Про чай

Вселенная в чайной чашке

Выставка "Керамика Раку: космос в чайной чашке" » Отдел японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ

Дорогие друзья! Мы рады сообщить Вам о проведении в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) выставки «Керамика Раку: космос в чайной чашке».

Представленная на выставке керамика дома Раку, чье имя происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, является прямым отражением эстетического восприятия и идеологии «ваби», проповедуемой основателем традиции чайного действа тя-но ю - Сэн-но Рикю, ее традиции передаются по наследству уже более 450 лет. В экспозицию вошли работы патриархов династии Раку, работы нынешнего пятнадцатого патриарха династии - Раку Китидзаэмона, а также работы будущего патриарха, познакомившись с которыми зрители смогут почувствовать бескрайность и безграничность космоса, заключенного в каждой из чашек.

Для создания более глубокого представления об историческом фоне становления керамики Раку, в экспозицию включены работы художника начала 17 в. Хонъами Коэцу, а также роскошные произведения живописи, в том числе известные ширмы «Виды Киото и окрестностей».

Выставка с огромным успехом прошла с 29 марта по 7 июня в музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA) . В России количество экспонатов будет увеличено почти вдвое, экспозицию пополнят знаменитые работы, в том числе работы основателя династии Раку - Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния: «Двухцветный лев» из собрания Музея Раку, «Черная чайная чашка-Раку Мукигури («Очищенный каштан») » из собрания Агентства по делам культуры Японии, «Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу («Ничего не иметь») » из собрания музея изобразительных искусств Эгава и др.

Выставка состоит из более чем 170 экспонатов и впервые представляет в России керамику Раку в подобном масштабе.

Сроки проведения выставки:

11 июля - 6 сентября 2015 года

Место проведения:

Государственный Эрмитаж, Манеж Малого Эрмитажа

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей.

* * *

Организаторы:

Японский фонд, Музей Раку, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина; совместно с Посольством Японии в России и Генеральным Консульством Японии в Санкт-Петербурге

Содействие по проекту:

Государственный музей современного искусства Киото

Приподдерже:

JAL, Finn Air, Finn Air Cargo

Оргкомитет выставки:

Хаясия Сэйдзо (Президент Музея искусств Эгава)

Аканума Така (Мемориальный музей Мицуи)

Ито Ёсиаки (Вице-директор Национального музея Киото)

Раку Китидзаэмон XV (15й наследник семьи Раку, директор Музея изобразительных искусств Раку, Киото)

Кураторы выставки:

Мацубара Рюити (главный куратор, Национальный музей современного искусства, Киото)

Татьяна Борисовна Арапова (куратор, Государственный Эрмитаж)

Айнура Ишенбаевна Юсупова (куратор, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

В Москве выставка откроется в сентябре 2015 года и пройдет в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Информация о выставке появится на нашем сайте в конце августа, не пропустите!

* * *

Обращение действующего патриарха дома Раку,

Раку Китидзаэмона 15-го

Раку - японская самобытная традиция керамики, на протяжении 450 лет передающаяся из поколения в поколение с момента ее основания в 16 веке и до настоящего времени. Духовная основа традиции, наследуемая патриархами династии Раку от основателя - Тёдзиро, до нынешнего 15-го патриарха, представляет собой творческий процесс, являющийся отражением каждой эпохи.

В этом изобразительном мире, ограниченном рамками чайной чаши, умещающейся в ладонях, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему сознания, искусственности и естественности, случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, достаточности и недостаточности, и стремление к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чайной чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, от бесконечного космоса, подобного черной дыре, до едва заметного журчания горной речки.

Это не унаследование устаревших ценностей, а по истине авангардное действо, разворачивающееся здесь и сейчас. Созерцательность, заключенная в керамике Раку, созвучна с современными идейными течениями, и, вероятно, раскроет свой глубинный смысл в России и во всем мире.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ наследников династии Раку, а также включает мои работы, то есть керамику Рку 15-го, и, в качестве «наследуемого будущего», работы Раку Ацундо, который в ближайшем будущем станет 16-м патриархом династии. Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото.

