Про чай

Музей чайной чашка

Выставка "Керамика Раку: космос в чайной чашке" » Отдел японской культуры «Japan Foundation» в ВГБИЛ

Дорогие друзья! Мы рады сообщить Вам о проведении в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) выставки «Керамика Раку: космос в чайной чашке».

Представленная на выставке керамика дома Раку, чье имя происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, является прямым отражением эстетического восприятия и идеологии «ваби», проповедуемой основателем традиции чайного действа тя-но ю - Сэн-но Рикю, ее традиции передаются по наследству уже более 450 лет. В экспозицию вошли работы патриархов династии Раку, работы нынешнего пятнадцатого патриарха династии - Раку Китидзаэмона, а также работы будущего патриарха, познакомившись с которыми зрители смогут почувствовать бескрайность и безграничность космоса, заключенного в каждой из чашек.

Для создания более глубокого представления об историческом фоне становления керамики Раку, в экспозицию включены работы художника начала 17 в. Хонъами Коэцу, а также роскошные произведения живописи, в том числе известные ширмы «Виды Киото и окрестностей».

Выставка с огромным успехом прошла с 29 марта по 7 июня в музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA) . В России количество экспонатов будет увеличено почти вдвое, экспозицию пополнят знаменитые работы, в том числе работы основателя династии Раку - Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния: «Двухцветный лев» из собрания Музея Раку, «Черная чайная чашка-Раку Мукигури («Очищенный каштан») » из собрания Агентства по делам культуры Японии, «Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу («Ничего не иметь») » из собрания музея изобразительных искусств Эгава и др.

Выставка состоит из более чем 170 экспонатов и впервые представляет в России керамику Раку в подобном масштабе.

Сроки проведения выставки:

11 июля - 6 сентября 2015 года

Место проведения:

Государственный Эрмитаж, Манеж Малого Эрмитажа

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей.

* * *

Организаторы:

Японский фонд, Музей Раку, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина; совместно с Посольством Японии в России и Генеральным Консульством Японии в Санкт-Петербурге

Содействие по проекту:

Государственный музей современного искусства Киото

Приподдерже:

JAL, Finn Air, Finn Air Cargo

Оргкомитет выставки:

Хаясия Сэйдзо (Президент Музея искусств Эгава)

Аканума Така (Мемориальный музей Мицуи)

Ито Ёсиаки (Вице-директор Национального музея Киото)

Раку Китидзаэмон XV (15й наследник семьи Раку, директор Музея изобразительных искусств Раку, Киото)

Кураторы выставки:

Мацубара Рюити (главный куратор, Национальный музей современного искусства, Киото)

Татьяна Борисовна Арапова (куратор, Государственный Эрмитаж)

Айнура Ишенбаевна Юсупова (куратор, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

В Москве выставка откроется в сентябре 2015 года и пройдет в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Информация о выставке появится на нашем сайте в конце августа, не пропустите!

* * *

Обращение действующего патриарха дома Раку,

Раку Китидзаэмона 15-го

Раку - японская самобытная традиция керамики, на протяжении 450 лет передающаяся из поколения в поколение с момента ее основания в 16 веке и до настоящего времени. Духовная основа традиции, наследуемая патриархами династии Раку от основателя - Тёдзиро, до нынешнего 15-го патриарха, представляет собой творческий процесс, являющийся отражением каждой эпохи.

В этом изобразительном мире, ограниченном рамками чайной чаши, умещающейся в ладонях, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему сознания, искусственности и естественности, случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, достаточности и недостаточности, и стремление к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чайной чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, от бесконечного космоса, подобного черной дыре, до едва заметного журчания горной речки.

Это не унаследование устаревших ценностей, а по истине авангардное действо, разворачивающееся здесь и сейчас. Созерцательность, заключенная в керамике Раку, созвучна с современными идейными течениями, и, вероятно, раскроет свой глубинный смысл в России и во всем мире.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ наследников династии Раку, а также включает мои работы, то есть керамику Рку 15-го, и, в качестве «наследуемого будущего», работы Раку Ацундо, который в ближайшем будущем станет 16-м патриархом династии. Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото.

