Про чай

Выставка раку вселенная в чайной чашке

Выставка "Керамика Раку: космос в чайной чашке" » Отдел японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ

Дорогие друзья! Мы рады сообщить Вам о проведении в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) выставки «Керамика Раку: космос в чайной чашке».

Представленная на выставке керамика дома Раку, чье имя происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, является прямым отражением эстетического восприятия и идеологии «ваби», проповедуемой основателем традиции чайного действа тя-но ю - Сэн-но Рикю, ее традиции передаются по наследству уже более 450 лет. В экспозицию вошли работы патриархов династии Раку, работы нынешнего пятнадцатого патриарха династии - Раку Китидзаэмона, а также работы будущего патриарха, познакомившись с которыми зрители смогут почувствовать бескрайность и безграничность космоса, заключенного в каждой из чашек.

Для создания более глубокого представления об историческом фоне становления керамики Раку, в экспозицию включены работы художника начала 17 в. Хонъами Коэцу, а также роскошные произведения живописи, в том числе известные ширмы «Виды Киото и окрестностей».

Выставка с огромным успехом прошла с 29 марта по 7 июня в музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA) . В России количество экспонатов будет увеличено почти вдвое, экспозицию пополнят знаменитые работы, в том числе работы основателя династии Раку - Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния: «Двухцветный лев» из собрания Музея Раку, «Черная чайная чашка-Раку Мукигури («Очищенный каштан») » из собрания Агентства по делам культуры Японии, «Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу («Ничего не иметь») » из собрания музея изобразительных искусств Эгава и др.

Выставка состоит из более чем 170 экспонатов и впервые представляет в России керамику Раку в подобном масштабе.

Сроки проведения выставки:

11 июля - 6 сентября 2015 года

Место проведения:

Государственный Эрмитаж, Манеж Малого Эрмитажа

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей.

* * *

Организаторы:

Японский фонд, Музей Раку, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина; совместно с Посольством Японии в России и Генеральным Консульством Японии в Санкт-Петербурге

Содействие по проекту:

Государственный музей современного искусства Киото

Приподдерже:

JAL, Finn Air, Finn Air Cargo

Оргкомитет выставки:

Хаясия Сэйдзо (Президент Музея искусств Эгава)

Аканума Така (Мемориальный музей Мицуи)

Ито Ёсиаки (Вице-директор Национального музея Киото)

Раку Китидзаэмон XV (15й наследник семьи Раку, директор Музея изобразительных искусств Раку, Киото)

Кураторы выставки:

Мацубара Рюити (главный куратор, Национальный музей современного искусства, Киото)

Татьяна Борисовна Арапова (куратор, Государственный Эрмитаж)

Айнура Ишенбаевна Юсупова (куратор, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

В Москве выставка откроется в сентябре 2015 года и пройдет в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Информация о выставке появится на нашем сайте в конце августа, не пропустите!

* * *

Обращение действующего патриарха дома Раку,

Раку Китидзаэмона 15-го

Раку - японская самобытная традиция керамики, на протяжении 450 лет передающаяся из поколения в поколение с момента ее основания в 16 веке и до настоящего времени. Духовная основа традиции, наследуемая патриархами династии Раку от основателя - Тёдзиро, до нынешнего 15-го патриарха, представляет собой творческий процесс, являющийся отражением каждой эпохи.

В этом изобразительном мире, ограниченном рамками чайной чаши, умещающейся в ладонях, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему сознания, искусственности и естественности, случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, достаточности и недостаточности, и стремление к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чайной чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, от бесконечного космоса, подобного черной дыре, до едва заметного журчания горной речки.

Это не унаследование устаревших ценностей, а по истине авангардное действо, разворачивающееся здесь и сейчас. Созерцательность, заключенная в керамике Раку, созвучна с современными идейными течениями, и, вероятно, раскроет свой глубинный смысл в России и во всем мире.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ наследников династии Раку, а также включает мои работы, то есть керамику Рку 15-го, и, в качестве «наследуемого будущего», работы Раку Ацундо, который в ближайшем будущем станет 16-м патриархом династии. Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото.