Музей Раку был основан в 1978 году 14-м патриархом - Какуню, в собрание музея были переданы работы патриархов династии, документальные материалы, а также связанные с чайным действом произведения искусства - все то, что хранились в семье Раку, передававшей традиции на протяжении 450 лет. В коллекцию Музея Раку входят произведения, которые на протяжении долгого времени питали творческий дух патриархов Раку и передавались в семье от поколения к поколению.

По этим знаменитым работам учились ведущие мастера Раку: постигая суть традиций, они бросали им новый вызов, и создавали свой собственный изобразительный язык. Можно сказать, что собрание Музея - это квинтэссенция 450-летней истории керамики Раку.

Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, настоящая выставка собрала важнейшие экспонаты из других музеев, в ее состав вошли экспонаты, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ - потомками основателя чайной культуры тя-но ю Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Настолько насыщенные выставки редко встречаются даже в Японии. Я искренне рад тому, что жители России смогут вдоволь насладиться миром керамики Раку и углубить свое понимание в этой области.

Раку Китидзаэмон

Россия, 109189, Москва, Николоямская ул., 1, ВГБИЛ, 4 этаж. Тел: +7 (495) 626-55-83 / 85, факс: +7 (495) 626-55-68 © 2012 – 2015 Отдел Японской Культуры "Japan Foundation" во ВГБИЛ

jpfmw.ru

В Петербурге откроется выставка "Керамика Раку"

В пятницу, 10 июля, в Манеже Малого Эрмитажа (Дворцовая набережная, дом 34) состоится открытие выставки "Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний". Об этом сообщила пресс-служба учреждения.

На выставке будут представлены работы мастеров шестнадцати поколений династии Раку. "Произведения мастерских Раку - одно из самых ярких явлений в японской керамике XVI-XX веков. Первоначально связанная с чайной церемонией, она, благодаря своему художественному своеобразию и тесным связям с философией, этикой и эстетикой чайного ритуала, завоевала широкое признание в Японии и значительно повлияла на развитие декоративно-прикладного искусства", - рассказали в пресс-службе музея.

Помимо основной коллекции музея Раку, в экспозиции будут представлены произведения из других японских коллекций, среди которых собрания Агентства по делам культуры Японии, Библиотеки Буддийского университета, Национального музея современного искусства в Токио, Музея изобразительных искусств Эгава и других.

Кроме того, к выставке будут приурочены гастрольное выступление Школы Конго театра Но и лекция Раку Китидзаэмона "Вселенная в чайной чаше - философия и эстетика чайных чашек Раку".

Более подробную информацию о выставке можно узнать на сайте Эрмитажа.

gorod-plus.tv

Выставка "Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше" » Отдел японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ

Дорогие друзья! Мы рады сообщить Вам о проведении в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина выставки «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше».

В июле и августе выставка с огромным успехом прошла в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и теперь, наконец, предстанет перед жителями столицы.

Представленная на выставке керамика дома Раку, чье имя происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, является прямым отражением эстетического восприятия и идеологии «ваби», проповедуемой основателем традиции чайного действа тя-но ю - Сэн-но Рикю, ее традиции передаются по наследству уже более 450 лет. В экспозицию вошли работы патриархов династии Раку, работы нынешнего пятнадцатого патриарха династии - Раку Китидзаэмона, а также работы будущего патриарха, познакомившись с которыми зрители смогут почувствовать бескрайность и безграничность космоса, заключенного в каждой из чашек.

Для создания более глубокого представления об историческом фоне становления керамики Раку, в экспозицию включены работы художника начала 17 в. Хонъами Коэцу, а также роскошные произведения живописи, в том числе известные ширмы «Виды Киото и окрестностей».

Выставка с огромным успехом прошла с 29 марта по 7 июня в музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA) . В России количество экспонатов будет увеличено почти вдвое, экспозицию пополнят знаменитые работы, в том числе работы основателя династии Раку - Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния: «Двухцветный лев» из собрания Музея Раку, «Черная чайная чашка-Раку Мукигури («Очищенный каштан») » из собрания Агентства по делам культуры Японии, «Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу («Ничего не иметь») » из собрания музея изобразительных искусств Эгава и др.