Музей Раку был основан в 1978 году 14-м патриархом - Какуню, в собрание музея были переданы работы патриархов династии, документальные материалы, а также связанные с чайным действом произведения искусства - все то, что хранились в семье Раку, передававшей традиции на протяжении 450 лет. В коллекцию Музея Раку входят произведения, которые на протяжении долгого времени питали творческий дух патриархов Раку и передавались в семье от поколения к поколению.

По этим знаменитым работам учились ведущие мастера Раку: постигая суть традиций, они бросали им новый вызов, и создавали свой собственный изобразительный язык. Можно сказать, что собрание Музея - это квинтэссенция 450-летней истории керамики Раку.

Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, настоящая выставка собрала важнейшие экспонаты из других музеев, в ее состав вошли экспонаты, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ - потомками основателя чайной культуры тя-но ю Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Настолько насыщенные выставки редко встречаются даже в Японии. Я искренне рад тому, что жители России смогут вдоволь насладиться миром керамики Раку и углубить свое понимание в этой области.

Раку Китидзаэмон

Россия, 109189, Москва, Николоямская ул., 1, ВГБИЛ, 4 этаж. Тел: +7 (495) 626-55-83 / 85, факс: +7 (495) 626-55-68 © 2012 – 2015 Отдел Японской Культуры "Japan Foundation" во ВГБИЛ

jpfmw.ru

Выставка "Керамика Раку: космос в чайной чашке" - TeaTerra | TeaTerra

Чайный портал «Всё о чае»

Выставка «Керамика Раку: космос в чайной чашке»

11 июля в Государственном Эрмитаже (Манеж Малого Эрмитажа) в Санкт-Петербурге начнет свою работу выставка керамики дома Раку. Продлится выставка до 6 сентября.

Представленная на выставке керамика дома Раку, чье имя происходит от надписи на печати, полученной в дар от Тоётоми Хидэёси, является прямым отражением эстетического восприятия и идеологии «ваби», проповедуемой основателем традиции чайного действа тя-но ю - Сэн-но Рикю, ее традиции передаются по наследству уже более 450 лет. В экспозицию вошли работы патриархов династии Раку, работы нынешнего пятнадцатого патриарха династии – Раку Китидзаэмона, а также работы будущего патриарха, познакомившись с которыми зрители смогут почувствовать бескрайность и безграничность космоса, заключенного в каждой из чашек.

Для создания более глубокого представления об историческом фоне становления керамики Раку, в экспозицию включены работы художника начала 17 в. Хонъами Коэцу, а также роскошные произведения живописи, в том числе известные ширмы «Виды Киото и окрестностей».

Выставка с огромным успехом прошла с 29 марта по 7 июня в музее искусств Лос-Анджелеса (LACMA) . В России количество экспонатов будет увеличено почти вдвое, экспозицию пополнят знаменитые работы, в том числе работы основателя династии Раку – Тёдзиро, имеющие статус национального культурного достояния: «Двухцветный лев» из собрания Музея Раку, «Черная чайная чашка-Раку Мукигури («Очищенный каштан») » из собрания Агентства по делам культуры Японии, «Красная чайная чашка-Раку Муитибуцу («Ничего не иметь») » из собрания музея изобразительных искусств Эгава и др.

Выставка состоит из более чем 170 экспонатов и впервые представляет в России керамику Раку в подобном масштабе.

Сроки проведения выставки:

  • 11 июля – 6 сентября 2015 года

Место проведения:

  • Государственный Эрмитаж, Манеж Малого Эрмитажа

Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей.