Музей Раку был основан в 1978 году 14-м патриархом - Какуню, в собрание музея были переданы работы патриархов династии, документальные материалы, а также связанные с чайным действом произведения искусства - все то, что хранились в семье Раку, передававшей традиции на протяжении 450 лет. В коллекцию Музея Раку входят произведения, которые на протяжении долгого времени питали творческий дух патриархов Раку и передавались в семье от поколения к поколению.

По этим знаменитым работам учились ведущие мастера Раку: постигая суть традиций, они бросали им новый вызов, и создавали свой собственный изобразительный язык. Можно сказать, что собрание Музея - это квинтэссенция 450-летней истории керамики Раку.

Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, настоящая выставка собрала важнейшие экспонаты из других музеев, в ее состав вошли экспонаты, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ - потомками основателя чайной культуры тя-но ю Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Настолько насыщенные выставки редко встречаются даже в Японии. Я искренне рад тому, что жители России смогут вдоволь насладиться миром керамики Раку и углубить свое понимание в этой области.

Раку Китидзаэмон

Россия, 109189, Москва, Николоямская ул., 1, ВГБИЛ, 4 этаж. Тел: +7 (495) 626-55-83 / 85, факс: +7 (495) 626-55-68 © 2012 – 2015 Отдел Японской Культуры "Japan Foundation" во ВГБИЛ

jpfmw.ru

В Петербурге откроется выставка "Керамика Раку"

В пятницу, 10 июля, в Манеже Малого Эрмитажа (Дворцовая набережная, дом 34) состоится открытие выставки "Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний". Об этом сообщила пресс-служба учреждения.

На выставке будут представлены работы мастеров шестнадцати поколений династии Раку. "Произведения мастерских Раку - одно из самых ярких явлений в японской керамике XVI-XX веков. Первоначально связанная с чайной церемонией, она, благодаря своему художественному своеобразию и тесным связям с философией, этикой и эстетикой чайного ритуала, завоевала широкое признание в Японии и значительно повлияла на развитие декоративно-прикладного искусства", - рассказали в пресс-службе музея.

Помимо основной коллекции музея Раку, в экспозиции будут представлены произведения из других японских коллекций, среди которых собрания Агентства по делам культуры Японии, Библиотеки Буддийского университета, Национального музея современного искусства в Токио, Музея изобразительных искусств Эгава и других.

Кроме того, к выставке будут приурочены гастрольное выступление Школы Конго театра Но и лекция Раку Китидзаэмона "Вселенная в чайной чаше - философия и эстетика чайных чашек Раку".

Более подробную информацию о выставке можно узнать на сайте Эрмитажа.

gorod-plus.tv

Выставка "Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше" » Отдел японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ

Дорогие друзья! Мы рады сообщить Вам о проведении в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина выставки «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше».

В июле и августе выставка с огромным успехом прошла в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и теперь, наконец, предстанет перед жителями столицы.

Представленная на выставке керамика дома Раку, чье имя происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, является прямым отражением эстетического восприятия и идеологии «ваби», проповедуемой основателем традиции чайного действа тя-но ю - Сэн-но Рикю, ее традиции передаются по наследству уже более 450 лет. В экспозицию вошли работы патриархов династии Раку, работы нынешнего пятнадцатого патриарха династии - Раку Китидзаэмона, а также работы будущего патриарха, познакомившись с которыми зрители смогут почувствовать бескрайность и безграничность космоса, заключенного в каждой из чашек.

Для создания более глубокого представления об историческом фоне становления керамики Раку, в экспозицию включены работы художника начала 17 в. Хонъами Коэцу, а также роскошные произведения живописи, в том числе известные ширмы «Виды Киото и окрестностей».