Выставка состоит из почти 160 экспонатов и впервые представляет в России керамику Раку в подобном масштабе.

Сроки проведения выставки:

22 сентября - 15 ноября 2015 года

Место проведения:

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей.

* * *

Организаторы:

Японский фонд, Музей Раку, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж; совместно с Посольством Японии в России и Генеральным Консульством Японии в Санкт-Петербурге

Содействие по проекту:

Национальный музей современного искусства Киото

Приподдерже:

JAL, Finn Air, Finn Air Cargo

Оргкомитет выставки:

Хаясия Сэйдзо (Президент Музея искусств Эгава)

Аканума Така (Мемориальный музей Мицуи)

Ито Ёсиаки (Вице-директор Национального музея Киото)

Раку Китидзаэмон XV (15й наследник семьи Раку, директор Музея изобразительных искусств Раку, Киото)

Кураторы выставки:

Мацубара Рюити (главный куратор, Национальный музей современного искусства, Киото)

Айнура Ишенбаевна Юсупова (куратор, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

Татьяна Борисовна Арапова (куратор, Государственный Эрмитаж)

* * *

Обращение действующего патриарха дома Раку,

Раку Китидзаэмона 15-го

Раку - японская самобытная традиция керамики, на протяжении 450 лет передающаяся из поколения в поколение с момента ее основания в 16 веке и до настоящего времени. Духовная основа традиции, наследуемая патриархами династии Раку от основателя - Тёдзиро, до нынешнего 15-го патриарха, представляет собой творческий процесс, являющийся отражением каждой эпохи.

В этом изобразительном мире, ограниченном рамками чайной чаши, умещающейся в ладонях, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему сознания, искусственности и естественности, случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, достаточности и недостаточности, и стремление к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чайной чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, от бесконечного космоса, подобного черной дыре, до едва заметного журчания горной речки.

Это не унаследование устаревших ценностей, а по истине авангардное действо, разворачивающееся здесь и сейчас. Созерцательность, заключенная в керамике Раку, созвучна с современными идейными течениями, и, вероятно, раскроет свой глубинный смысл в России и во всем мире.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ наследников династии Раку, а также включает мои работы, то есть керамику Рку 15-го, и, в качестве «наследуемого будущего», работы Раку Ацундо, который в ближайшем будущем станет 16-м патриархом династии. Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото.

Музей Раку был основан в 1978 году 14-м патриархом - Какуню, в собрание музея были переданы работы патриархов династии, документальные материалы, а также связанные с чайным действом произведения искусства - все то, что хранились в семье Раку, передававшей традиции на протяжении 450 лет. В коллекцию Музея Раку входят произведения, которые на протяжении долгого времени питали творческий дух патриархов Раку и передавались в семье от поколения к поколению.

По этим знаменитым работам учились ведущие мастера Раку: постигая суть традиций, они бросали им новый вызов, и создавали свой собственный изобразительный язык. Можно сказать, что собрание Музея - это квинтэссенция 450-летней истории керамики Раку.

Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, настоящая выставка собрала важнейшие экспонаты из других музеев, в ее состав вошли экспонаты, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ - потомками основателя чайной культуры тя-но ю Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Настолько насыщенные выставки редко встречаются даже в Японии. Я искренне рад тому, что жители России смогут вдоволь насладиться миром керамики Раку и углубить свое понимание в этой области.

Раку Китидзаэмон

Россия, 109189, Москва, Николоямская ул., 1, ВГБИЛ, 4 этаж. Тел: +7 (495) 626-55-83 / 85, факс: +7 (495) 626-55-68 © 2012 – 2015 Отдел Японской Культуры "Japan Foundation" во ВГБИЛ

jpfmw.ru

Выставка "Керамика Раку: космос в чайной чашке" - TeaTerra | TeaTerra

Чайный портал «Всё о чае»

Выставка «Керамика Раку: космос в чайной чашке»

11 июля в Государственном Эрмитаже (Манеж Малого Эрмитажа) в Санкт-Петербурге начнет свою работу выставка керамики дома Раку. Продлится выставка до 6 сентября.

