Про чай

Чайная просто та

, чайные комнаты чаши - Страна чая или Изысканность простоты

.

ТИПЫ КИТАЙСКИХ ЧАЙНЫХ

Чайные упоминаются еще в письменных источниках времен династий Цзинь (III–V в. н. э.) . История опробовала всевозможные варианты, а в наши дни представлены:

1. традиционные, сохраняющие старинный колорит данной местности;

2. современные, или «новые», чайные в зданиях 60х гг., вокруг которых разбиты садики с искусственными горками и источниками, а интерьеры украшены живыми цветами, живописными и каллиграфическими свитками. Там подаются также семечки и сладости;

3. «функциональные» – чайные под открытым небом, чайные места в шахматных садиках или чайные с живой музыкой.

Современная чайная «под старину»

Заведения с музыкой существовали уже при династии Тан. Но нынешние – детище крупных городов и 80х г.г. прошлого века, когда в Китае был взят политический курс на открытость и модернизацию. Это искусство под чай в изысканном, на вкус устроителей, местечке с мягким интересным освещением.

А там, как повезет...

Кроме чайных в собственном смысле этого слова распространены передвижные чайные лотки чатань, предназначенные просто для быстрого и удобного утоления жажды, например на празднике или ярмарке.

Хотя ни один нормальный китаец не забудет, что чайная – это бизнес, с аурой культурного явления тоже никто расставаться не пожелает. Чайная для китайца – это символ и срез самого общества.

Чайная – это панорама, отразившая все причуды истории, вобравшая в себя мощный пласт традиционной культуры.

Чайная – это приют тепла среди городских кварталов. Изысканный не побрезгует ее простотой, а простой человек обретет здесь отдохновение от забот и свободу.

Лао Шэ

Это Лао Шэ (1899–1966) писал про демократичные пекинские чайные. Его пьеса «Чайная» (Чагуар ) , где действие происходит в конце императорского и начале республиканского Китая, стала классическим

произведением, на русский, правда, не переведена, на английском есть, а из репертуара китайских театров практически не исчезает. Через призму обычного чайного заведения у Императорской стены Лао Шэ в критическом ключе описал быт и нравы на рубеже веков.

Подкупает точность воспроизведения и богатство фактуры на уровне интонаций, ведь те года еще не покрылись мраком забытой и переосмысленной истории. Поэтому поход в театр может стать вашим шансом поймать ощущение традиционного Китая. По крайней мере, смотреть эту пьесу интереснее, чем современные костюмированные фантазии на тему великой династии Тан.

Теперь в Пекине есть заведение, которое так и называется – «Чайная Лао Шэ». Стоит только учитывать, что как раз вскоре после описываемых в пьесе событий китайцы с головой ушли в созидание истории, и им стало очень сильно не до чайных домиков.

Сам Лао Шэ погиб в годы Культурной революции. Тогда с чайными было совсем туго. Лишь в конце прошлого века началось бурное возрождение.

Чайных в столице шести династий нынче много, на самые разные вкусы, но, увы, показательные дорогие столичные чайные имеют весьма опосредованное отношение к старым трактирам и лавочкам.

ЧАЙНЫЕ

Большой известностью пользуются пекинские чайные.

В чайной имени Лао Шэ можно не только насладиться хорошим чайным напитком, но и послушать отрывки из классических опер и других традиционных театральных жанров. Известностью пользуются представления народных актеров, устраиваемые в чайной Тяньцяо.

Тому, кто проведет вечер за 8местным столом за чашкой чая и послушает отрывки из известных опер, представления которых устраиваются тут же, откроется «секрет» пристрастия пекинского старожила к посещению чайной. В последние годы в моду вошли чайные, где чай заваривают, строго соблюдая традиционную процедуру.

Вполне типичное описание с китайского туристического сайта. Уж как есть

www.e-reading.by

, чайные помещения чау - Страна чая или Изысканность простоты

.

ТИПЫ КИТАЙСКИХ ЧАЙНЫХ

Чайные упоминаются еще в письменных источниках времен династий Цзинь (III–V в. н. э.) . История опробовала всевозможные варианты, а в наши дни представлены:

1. традиционные, сохраняющие старинный колорит данной местности;

2. современные, или «новые», чайные в зданиях 60х гг., вокруг которых разбиты садики с искусственными горками и источниками, а интерьеры украшены живыми цветами, живописными и каллиграфическими свитками. Там подаются также семечки и сладости;

3. «функциональные» – чайные под открытым небом, чайные места в шахматных садиках или чайные с живой музыкой.

Современная чайная «под старину»

Заведения с музыкой существовали уже при династии Тан. Но нынешние – детище крупных городов и 80х г.г. прошлого века, когда в Китае был взят политический курс на открытость и модернизацию. Это искусство под чай в изысканном, на вкус устроителей, местечке с мягким интересным освещением.

А там, как повезет...

Кроме чайных в собственном смысле этого слова распространены передвижные чайные лотки чатань, предназначенные просто для быстрого и удобного утоления жажды, например на празднике или ярмарке.