Выставка с огромным успехом прошла с 29 марта по 7 июня в музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA) . В России количество экспонатов будет увеличено почти вдвое, экспозицию пополнят знаменитые работы, в том числе работы основателя династии Раку - Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния: «Двухцветный лев» из собрания Музея Раку, «Черная чайная чашка-Раку Мукигури («Очищенный каштан») » из собрания Агентства по делам культуры Японии, «Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу («Ничего не иметь») » из собрания музея изобразительных искусств Эгава и др.

Выставка состоит из почти 160 экспонатов и впервые представляет в России керамику Раку в подобном масштабе.

Сроки проведения выставки:

22 сентября - 15 ноября 2015 года

Место проведения:

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей.

* * *

Организаторы:

Японский фонд, Музей Раку, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж; совместно с Посольством Японии в России и Генеральным Консульством Японии в Санкт-Петербурге

Содействие по проекту:

Национальный музей современного искусства Киото

Приподдерже:

JAL, Finn Air, Finn Air Cargo

Оргкомитет выставки:

Хаясия Сэйдзо (Президент Музея искусств Эгава)

Аканума Така (Мемориальный музей Мицуи)

Ито Ёсиаки (Вице-директор Национального музея Киото)

Раку Китидзаэмон XV (15й наследник семьи Раку, директор Музея изобразительных искусств Раку, Киото)

Кураторы выставки:

Мацубара Рюити (главный куратор, Национальный музей современного искусства, Киото)

Айнура Ишенбаевна Юсупова (куратор, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

Татьяна Борисовна Арапова (куратор, Государственный Эрмитаж)

* * *

Обращение действующего патриарха дома Раку,

Раку Китидзаэмона 15-го

Раку - японская самобытная традиция керамики, на протяжении 450 лет передающаяся из поколения в поколение с момента ее основания в 16 веке и до настоящего времени. Духовная основа традиции, наследуемая патриархами династии Раку от основателя - Тёдзиро, до нынешнего 15-го патриарха, представляет собой творческий процесс, являющийся отражением каждой эпохи.

В этом изобразительном мире, ограниченном рамками чайной чаши, умещающейся в ладонях, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему сознания, искусственности и естественности, случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, достаточности и недостаточности, и стремление к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чайной чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, от бесконечного космоса, подобного черной дыре, до едва заметного журчания горной речки.

Это не унаследование устаревших ценностей, а по истине авангардное действо, разворачивающееся здесь и сейчас. Созерцательность, заключенная в керамике Раку, созвучна с современными идейными течениями, и, вероятно, раскроет свой глубинный смысл в России и во всем мире.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ наследников династии Раку, а также включает мои работы, то есть керамику Рку 15-го, и, в качестве «наследуемого будущего», работы Раку Ацундо, который в ближайшем будущем станет 16-м патриархом династии. Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото.

Музей Раку был основан в 1978 году 14-м патриархом - Какуню, в собрание музея были переданы работы патриархов династии, документальные материалы, а также связанные с чайным действом произведения искусства - все то, что хранились в семье Раку, передававшей традиции на протяжении 450 лет. В коллекцию Музея Раку входят произведения, которые на протяжении долгого времени питали творческий дух патриархов Раку и передавались в семье от поколения к поколению.

По этим знаменитым работам учились ведущие мастера Раку: постигая суть традиций, они бросали им новый вызов, и создавали свой собственный изобразительный язык. Можно сказать, что собрание Музея - это квинтэссенция 450-летней истории керамики Раку.

Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, настоящая выставка собрала важнейшие экспонаты из других музеев, в ее состав вошли экспонаты, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ - потомками основателя чайной культуры тя-но ю Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Настолько насыщенные выставки редко встречаются даже в Японии. Я искренне рад тому, что жители России смогут вдоволь насладиться миром керамики Раку и углубить свое понимание в этой области.