Представленная на выставке керамика дома Раку, чье имя происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, является прямым отражением эстетического восприятия и идеологии «ваби», проповедуемой основателем традиции чайного действа тя-но ю - Сэн-но Рикю, ее традиции передаются по наследству уже более 450 лет. В экспозицию вошли работы патриархов династии Раку, работы нынешнего пятнадцатого патриарха династии – Раку Китидзаэмона, а также работы будущего патриарха, познакомившись с которыми зрители смогут почувствовать бескрайность и безграничность космоса, заключенного в каждой из чашек.

Для создания более глубокого представления об историческом фоне становления керамики Раку, в экспозицию включены работы художника начала 17 в. Хонъами Коэцу, а также роскошные произведения живописи, в том числе известные ширмы «Виды Киото и окрестностей».

Выставка с огромным успехом прошла с 29 марта по 7 июня в музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA) . В России количество экспонатов будет увеличено почти вдвое, экспозицию пополнят знаменитые работы, в том числе работы основателя династии Раку – Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния: «Двухцветный лев» из собрания Музея Раку, «Черная чайная чашка-Раку Мукигури («Очищенный каштан») » из собрания Агентства по делам культуры Японии, «Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу («Ничего не иметь») » из собрания музея изобразительных искусств Эгава и др.

Выставка состоит из более чем 170 экспонатов и впервые представляет в России керамику Раку в подобном масштабе.

Сроки проведения выставки:

  • 11 июля – 6 сентября 2015 года

Место проведения:

  • Государственный Эрмитаж, Манеж Малого Эрмитажа

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей.

Организаторы:

  • Японский фонд, Музей Раку, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина; совместно с Посольством Японии в России и Генеральным Консульством Японии в Санкт-Петербурге

Содействие по проекту:

  • Государственный музей современного искусства Киото

При поддерже:

  • JAL, Finn Air, Finn Air Cargo

Оргкомитет выставки:

  • Хаясия Сэйдзо (Президент Музея искусств Эгава)
  • Аканума Така (Мемориальный музей Мицуи)
  • Ито Ёсиаки (Вице-директор Национального музея Киото)
  • Раку Китидзаэмон XV (15й наследник семьи Раку, директор Музея изобразительных искусств Раку, Киото)

Кураторы выставки:

  • Мацубара Рюити (главный куратор, Национальный музей современного искусства, Киото)
  • Татьяна Борисовна Арапова (куратор, Государственный Эрмитаж)
  • Айнура Ишенбаевна Юсупова (куратор, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

В Москве выставка откроется в сентябре 2015 года и пройдет в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Обращение действующего патриарха дома Раку, Раку Китидзаэмона 15-го

Раку – японская самобытная традиция керамики, на протяжении 450 лет передающаяся из поколения в поколение с момента ее основания в 16 веке и до настоящего времени. Духовная основа традиции, наследуемая патриархами династии Раку от основателя – Тёдзиро, до нынешнего 15-го патриарха, представляет собой творческий процесс, являющийся отражением каждой эпохи.

В этом изобразительном мире, ограниченном рамками чайной чаши, умещающейся в ладонях, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему сознания, искусственности и естественности, случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, достаточности и недостаточности, и стремление к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чайной чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, от бесконечного космоса, подобного черной дыре, до едва заметного журчания горной речки.

Это не унаследование устаревших ценностей, а по истине авангардное действо, разворачивающееся здесь и сейчас. Созерцательность, заключенная в керамике Раку, созвучна с современными идейными течениями, и, вероятно, раскроет свой глубинный смысл в России и во всем мире.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ наследников династии Раку, а также включает мои работы, то есть керамику Рку 15-го, и, в качестве «наследуемого будущего», работы Раку Ацундо, который в ближайшем будущем станет 16-м патриархом династии. Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото.

Музей Раку был основан в 1978 году 14-м патриархом – Какуню, в собрание музея были переданы работы патриархов династии, документальные материалы, а также связанные с чайным действом произведения искусства – все то, что хранились в семье Раку, передававшей традиции на протяжении 450 лет. В коллекцию Музея Раку входят произведения, которые на протяжении долгого времени питали творческий дух патриархов Раку и передавались в семье от поколения к поколению.