Организаторы:

  • Японский фонд, Музей Раку, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина; совместно с Посольством Японии в России и Генеральным Консульством Японии в Санкт-Петербурге

Содействие по проекту:

  • Государственный музей современного искусства Киото

При поддерже:

  • JAL, Finn Air, Finn Air Cargo

Оргкомитет выставки:

  • Хаясия Сэйдзо (Президент Музея искусств Эгава)
  • Аканума Така (Мемориальный музей Мицуи)
  • Ито Ёсиаки (Вице-директор Национального музея Киото)
  • Раку Китидзаэмон XV (15й наследник семьи Раку, директор Музея изобразительных искусств Раку, Киото)

Кураторы выставки:

  • Мацубара Рюити (главный куратор, Национальный музей современного искусства, Киото)
  • Татьяна Борисовна Арапова (куратор, Государственный Эрмитаж)
  • Айнура Ишенбаевна Юсупова (куратор, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

В Москве выставка откроется в сентябре 2015 года и пройдет в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Обращение действующего патриарха дома Раку, Раку Китидзаэмона 15-го

Раку – японская самобытная традиция керамики, на протяжении 450 лет передающаяся из поколения в поколение с момента ее основания в 16 веке и до настоящего времени. Духовная основа традиции, наследуемая патриархами династии Раку от основателя – Тёдзиро, до нынешнего 15-го патриарха, представляет собой творческий процесс, являющийся отражением каждой эпохи.

В этом изобразительном мире, ограниченном рамками чайной чаши, умещающейся в ладонях, происходит поиск глубинных связей с природой, стремление к философским размышлениям на тему сознания, искусственности и естественности, случайности и неизбежности, части и целого, завершенности и незавершенности, достаточности и недостаточности, и стремление к достижению ощущения вселенной в созидаемых формах. Содержимое чайной чаши можно назвать «вселенной в чайной чаше», раскрывающейся в ладонях, от бесконечного космоса, подобного черной дыре, до едва заметного журчания горной речки.

Это не унаследование устаревших ценностей, а по истине авангардное действо, разворачивающееся здесь и сейчас. Созерцательность, заключенная в керамике Раку, созвучна с современными идейными течениями, и, вероятно, раскроет свой глубинный смысл в России и во всем мире.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ наследников династии Раку, а также включает мои работы, то есть керамику Рку 15-го, и, в качестве «наследуемого будущего», работы Раку Ацундо, который в ближайшем будущем станет 16-м патриархом династии. Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото.

Музей Раку был основан в 1978 году 14-м патриархом – Какуню, в собрание музея были переданы работы патриархов династии, документальные материалы, а также связанные с чайным действом произведения искусства – все то, что хранились в семье Раку, передававшей традиции на протяжении 450 лет. В коллекцию Музея Раку входят произведения, которые на протяжении долгого времени питали творческий дух патриархов Раку и передавались в семье от поколения к поколению.

По этим знаменитым работам учились ведущие мастера Раку: постигая суть традиций, они бросали им новый вызов, и создавали свой собственный изобразительный язык. Можно сказать, что собрание Музея – это квинтэссенция 450-летней истории керамики Раку.

Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, настоящая выставка собрала важнейшие экспонаты из других музеев, в ее состав вошли экспонаты, представленные чайными школами Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ – потомками основателя чайной культуры тя-но ю Сэн Рикю, сохранившими традиции чайного действа до наших дней. Настолько насыщенные выставки редко встречаются даже в Японии. Я искренне рад тому, что жители России смогут вдоволь насладиться миром керамики Раку и углубить свое понимание в этой области.

Раку Китидзаэмон

www.tea-terra.ru

“Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний” в Государственном Эрмитаже

15.07.2015

10 июля в Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка “Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний”.

Выставка организована Государственным Эрмитажем, Музеем Раку и Японским фондом совместно с Посольством Японии в России, Генеральным консульством Японии в Санкт-Петербурге при содействии Национального музея современного искусства Киото.

На открытии выставки присутствовали: директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге Ёсихиро Ямамура и Китидзаэмон Раку 15-ый с супругой.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ прославленных мастеров шестнадцати поколений династии Раку. Впервые в России представлены работы Тёдзиро, основателя династии Раку, и его наследников, включая работающих в настоящее время Китидзаэмона 15-го и Раку Ацундо, который станет 16-м главой Дома Раку.

Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото, основанного в 1978 году 14-м главой Дома Раку – Какуню. Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, выставка знакомит с произведениями из других японских собраний, среди которых Собрание Агентства по делам культуры Японии, Библиотека Буддийского университета, Национальный музей современного искусства в Киото, Национальный музей современного искусства в Токио, Музей изобразительных искусств Эгава, Музей Хосоми, Музея изобразительных искусств Сагава, а также из частных коллекций и собраний чайных домов Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ. Для представления исторического фона становления керамики Раку, в экспозицию включены произведения живописи и каллиграфии: свитки и ширмы, характерные для начала эпохи Эдо (1603-1868) , включая выполненные художниками связанными творческими контактами с семьей Раку.

Произведения мастерских Раку – одно из самых ярких явлений в японской керамике XVI – XX веков. Первоначально связанная с чайной церемонией, она, благодаря своему художественному своеобразию и тесным связям с философией, этикой и эстетикой чайного ритуала, завоевала широкое признание в Японии и значительно повлияла на развитие декоративно-прикладного искусства.

Секреты искусства гончаров Раку держались в тайне и сохранились до наших дней, переходя от отца к сыну (сын мог быть и не родным) . Подобную форму перехода мастерства от поколения к поколению, столь неукоснительно не соблюдала ни одна из японских школ керамики. Сохранению непрерывной производственной и художественной традиций мастерских Раку на протяжении нескольких столетий способствовало покровительство знатных семейств Японии.

Основная тема выставки “Керамика Раку: космос в чайной чашке” – непосредственно сама чашка, вылепленная вручную, без оглядки на декоративность и привлекательность формы, отражающая душу своего создателя. Здесь необходимо отметить особую роль отношений, возникающих между тем, кто готовит чай, и теми, кто его пьет.

Весь этот процесс занимает очень короткое время, но совершается не бессознательно: и человек готовящий чай, и человек его пьющий, как бы полностью перемещаются в пространство чашки и последовательно “обходят” его. Когда человек созерцает внутреннее пространство чашки, его мысли стремятся к таким глубинам, какие в другое время и вообразить невозможно: ему открывается бесконечность, которую как раз и можно назвать Вселенной.

Атмосферу японской элегантности и утонченности на открытии выставки подчёркивали гости в традиционных японских костюмах.

По случаю открытия выставки “Керамика Раку: космос в чайной чашке” Японский фонд организовал выступление школы Конго театра Но в России.

Театр Но, в котором представление состоит из песнопений, музыки и танца, - это традиционный вид искусства, история которого насчитывает 600 лет.

Стиль исполнения школы Конго, называемый также “танцующий Конго”, отличается захватывающими движениями актеров и вместе с тем великолепием и элегантностью. Кроме того, род Конго известен тем, что владеет многими известными театральными масками.

Особую гордость театра представляют одеяния актёров, выполненные из дорогих элитных тканей.

В 2001 году японский театр Но был включен в Первую декларацию мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

“Особенность японской культуры заключается в том, что оригинальные японские образ мышления и образ чувственного восприятия становятся своеобразным потоком, именуемым “традицией”, и проявляются, преодолевая время и эпохи и преобразуясь в различные художественные стили и формы. “Традиция” беспрерывным потоком проходит через глубинные слои японской культуры подобно тому, как в недрах японской земли повсюду и во все времена года тихо и стремительно струятся грунтовые воды и подземные реки. Эти подземные воды пропитывают землю, время от времени прорываясь на её поверхность ключами, и проявляются в качестве чрезвычайно творческой художественной культуры, обновляя образ эпохи.

В отличие от западного общества, которое сублимирует новую систему ценностей и новые выразительные средства путем критического анализа и отрицания прошлого, в Японии исконные образ мышления и образ чувственного восприятия сохраняются в потоке “традиции”, преодолевая эпохи. Художественная культура, забившая ключом в ту или иную эпоху - это прекрасный источник, вновь и вновь пробивающийся на поверхность земли, преодолевая границы жанра, преодолевая отдельные различия выразительных средств”, - Китидзаэмон Раку 15-ый.

Другие записи из блога автора:

www.riamoda.ru

Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Произведения из японских собраний - Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Лекция Ито Ёсиаки «Чайные чаши Раку. Размышления об их появлении и смысле с точки зрения истории чайной церемонии "тя-но ю"»

22.09.2015

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

Лекция пройдет на следующий день после вернисажа выставки и поможет зрителям освоиться в неизведанном и удивительном мире керамики Раку и чайной церемонии.