Раку Китидзаэмон

Россия, 109189, Москва, Николоямская ул., 1, ВГБИЛ, 4 этаж. Тел: +7 (495) 626-55-83 / 85, факс: +7 (495) 626-55-68 © 2012 – 2015 Отдел Японской Культуры "Japan Foundation" во ВГБИЛ

jpfmw.ru

Космос в чайной чашке

НовостиЭрмитажКерамика Раку

В Эрмитаже открылась выставка японской керамики. Она называется «Керамика Раку: космос в чайной чашке».

«Раку» в переводе означает «наслаждение». Или «простота, естественность». Керамика Раку, которая традиционно используется в японской чайной церемонии, появилась в XVI столетии.

Однажды знаменитый мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю попросил мастера по изготовлению черепицы сделать чаши, которые могли бы стать воплощением принципа безыскусной красоты. И тот изготовил простые чаши - такие, в которых даже дефект казался достоинством, проявлением естественности и неповторимости.

Секреты керамики Раку до сих пор переходят от отца к сыну. И до сих пор эти чаши лепят вручную. «Почему мастера не используют гончарный круг?» - спросили журналисты куратора выставки господина Мацубару Рюити. «Гончарный круг нужен для того, чтобы тиражировать идеальную форму, а для керамики Раку это неприемлемо, - ответил он, - Каждая чаша должна быть уникальной, единственной в своём роде».

На выставке, которая открылась в Манеже (новом выставочном пространстве Малого Эрмитажа) , совсем немного света. В каждой витрине - всего одна чаша (иногда две) . Блики скользят по стеклу, серо-зелёный фон заслоняет небо (то есть потолок и окна) . И не так уж просто сконцентрировать своё внимание на единственном экспонате.

Но именно в этом заключается секрет. Кураторы выставки надеются, что зритель сможет, что он отстранится от внешних помех и увидит космос в каждой чаше. Рукотворной, незатейливой, единственной в своём роде.«У нас очень высокий темп жизни, - говорит господин Мацубара Рюити, - Но когда я останавливаюсь, чтобы заварить себе чашку чая, я задумываюсь о главных вещах».

Конечно, чашку чая посетителям выставки не предложат. Но особое освещение и старинные японские ширмы и свитки помогут остановить время. И тогда, заглянув, в каждую из представленных на экспозиции чаш, гость познает самого себя.

Добавить комментарий

www.hermitageline.ru

Выставка "Керамика Раку: космос в чайной чашке" - TeaTerra | TeaTerra

Чайный портал «Всё о чае»

Выставка «Керамика Раку: космос в чайной чашке»

11 июля в Государственном Эрмитаже (Манеж Малого Эрмитажа) в Санкт-Петербурге начнет свою работу выставка керамики дома Раку. Продлится выставка до 6 сентября.

Представленная на выставке керамика дома Раку, чье имя происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, является прямым отражением эстетического восприятия и идеологии «ваби», проповедуемой основателем традиции чайного действа тя-но ю - Сэн-но Рикю, ее традиции передаются по наследству уже более 450 лет. В экспозицию вошли работы патриархов династии Раку, работы нынешнего пятнадцатого патриарха династии – Раку Китидзаэмона, а также работы будущего патриарха, познакомившись с которыми зрители смогут почувствовать бескрайность и безграничность космоса, заключенного в каждой из чашек.

Для создания более глубокого представления об историческом фоне становления керамики Раку, в экспозицию включены работы художника начала 17 в. Хонъами Коэцу, а также роскошные произведения живописи, в том числе известные ширмы «Виды Киото и окрестностей».

Выставка с огромным успехом прошла с 29 марта по 7 июня в музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA) . В России количество экспонатов будет увеличено почти вдвое, экспозицию пополнят знаменитые работы, в том числе работы основателя династии Раку – Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния: «Двухцветный лев» из собрания Музея Раку, «Черная чайная чашка-Раку Мукигури («Очищенный каштан») » из собрания Агентства по делам культуры Японии, «Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу («Ничего не иметь») » из собрания музея изобразительных искусств Эгава и др.

