли – 1 коп.; фунт свиного окорока – 13,5 коп.». (Фунт – русская мера веса, равная 409,5 грамма) .

В стеклоделии 19 века истинным фаворитом называют хрусталь. Дятьковский хрустальный стакан украшается алмазной гранью, он превращается в сверкающий драгоценными россыпями предмет, традиционная широкая грань, грань «кубом», 8,10,12,14-гранные стаканы составляли большую часть ассортимента.

История мальцовских сервизов, включавших в себя стаканы, начинается с 1856 года, когда Императорский Стеклянный завод по образцам фабрик Мальцовых, выпускал «старомальцовские и новомальцовские сервизы». Мальцовские прейскурантыконца 19 века предлагали 23 сервиза, в каждыйвходило 2-3 вида стаканов.

Разделка выбиралась заказчиком – гранение, рисовка (гравировка) , травление. Представляя полную информацию об изделиях, в прейскурантах существовала очень интересная графа (для графинов и кувшинов) – «емкость в бутылках», а для стаканов – «вмещается в бутылке». Бутылка была единицей измерения емкости, в нее входило 0,6 литра жидкости.

К выдающимся новшествам 19 века в стеклоделии можно смело отнести изобретение в Америке машинного способа прессования, имитирующего ручное алмазное гранение. На Дятьковском хрустальном заводе с середины 19 века начинают прессовать граненые стаканы, ставшие неотъемлемой частью нашего быта.

Среди прейскурантных прессованных стаканов в конце 19 начале 20 веков большой интерес вызывает «трактирный стакан». Рисунок прейскуранта дает о нем представление – утолщенное дно стакана делало его более прочным, чем и было обусловлено название и предназначение.

Стоимость прессованных стаканов дятьковского производства обозначена – от 3 рублей 25 копеек до 19 рублей 75 копеек за 100 штук. Господство стиля «Модерн», охватившее все виды декоративно-прикладного искусства на рубеже 19-20 столетий, привносит свои коррективы, несколько видоизменяя формы и декор. Излюбленные для модерна сюжеты растительных мотивов исполнялись в разнообразных техниках – гравировка, травление, живопись, иризация; здесь гармония формы и декора создает яркий образ эпохи.

Сервиз «Поникшие ирисы», включивший в себя три вида стаканов, своим названиеми исполнительской культурой, плавностью линий отражает идею стиля. Значительную часть выпускаемых в этот период стаканов, декорируют мягкими матовыми изображениями на фоне прозрачной поверхности. Сюжетная линия созвучнаприметам времени – растительно-цветочный орнамент, фрагменты пейзажа, силуэт оленя и т.п..

Гильоширная техника, изобретеннаяво Франции и широко применяемая для декора тонкостенных изделий,плавностью и тонкостью линий вторившая стилю, относится к механическому способу декорирования стекла. Сложный, но воздушный ажурный рисунокнаносился одновременно на несколько предметов.

Фонды музея располагаютзначительной коллекцией стакановконца 19 – начала 20 столетий с гильоширнымрисунком. В дальнейшем исторические события – революции, войны меняли облик стакана 20 столетия.

Стаканы, выпущенные на ДХЗ, к. 19 нач. 20 в.в.

Исследователь истории дятьковского завода Е. Г. Рачукотмечает, «что в 1924-1925 годахвыпуск стаканов составлял около 80% всей продукции. В 1925 году для улучшения качества и обновления ассортиментабыла расширена живописная мастерская, кроме того открылось гильоширное отделение.

Применялись те же виды шлифовальных разделок, что и прежде: грань «пальцами», «овальная» и «круглая», «райком», «кустами», «желудями», с «прорезом», «веткой», «широкая грань на шайбе». Для стаканов использовалось до 60 разделок».

В20-30- е годы в качестве декора используют новые элементы - серп и молот,пятиконечная звезда, колоски. Стаканы с советской символикой демонстрируются в экспозиции музея.

Изделия завода конца 30-х годов не уступалилучшеймальцовской продукции, повторяя прежние образцы.«Иллюстрации к прейскуранту розничных цен на сортовую стеклянную посуду» 1939 года предлагали 89 видов разделки чайных стаканов: гладкие, с алмазной гранью, простой и номерной шлифовки, гравировка, травление, пантограф – традиционные в стеклоделии методы декорирования. Стоимость как всегда зависела от сложности выработки и обработки – гладкий стакан – 43 коп., с простой шлифовкой - 52 коп., с номерной шлифовкой – 65 коп.

Цена стакана с алмазной гранью - от 87 коп. до 6 руб.10коп., а с гравировкой -от 87 коп. до 4 руб. 35 коп. В 1940 году на Всесоюзномпленуме правления Союза Советских архитекторов отмечалось, что «стекольная промышленность должна ориентироваться не на уникальные и выставочные изделия, не на предметы роскоши, а на бытовые вещи массового употребления, художественные качества которых должны быть неотделимы от бытовой целесообразности, удобства, комфорта, дешевизны».