Чайные чашки Раку родились, когда Сэн-но Рикю, известный как наиболее значимая персона в японской чайной черемонии "тя-но ю", поручил гончару Тёдзиро изготовить для чайной церемонии подобающие чашки. В ходе нынешней лекции я поразмышляю о чашках Раку с точки зрения истории чайной церемонии: о том, как они появились, о том, какой смысл они несут.

Чай, лежащий в основе известной нам сегодня чайной церемонии, был принесен в Японию из Китая монахами секты Дзэн в 11 веке. Сначала его пили в храмах, затем в домах самураев, а потом традиция распространилась на дома аристократов и торговцев.

В 14 веке любители чая стали собираться вместе, а в 15 веке при дворе сегуна Муромати возникло представление о важном значении чайной утвари. Первое повлекло за собой возникновение чайной церемонии, а второе отточило эстетическое восприятие японцев в отношении искусства, связанного с чаем.

С одной стороны, японцы приобретали выдающиеся эстетические чувства, связанные с древним китайским искусством, а с другой - появилась чайная церемония в стиле "ваби", так называемая "ваби-тя". Познав высшую красоту, в чайной церемонии ищут равную ей силу среди менее красивых вещей.

В ходе этих поисков для чайной церемонии используют фаянсовые пиалы корейской работы корай дзяван, керамические кувшины бидзэн и сигараки. Используют чашки, обожженные в печах Сэто, Мино и др.

С середины 16 века чайная церемония становится модным течением, прежде всего, в близких к столице районах, и в этих условиях роль отечественной, японской керамики становится важнее роли, которую исполнял китайский фарфор. Вместо того, чтобы искать подходящую для чайной церемонии утварь, Сэн-но Рикю делает следующий шаг: он хочет создать то, что будет удовлетворять требованиям чайной церемонии.

Так появляется чашка Раку, которую Сэн-но Рикю поручает изготовить гончару Тёдзиро. Примерно с середины 80-х годов 16 века на чайных сборищах начинают широко использовать чашки Мино и Раку, одно за другим появляются все новые и новые произведения.

Если сравнить чашки Мино и Раку, то становится понятным, что же такое чашки Раку. В ходе лекции мы увидим свитки с древними картинами, познакомимся с литературными памятниками эпохи Муромати, посмотрим на изображения чашек, передаваемых из поколения в поколение, все это поможет нам поговорить о чайной церемонии и чашках Раку и наверняка усилит интерес к выставке чашек Раку.

Ито Ёсиаки, исполнительный вице-директор, глава кураторского совета Национального музея Киото

Лекция приурочена к открытию выставки «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше».

Организаторы лекции: Японский фонд и ГМИИ им. А. С. Пушкина Лекция на японском языке с синхронным переводом Начало в 16:00 Место проведения: Центр эстетического воспитания «Мусейон»Вход свободый

www.arts-museum.ru

Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний - - Новости и афиша музеев России - - www.Museum.ru -

Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собранийc 10 июля по 6 сентябряСанкт-Петербург10 июля 2015 года в Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний».

Выставка организована Государственным Эрмитажем, Музеем Раку и Японским фондом совместно с Посольством Японии в России, Генеральным консульством Японии в Санкт-Петербурге при содействии Национального музея современного искусства Киото.

Выставка, в состав которой входят экспонаты, имеющие статусы Национального культурного достояния и Важного художественного объекта, строится вокруг работ прославленных мастеров шестнадцати поколений династии Раку. Впервые в России представлены работы Тёдзиро, основателя династии Раку, и его наследников, включая работающих в настоящее время Китидзаэмона 15-го и Раку Ацундо, который станет 16-м главой Дома Раку.