Выставка состоит из более чем 170 экспонатов и впервые представляет в России керамику Раку в подобном масштабе.

Сроки проведения выставки:

  • 11 июля – 6 сентября 2015 года

Место проведения:

  • Государственный Эрмитаж, Манеж Малого Эрмитажа

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей.

Организаторы:

  • Японский фонд, Музей Раку, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина; совместно с Посольством Японии в России и Генеральным Консульством Японии в Санкт-Петербурге

Содействие по проекту:

  • Государственный музей современного искусства Киото

При поддерже:

  • JAL, Finn Air, Finn Air Cargo

Оргкомитет выставки:

  • Хаясия Сэйдзо (Президент Музея искусств Эгава)
  • Аканума Така (Мемориальный музей Мицуи)
  • Ито Ёсиаки (Вице-директор Национального музея Киото)
  • Раку Китидзаэмон XV (15й наследник семьи Раку, директор Музея изобразительных искусств Раку, Киото)

Кураторы выставки:

  • Мацубара Рюити (главный куратор, Национальный музей современного искусства, Киото)
  • Татьяна Борисовна Арапова (куратор, Государственный Эрмитаж)
  • Айнура Ишенбаевна Юсупова (куратор, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

В Москве выставка откроется в сентябре 2015 года и пройдет в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Обращение действующего патриарха дома Раку, Раку Китидзаэмона 15-го

Раку – японская самобытная традиция керамики, на протяжении 450 лет передающаяся из поколения в поколение с момента ее основания в 16 веке и до настоящего времени. Духовная основа традиции, наследуемая патриархами династии Раку от основателя – Тёдзиро, до нынешнего 15-го патриарха, представляет собой творческий процесс, являющийся отражением каждой эпохи.

В этом изобразительном мире, ограниченном рамками чайной чаши, умещающейся в ладонях, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему сознания, искусственности и естественности, случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, достаточности и недостаточности, и стремление к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чайной чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, от бесконечного космоса, подобного черной дыре, до едва заметного журчания горной речки.

Это не унаследование устаревших ценностей, а по истине авангардное действо, разворачивающееся здесь и сейчас. Созерцательность, заключенная в керамике Раку, созвучна с современными идейными течениями, и, вероятно, раскроет свой глубинный смысл в России и во всем мире.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ наследников династии Раку, а также включает мои работы, то есть керамику Рку 15-го, и, в качестве «наследуемого будущего», работы Раку Ацундо, который в ближайшем будущем станет 16-м патриархом династии. Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото.

Музей Раку был основан в 1978 году 14-м патриархом – Какуню, в собрание музея были переданы работы патриархов династии, документальные материалы, а также связанные с чайным действом произведения искусства – все то, что хранились в семье Раку, передававшей традиции на протяжении 450 лет. В коллекцию Музея Раку входят произведения, которые на протяжении долгого времени питали творческий дух патриархов Раку и передавались в семье от поколения к поколению.

По этим знаменитым работам учились ведущие мастера Раку: постигая суть традиций, они бросали им новый вызов, и создавали свой собственный изобразительный язык. Можно сказать, что собрание Музея – это квинтэссенция 450-летней истории керамики Раку.

Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, настоящая выставка собрала важнейшие экспонаты из других музеев, в ее состав вошли экспонаты, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ – потомками основателя чайной культуры тя-но ю Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Настолько насыщенные выставки редко встречаются даже в Японии. Я искренне рад тому, что жители России смогут вдоволь насладиться миром керамики Раку и углубить свое понимание в этой области.

Раку Китидзаэмон

www.tea-terra.ru

Искусство керамики Раку зародилось благодаря гончару Тёдзиро, жившему в Японии в конце XVI века. Благодаря своим произведениям он создал особый мир красоты и хрупкости, а секреты его мастерства передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.