Хотя ни один нормальный китаец не забудет, что чайная – это бизнес, с аурой культурного явления тоже никто расставаться не пожелает. Чайная для китайца – это символ и срез самого общества.

Чайная – это панорама, отразившая все причуды истории, вобравшая в себя мощный пласт традиционной культуры.

Чайная – это приют тепла среди городских кварталов. Изысканный не побрезгует ее простотой, а простой человек обретет здесь отдохновение от забот и свободу.

Лао Шэ

Это Лао Шэ (1899–1966) писал про демократичные пекинские чайные. Его пьеса «Чайная» (Чагуар ) , где действие происходит в конце императорского и начале республиканского Китая, стала классическим

произведением, на русский, правда, не переведена, на английском есть, а из репертуара китайских театров практически не исчезает. Через призму обычного чайного заведения у Императорской стены Лао Шэ в критическом ключе описал быт и нравы на рубеже веков.

Подкупает точность воспроизведения и богатство фактуры на уровне интонаций, ведь те года еще не покрылись мраком забытой и переосмысленной истории. Поэтому поход в театр может стать вашим шансом поймать ощущение традиционного Китая. По крайней мере, смотреть эту пьесу интереснее, чем современные костюмированные фантазии на тему великой династии Тан.

Теперь в Пекине есть заведение, которое так и называется – «Чайная Лао Шэ». Стоит только учитывать, что как раз вскоре после описываемых в пьесе событий китайцы с головой ушли в созидание истории, и им стало очень сильно не до чайных домиков.

Сам Лао Шэ погиб в годы Культурной революции. Тогда с чайными было совсем туго. Лишь в конце прошлого века началось бурное возрождение.

Чайных в столице шести династий нынче много, на самые разные вкусы, но, увы, показательные дорогие столичные чайные имеют весьма опосредованное отношение к старым трактирам и лавочкам.

ЧАЙНЫЕ

Большой известностью пользуются пекинские чайные.

В чайной имени Лао Шэ можно не только насладиться хорошим чайным напитком, но и послушать отрывки из классических опер и других традиционных театральных жанров. Известностью пользуются представления народных актеров, устраиваемые в чайной Тяньцяо.

Тому, кто проведет вечер за 8местным столом за чашкой чая и послушает отрывки из известных опер, представления которых устраиваются тут же, откроется «секрет» пристрастия пекинского старожила к посещению чайной. В последние годы в моду вошли чайные, где чай заваривают, строго соблюдая традиционную процедуру.

Вполне типичное описание с китайского туристического сайта. Уж как есть

www.e-reading.by

Парадокс простоты

Парадокс простоты

Если задаться целью прочитать максимум того, что пишут о чае в более-менее професииональных блогах, можно найти некоторое количество записей, посвященных с виду неразрешимому парадоксу. Он описывается как дихотомия вариантов "дешевый-дорогой" и "простой-сложный". Что за этим стоит?

Если говорить коротко - это реальность, с которой сталкивается каждый, кто встает на Путь Чая. Относительная дешевизна привычного желудку чая и дороговизна чая в специализированных магазинах нередко вводят новичка в ступор.

Первое, что приходит в голову - буржуи "накручивают" цену в поисках наживы! Загадка этого парадокса, впрочем, решается довольно быстро: достаточно приобрести дешевый и дорогой чай, сравнить их вкусовые качества, чтобы понять, что сумма, выложенная за 50 граммов качественного сортового чая оправданна. Более того, начинающий чайный мастер просто обязан пробовать дешевые сорта наряду с дорогими - нет лучшего пути познать истинное сокровище, чем сравнить его с мусором.

С наработкой мастерства и ростом познаний приходит и понимание, как происходит ценообразование на чайном рынке. А зависит оно от многих факторов - от доступности чая на внутреннем рынке страны-производителя, времени сбора, способа и качества обработки сырья, удачного и неудачного сезона сбора, степени свежести.

Последнее важно: зеленые чаи, особенно высокосортные, пьют только в год сбора, и цена на них высока. По прошествии года, когда собирается свежий урожай, цена на прошлогодний сбор резко падает. Именно в этот момент его закупают крупные компании для поставки на внешний рынок.

Поэтому покупая брендовый чай в красивой коробке мы почти всегда покупаем позапрошлогоднюю труху, которую ни один уважающий себя чаеман пить не станет.

Еще одна грань этого парадокса логически связана со второй парой противоречий. И касается она чайной утвари. Ведь она тоже стоит недешево. В особенности это касается чайников, о которых мы еще поговорим отдельно.

Пока же достаточно будет сказать, что чайник - это главный инструмент в процессе приготовления чайного эликсира, и поэтому от его качества зависит, насколько раскроется ваш чай и захочет ли он показать вам всего себя. Выбор чайника, его воспитание, уход за ним - дело высокой важности. Осознание этого также приходит по мере познания чая, при сравнении качеств различной утвари.

Я сам долгое время находился в плену заблуждения относительно важности правильной посуды. Долгое время я заваривал чай в чем придется, удивляясь, что не получаю всей гаммы ощущений, о которой читал в книгах и статьях специалистов. И только когда я решился на приобретение настоящего глиняного чайника, должным образом его подготовил и впервые заварил в нем привычный чай, до меня дошло, насколько я ошибался...