Большая часть экспонатов взята из коллекции музея Раку в Киото, основанного в 1978 году 14-м главой Дома Раку – Какуню. Помимо коллекции музея Раку, являющейся ядром экспозиции, выставка знакомит с произведениями из других японских собраний, среди которых Собрание Агентства по делам культуры Японии, Библиотека Буддийского университета, Национальный музей современного искусства в Киото, Национальный музей современного искусства в Токио, Музей изобразительных искусств Эгава, Музей Хосоми, Музея изобразительных искусств Сагава, а также из частных коллекций и собраний чайных домов Омотэ Сэнкэ и Ура Сэнкэ. Для представления исторического фона становления керамики Раку, в экспозицию включены произведения живописи и каллиграфии: свитки и ширмы, характерные для начала эпохи Эдо (1603-1868) , включая выполненные художниками связанными творческими контактами с семьей Раку.

Произведения мастерских Раку – одно из самых ярких явлений в японской керамике XVI–XX веков. Первоначально связанная с чайной церемонией, она, благодаря своему художественному своеобразию и тесным связям с философией, этикой и эстетикой чайного ритуала, завоевала широкое признание в Японии и значительно повлияла на развитие декоративно-прикладного искусства.

Простые и незатейливые по форме творения гончара Тёдзиро стали истинным воплощением принципа безыскусной красоты ваби, введённого в чайное действо мастером Сэн Рикю (1522?1591) и дошедшего до наших дней. Тёдзиро стал главной фигурой в формировании стиля керамики чайной церемонии Сэн Рикю, заложив основы современного гончарного искусства Раку. До появления в мире чайной церемонии Сэн Рикю, в сознании японцев чаепитие не ассоциировалась исключительно с японскими керамическими чашками (ценились как китайские чашки карамоно, так и корейские чашки корайдзяван) , однако Сэн Рикю отверг китайские и корейские чашки как чуждые духу чайного действа.

Тёдзиро положил начало династии гончаров создавших совершенно особый мир красоты, не имеющий аналогов в истории японской керамики. На протяжении почти четырех столетий, занимаясь производством чашек и других изделий, предназначенных для чайной церемонии, поколения гончаров семьи Раку демонстрировали высокое мастерство и творческую изобретательность.

Секреты искусства гончаров Раку держались в тайне и сохранились до наших дней, переходя от отца к сыну (сын мог быть и не родным) . Подобную форму перехода мастерства от поколения к поколению, столь неукоснительно не соблюдала ни одна из японских школ керамики. Сохранению непрерывной производственной и художественной традиций мастерских Раку на протяжении нескольких столетий способствовало покровительство знатных семейств Японии.

С технологической и художественной точек зрения, изготовление керамических изделий Раку является делом весьма сложным. Ручная формовка глины, вместо использования гончарного круга, делает каждый предмет уникальным, лепка даёт асимметрию контура и неравномерную толщину стенок изделия, что позволяет воплотить идеи естественности и простоты.

Необычные декоративные эффекты на поверхности - сетки трещин, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь, оплавления, появляющиеся в результате чересчур высокой температуры, намеренное использование технологических дефектов для достижения иллюзорной безыскусности, - балансируют на грани изысканной простоты и явного брака. Подобная продуманная небрежность и составляет главную прелесть керамики Раку.

Основная тема выставки «Керамика Раку: космос в чайной чашке» – непосредственно сама чашка, вылепленная вручную, без оглядки на декоративность и привлекательность формы, отражающая душу своего создателя. Здесь необходимо отметить особую роль отношений, возникающих между тем, кто готовит чай, и теми, кто его пьет.

Весь этот процесс занимает очень короткое время, но совершается не бессознательно: и человек готовящий чай, и человек его пьющий, как бы полностью перемещаются в пространство чашки и последовательно «обходят» его. Когда человек созерцает внутреннее пространство чашки, его мысли стремятся к таким глубинам, какие в другое время и вообразить невозможно: ему открывается бесконечность, которую как раз и можно назвать Вселенной.

Издательством Государственного Эрмитажа к выставке подготовлен каталог «Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний».

Кураторы выставки – Мацубара Рюити, главный куратор Национального музея современного искусства Киото;

Татьяна Борисовна Арапова, ведущий научный сотрудник Сектора Дальнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа

www.museum.ru/N58790

www.museum.ru

Смотрите также