По этим знаменитым работам учились ведущие мастера Раку: постигая суть традиций, они бросали им новый вызов, и создавали свой собственный изобразительный язык. Можно сказать, что собрание Музея – это квинтэссенция 450-летней истории керамики Раку.

Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, настоящая выставка собрала важнейшие экспонаты из других музеев, в ее состав вошли экспонаты, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ – потомками основателя чайной культуры тя-но ю Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Настолько насыщенные выставки редко встречаются даже в Японии. Я искренне рад тому, что жители России смогут вдоволь насладиться миром керамики Раку и углубить свое понимание в этой области.

Раку Китидзаэмон

www.tea-terra.ru

Тёдзиро, Танака — Википедия

Биография

Родился в семье корейскихиммигрантов (возможно, китайских, именно эту версию поддерживают потомки мастера) . Его отец Амэя, прибывший в Японию в середине XVI века, стал приёмным сыном в японской семье Сасаки, вероятно, занимавшейся изготовлением черепицы. Тёдзиро, как и отец, проживал в Киото.

Занимался керамической скульптурой и изготовлением кровельной черепицы. Выполнил работы для дворца Тоётоми Хидэёси Юракудай в Киото: черепица и декоративные украшения для крыши. Старейшая из сохранившихся работа мастера — керамическая фигура льва, относящаяся к 1574 году.

Первая чайная керамика Тёдзиро создана в 1579 году (по предположению искусствоведов) . По заказу мастера чайных церемонийСэн-но Рикю Тёдзиро выполнил керамическую посуду, отражавшую идеалы простоты, безыскусности и строгости, лежащие в основе эстетическом канона разработанных им церемоний. Сэн-но Рикю создал принципиально новый стиль чаепития.

Он отказался от роскошных церемоний и декоративной посуды, которая в большинстве случаев ввозилась из Китая и Кореи. Керамика Тёдзиро идеально соответствовала этому новому стилю и стала обязательным атрибутом при проведении чайных церемоний при дворе. К 1584 году (?) относится указ Тоётоми Хидэёси, оригинал которого сохранился до нашего времени, дарующий Тёдзиро творческое имя «Раку» (яп.?, «наслаждение» или «простота», «естественность») , которое превратилось в название школы и наследственную фамилию потомков Тёдзиро.

Особенности творчества

Чаши Тёдзиро покрыты черной и красной глазурью (куро-раку — чёрные, и ака-раку — красные чаши) . Они изготовлялись вручную, а не на гончарном круге, их отличают значительные размеры, благородство, сдержанность и простота, шероховатость на ощупь. Лепка дает чашам асимметрию и неравномерность толщины стенок.

Чаши имеют цилиндрическую (а не коническую, как в Китае) форму и широкое дно На поверхности присутствует сетка трещин, глазурь часто нанесена намеренно неровно, неоднородно, иногда стекает каплями по поверхности. Чаши «вписаны в руку» и часто рассчитаны на конкретного заказчика. Работы мастера отражают принципы стиля «ваби-саби» (в основе которого лежат простота и безыскусность, концепция «ваби» тесно связана с дзэн-буддизмом) .

Технические секреты изготовления керамических изделий Тёдзиро держались в тайне и сохранились до наших дней, переходя от отца к сыну. Часто наследником становился представитель боковой ветви семьи, зять мастера, его приёмный сын, как было и в отношении преемника самого Тёдзиро — Тёкея (яп.??, ?—1635) . Переход мастерства от поколения к поколению настолько строго не соблюдала ни одна из японских школ керамики.

Обжиг изделия осуществлялся в небольшой муфельной печи на углях с температурой до 800°С на протяжении двадцати четырёх часов. Чёрные чаши покрывались свинцовой глазурью.

В её состав входили оксид железа и оксид кремния, в малом количестве: оксид кальция, марганца, калия, натрия, титана, глинозём и кремнезём, примеси. Фактура была результатом длительного обжига и охлаждения при температуре окружающего воздуха.

Такой метод создавал сеть трещин на поверхности. Использовались местные породы глины вблизи Киото.