Было принято решение о привлечении художников-архитекторов для созданияновых образцов. Только после Великой Отечественной Войны в ряде художественных институтов и училищстраны была организована подготовка художников для стекольной промышленности.

Прейскурант 1951 года иллюстрирует продукцию ДХЗ: 93 вида стаканов, большая часть которых, - повторыдовоенного выпуска. Работа мастеров того времени поражает разнообразием техник, приемов, аккуратностью и виртуозностью исполнения.

Широкая цветовая гамма двухслойных стекол (Е. Г. Рачук упоминает, что в начале 50-х годов из 20 стекольных предприятий, выпускавших сортовую посуду, лишь два - Дятьковский и Гусевской выпускали продукцию из хрусталя и стекла с нацветом) , молочное стекло с удивительным изящным рисунком, искрящийся хрусталь, после тяжелой войны приносили людям праздник и красоту.

В дальнейшем создание художественного образа дятьковского стекла, формирование «дятьковской школы» связано с именем талантливого художника – Евграфа Сергеевича Шувалова. Признанныйталант в создании многопредметных сервизов, автор, бережно обращаясь к традициям или новаторски решая поставленную задачу, всегда удачно находил гармонию формы, пропорций, декора.

Стакан из праздничного «Банкетного» сервиза привлекает своей нарядностью, выразительностью алмазной огранки, выполненной артистически. Формы, созданные Е. С. Шуваловым полвека тому назад эстетичны, функциональны.

Девизом 60-х годов «Искусство вбыт» в стеклоделии был обусловлен переход от пышной алмазной грани, покрывающей почти всю поверхность изделия, к более сдержанной, строгой. Простота и ясность формы, созвучные оригинальному декору, отражали стиль того времени.

В наборе Мироны Грабарь «Февраль» сдержанная выразительная форма стакана тактично декорированалинией геометрически круглых оптических «ямок», нанесенных на широкие вертикальные прошлифовки. Как бы позаимствованные из предыдущего столетия, традиционные приемы, поражаютзрителя изяществом силуэта, изысканностью, простотой образа.

Новое поколение художников – И. Колодин, В. Котов, И. Мачнев, Б. Федоров, В. Погребной, М. Кизлов, З. Чумакова, И. Мачнева, каждый из них яркая творческая личность, талант. Именно они в 70-80-е годы, в поисках новых средств выразительности, соединяя новшество и опыт прежних поколений дятьковских мастеров создают художественный облик продукции завода.

М. В. Грабарь , стаканы из набора «Февраль»

Первооткрывателем новых принципов формообразования в 80-е годы стал И. В. Мачнев. Виртуозно владея мастерством гранения, художник своими руками создавал выразительные фактуры хрусталя.

Замечательное российское изобретение классической алмазной грани «русский камень», автор гармонично сочетаетс новаторским решением формы. Стакан из набора «Иван Калита» имеет форму мешочка, стаканы из наборов «Презент» и «Китеж» выполнены в форме раскрытого конвертика, который невозможно поставить.

В работах Мачнева – интеллектуала всегда заложен глубокий смысл, остроумие и яркая импровизация. Произведения художника много лет являются лучшей серийной продукцией Дятьковского хрустального завода.

Представлен на выставке стакан из набора «Хохлома»- автор В. И. Котов. Традиция росписи цветными красками, уходящая в историю народного творчества, притягивает своей эмоциональностью и теплом.

И. В. Мачнев , стакан из набора «Иван Калита».

В. И. Котов , стаканы из набора «Хохлома».

Из современной продукции завода самым популярным у потребителей оказался чайный стакан (артикул С-189) . Форма традиционного чайного стакана не менялась на протяжении долгих лет. Возможно, это было связано с тем, что для удобства чаепития, любители горячего чая пользовались подстаканниками.

Форма сегодняшнего стакана «Восточный» (артикул С-998) повторяет образ «богемского с перехватом», тиражируемого в конце 19 - начале 20 столетий. Отличительной деталью является огранка. Работы мастеров удивляют сложностью технологических приемов, тонким чувством юмора и выразительностью.

Современная транскрипция потешных сосудов удачно воплощена в стаканах М. П. Емельянова, И. В. Ковалерова, В. М. Мартынова. Экспонаты выставки продемонстрировали высокое мастерство, незаурядный талант, изобретательность, новаторство, блестящее знание материала, а также результаттитанического труда и огромного дара – создавать и созидать!

Наш стакан, известный со времени изобретения стеклодувной трубки, менялся как мир. Его предназначение, определенноев «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля – «СТАКАН – стаканчикъ, стаканецъ, стакашикъ, стакашка,…- большей частью стеклянный, хрустальный, для питья…», остается неизменным, что делает его незаменимым спутником жизни человека.

М. П. Емельянов, стакан-шутиха.

historydjatkovo.ucoz.ru

Смотрите также