Развивая идеи керамиста Сэн Рикю, Тёдзиро отказался от излишней декоративности своих изделий, создав тем самым принципиально новую культуру чаепития. Его чёрно-красные чаши полностью отвечали принципам ваби, что переводится с японского языка как «простота».

Выставку, которая будет проходить в Музее изобразительных искусств имени Пушкина, составят чайницы, чаши и другая утварь, имеющая отношение к чайной церемонии. Согласно японским поверьям, эти предметы не только несут в себе особую философию, но и являются отражением души их создателя.

Смотрите также:

KudaGo.com

В Государственном Эрмитаже открывается выставка Космос в чайной чашке / Культура / RusInform Россия

16 июля 2015, 12:36

Фото: www.shutterstock.com

Увидеть великое в малом — отличительная черта японской культуры — „небо в чашечке цветка“. Очень по-японски. Бережное хранение древних традиций.

Это первая в России выставка керамики Раку, сообщают Новости культуры. Она создаётся для особо медитативного ритуала чайной церемонии, что является важной частью духовной культуры Японии. В Японской традиции чаепитие — больше, чем просто церемония.

Ритуал, где каждая чашка, как вселенная в ладонях.

Необычайная подсветка несколькими лучами "выхватывает" из полумрака неправильную, а, может, непривычную форму глиняных чашек. В церемонии участвуют двое. "Один человек заваривает чай для другого человека.

И тот, для которого заварили этот чай, неспешно берёт чашку погружённый в созерцание формы и содержания. Выпивает, а потом смотрит в эту чашку, рассматривает её", — объясняет куратор выставки Мацубара Рюити.

Японский мастер Тедзиро, основатель гончарной династии Раку, придумал квадратную чашку в 1535 году, отказавшись от традиционных круглых форм. Он начал выпуск чёрного и терракотового цветов.

Это был сознательный отход от декоративности, от яркости, до сих пор использовавшихся изделий. Тедзиро отказывается от чайных ложек, блюдец, чайников: чай заваривается прямо в чашке. Почти аскетические изделия, не отвлекающие человека от созерцания.

Постичь самого себя помогает чашка чая, в которой заключён целый космос.

Для изготовления этих чашек мастера династии Раку используют редкий вид глины, которую добывали в окрестностях города Китото. Керамику покрывают особой глазурью — её состав держат в секрете, тайну передают из уст в уста, от отца — к сыну. Каждая чашка ручной работы.

И так на протяжении пяти столетий, не используя гончарного круга, лепят мастера квадратные формы ассиметричного контура, неравномерной толщины стенок изделия. На поверхности сетка трещин, растёкшаяся глазурь.

Иллюзорная безвкусность - на грани изысканной простоты и явного брака. В этой продуманной небрежности и таится прелесть керамики Раку.

  • Теги:
rusinform.org

“Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний” в Государственном Эрмитаже

15.07.2015

10 июля в Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка “Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний”.

Выставка организована Государственным Эрмитажем, Музеем Раку и Японским фондом совместно с Посольством Японии в России, Генеральным консульством Японии в Санкт-Петербурге при содействии Национального музея современного искусства Киото.

На открытии выставки присутствовали: директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ёсихиро Ямамура и Китидзаэмон Раку 15-ый с супругой.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ прославленных мастеров шестнадцати поколений династии Раку. Впервые в России представлены работы Тёдзиро, основателя династии Раку, и его наследников, включая работающих в настоящее время Китидзаэмона 15-го и Раку Ацундо, который станет 16-м главой Дома Раку.

Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото, основанного в 1978 году 14-м главой Дома Раку – Какуню. Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, выставка знакомит с произведениями из других японских собраний, среди которых Собрание Агентства по делам культуры Японии, Библиотека Буддийского университета, Национальный музей современного искусства в Киото, Национальный музей современного искусства в Токио, Музей изобразительных искусств Эгава, Музей Хосоми, Музея изобразительных искусств Сагава, а также из частных коллекций и собраний чайных домов Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ. Для представления исторического фона становления керамики Раку, в экспозицию включены произведения живописи и каллиграфии: свитки и ширмы, характерные для начала эпохи Эдо (1603-1868) , включая выполненные художниками связанными творческими контактами с семьей Раку.

Произведения мастерских Раку – одно из самых ярких явлений в японской керамике XVI – XX веков. Первоначально связанная с чайной церемонией, она, благодаря своему художественному своеобразию и тесным связям с философией, этикой и эстетикой чайного ритуала, завоевала широкое признание в Японии и значительно повлияла на развитие декоративно-прикладного искусства.

Секреты искусства гончаров Раку держались в тайне и сохранились до наших дней, переходя от отца к сыну (сын мог быть и не родным) . Подобную форму перехода мастерства от поколения к поколению, столь неукоснительно не соблюдала ни одна из японских школ керамики. Сохранению непрерывной производственной и художественной традиций мастерских Раку на протяжении нескольких столетий способствовало покровительство знатных семейств Японии.

Основная тема выставки “Керамика Раку: космос в чайной чашке” – непосредственно сама чашка, вылепленная вручную, без оглядки на декоративность и привлекательность формы, отражающая душу своего создателя. Здесь необходимо отметить особую роль отношений, возникающих между тем, кто готовит чай, и теми, кто его пьет.

Весь этот процесс занимает очень короткое время, но совершается не бессознательно: и человек готовящий чай, и человек его пьющий, как бы полностью перемещаются в пространство чашки и последовательно “обходят” его. Когда человек созерцает внутреннее пространство чашки, его мысли стремятся к таким глубинам, какие в другое время и вообразить невозможно: ему открывается бесконечность, которую как раз и можно назвать Вселенной.

Атмосферу японской элегантности и утонченности на открытии выставки подчёркивали гости в традиционных японских костюмах.

По случаю открытия выставки “Керамика Раку: космос в чайной чашке” Японский фонд организовал выступление школы Конго театра Но в России.

Театр Но, в котором представление состоит из песнопений, музыки и танца, - это традиционный вид искусства, история которого насчитывает 600 лет.

Стиль исполнения школы Конго, называемый также “танцующий Конго”, отличается захватывающими движениями актеров и вместе с тем великолепием и элегантностью. Кроме того, род Конго известен тем, что владеет многими известными театральными масками.

Особую гордость театра представляют одеяния актёров, выполненные из дорогих элитных тканей.

В 2001 году японский театр Но был включен в Первую декларацию мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

“Особенность японской культуры заключается в том, что оригинальные японские образ мышления и образ чувственного восприятия становятся своеобразным потоком, именуемым “традицией”, и проявляются, преодолевая время и эпохи и преобразуясь в различные художественные стили и формы. “Традиция” беспрерывным потоком проходит через глубинные слои японской культуры подобно тому, как в недрах японской земли повсюду и во все времена года тихо и стремительно струятся грунтовые воды и подземные реки. Эти подземные воды пропитывают землю, время от времени прорываясь на её поверхность ключами, и проявляются в качестве чрезвычайно творческой художественной культуры, обновляя образ эпохи.

В отличие от западного общества, которое сублимирует новую систему ценностей и новые выразительные средства путем критического анализа и отрицания прошлого, в Японии исконные образ мышления и образ чувственного восприятия сохраняются в потоке “традиции”, преодолевая эпохи. Художественная культура, забившая ключом в ту или иную эпоху - это прекрасный источник, вновь и вновь пробивающийся на поверхность земли, преодолевая границы жанра, преодолевая отдельные различия выразительных средств”, - Китидзаэмон Раку 15-ый.

Другие записи из блога автора:

www.riamoda.ru

Смотрите также