Некоторые из работ Тёдзюро имеют статус национального культурного достояния Японии. Среди них: «Двухцветный лев» в собрании Музея Раку, «Мукигури», она же «Очищенный каштан» (коллекция Агентства по делам культуры Японии) , «Муитибуцу», она же «Ничего не иметь» (Музей изобразительных искусств Эгава) .

В настоящее время в Киото существует музей семьи Раку, где наряду с постоянными экспозициями проводятся временные выставки. Ежемесячно здесь читаются лекции, которые проводятся в форме чаепития с использованием чаш, изготовленных лично XV главой школы Раку Раку Китидзаэмоном специально к этому событию.

Музей был основан в 1978 году XIV главой школы Раку – Какуню (Китидзаэмон XIV) . До этого момента данная коллекция керамики Тёдзиро хранилась в семье Раку. Кроме коллекции Музея Раку работами мастера обладают собрания школ чайной церемонии Омотэсэнкэ и Урасэнкэ и государственные музеи Японии.

Обе школы были основаны потомками Рикю. Летом 2015 года крупная выставка работ школы Раку, включающая и произведения Тёдзиро, прошла в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Интересные факты

  • Возможно, Тёдзиро принадлежит первая в мире квадратная чашка (или, по крайней мере, самая ранняя из сохранившихся до нашего времени) .
  • В Европе работы Тёдзиро стали известны в первой половине ХХ века благодаря статьям и керамике в стиле Раку английского керамиста Бернарда Лича. Он долго жил в Японии, а вернувшись на родину открыл керамическую мастерскую. И его ончарная мастерская стала наследственной. Внук Бернарда Лича — также керамист.
  • Сэн-но Рикю - друг и многолетний сотрудник мастера.

  • Чёрная чаша. Мастерская Тёдзиро. XVI век.

  • Замок Юракудай на японской ширме XVI века (замок был демонтирован в 1595 году) .

  • Тоётоми Хидэёси - постоянный работодатель и покровитель Тёдзиро.

ru.wikipedia.org

В Государственном Эрмитаже открывается выставка Космос в чайной чашке / Культура / RusInform Россия

16 июля 2015, 12:36

Фото: www.shutterstock.com

Увидеть великое в малом — отличительная черта японской культуры — „небо в чашечке цветка“. Очень по-японски. Бережное хранение древних традиций.

Это первая в России выставка керамики Раку, сообщают Новости культуры. Она создаётся для особо медитативного ритуала чайной церемонии, что является важной частью духовной культуры Японии. В Японской традиции чаепитие — больше, чем просто церемония.

Ритуал, где каждая чашка, как вселенная в ладонях.

Необычайная подсветка несколькими лучами "выхватывает" из полумрака неправильную, а, может, непривычную форму глиняных чашек. В церемонии участвуют двое. "Один человек заваривает чай для другого человека.

И тот, для которого заварили этот чай, неспешно берёт чашку погружённый в созерцание формы и содержания. Выпивает, а потом смотрит в эту чашку, рассматривает её", — объясняет куратор выставки Мацубара Рюити.

Японский мастер Тедзиро, основатель гончарной династии Раку, придумал квадратную чашку в 1535 году, отказавшись от традиционных круглых форм. Он начал выпуск чёрного и терракотового цветов.

Это был сознательный отход от декоративности, от яркости, до сих пор использовавшихся изделий. Тедзиро отказывается от чайных ложек, блюдец, чайников: чай заваривается прямо в чашке. Почти аскетические изделия, не отвлекающие человека от созерцания.

Постичь самого себя помогает чашка чая, в которой заключён целый космос.

Для изготовления этих чашек мастера династии Раку используют редкий вид глины, которую добывали в окрестностях города Китото. Керамику покрывают особой глазурью — её состав держат в секрете, тайну передают из уст в уста, от отца — к сыну. Каждая чашка ручной работы.

И так на протяжении пяти столетий, не используя гончарного круга, лепят мастера квадратные формы ассиметричного контура, неравномерной толщины стенок изделия. На поверхности сетка трещин, растёкшаяся глазурь.

Иллюзорная безвкусность - на грани изысканной простоты и явного брака. В этой продуманной небрежности и таится прелесть керамики Раку.

  • Теги:
rusinform.org

Смотрите также