Второй парадокс немного сложнее. Все мы наслышаны о "чайных церемониях", которые нередко по сложности напоминают религиозное действо.

Отчасти это оправдано - ведь чай изначально стоял в одном ряду с прочими ритуальными напитками - соком кактусов, сомой, хаомой, аяуаской и так далее. То, что мы привыкли к чаю и пьем его каждый день, не отменяет простого факта - это субстанция, изменяющая состояние человека.

И хотя она не вызывает видений и привыкания, во многом чай остается мистическим веществом. Не зря же в Китае целых два божества "отвечают" за чай!

Действительно, чайные церемонии в их оригинальном виде невероятно сложны. Так, в Японии путь чая - это многолетнее следование всем тонкостям и деталям ритуала, в котором каждый жест полон смысла и важен для обеих участвующих в церемонии сторон. Мастер чайного действа в Японии должен выучить три основных типа церемонии, уметь правильно их совершать, а еще и разбираться в керамике, быть эстетически образованным, составлять букеты, слагать стихи, быть сведущим в каллиграфии, играть на музыкальном инструменте и просто уметь поддержать беседу с гостем.

На этом фоне чайные церемонии Китая и Кореи намного проще. Но во всех церемониях, опять же, важную роль играет утварь, а она подчас стоит немалых денег. А с другой стороны, все говорят, что чайный путь - это стремление к чистоте и простоте во всем.

Так как же разрешить эти парадоксы прежде, чем нас настигнет шизофрения?! Впредыдущей записи ("Заглянем чаю в душу") мы рассмотрели разные варианты толкования иероглифа "чай". Среди них шла речь о естественности и гармонии.

Мне кажется, это и есть ключ к правильному отношению к чаю.

Во-первых, приобретайте тот чай, который вам нравится. Несомненно, со временем вы перепробуете множество сортов, найдете среди них те, которые лягут вам на сердце.

Если нет возможности приобретать много хорошего чая - лучше купить мало, но получить от него подлинное наслаждение. Пробуйте и не очень дорогие сорта - особенно среди пуэров и улунов можно найти достойные чаи по вполне демократичной цене.

Во-вторых, не усложняйте себе жизнь ;) Чайная церемония - это действительно красиво и возвышенно. Но в приоритете - не плавный взмах руки и полет веера, а правильно приготовленный чайный эликсир.

Поставьте чай на первое место - и все, что вокруг чая, тоже займет свое место в порядке важности. Ничто не должно омрачить радости общения с чаем и вашими собеседниками. Если вы нашли эту золотую середину - вы счастливец!

А чайную церемонию можно придумать и собственную. В конце концов, чайный мастер - это вы.

Юрий Хващевский

osekretah.ru

Чай: эстетика простоты

Наталья Чуличкова(интервью с В. П. Мазуриком - доцентом кафедры японской филологии Института стран Азии и Африки МГУ, канд. филол. наук)

Сегодня наш собеседник - доцент кафедры японской филологии в Институте стран Азии и Африки при МГУ канд. филологических наук Виктор Петрович Мазурик. Чайному мастерству Виктор Петрович обучался в Японии и является членом Российского филиала чайной ассоциации «Урасэнкэ» с момента открытия его в Москве в 1989 г.

Виктор Петрович, диалог культур очень интересен современному человеку. Но действительно ли, знакомясь с чаем, мы открываем для себя Японию?

Установить культурный диалог пытались многие японские деятели еще с середины XIX века, когда страна была открыта для активного общения с Западом. Но наши культуры существуют как бы в двух разных измерениях, поэтому итог этого диалога получился довольно грустный: японцы за эти 150 лет взяли с Запада очень много и очень эффективно, а Запад не взял почти ничего. Если не считать каких-то экзотических понятий - гейши, самураи, сакура, - мы почти ничего не знаем об этой стране.

И вот в 80-х годах уже XX века чайный мастер Сэн Сосицу решил: а что если запустить действующую модель чайного действа через профессиональный интерес востоковедов, психологов, архитекторов (которые интересуются дзенской архитектурой) . Запустим и посмотрим, как она будет работать. Сэн Сосицу был потомком чайного мастера Рикю в 15-м поколении.

Помните, что у нас тогда в стране происходило? Все рушилось, государство шаталось. Я был на встрече с ним.

Он посмотрел на скептичные лица вокруг и сказал: «Я понимаю, что вы думаете: до чая ли нам, когда государство вот-вот развалится на части! Вы очень идеализируете восточную культуру. Вам кажется, что чайное действо - это плод благополучия, спокойных философских досугов.

А это - один из инструментов выживания в эпоху тотальной гражданской войны». Потому что Путь Чая появился в Японии в конце XVI века, в столетнюю японскую войну. Войну с очень жестоким финалом, и не только для страны, но и для чайных мастеров.

Мастер Сен-но Рикю вынужден был совершить харакири, многие его ученики тоже. Кто-то был казнен. Но именно потому, что обстановка была столь чудовищна, люди отчаянно нуждались в гармонии, чтобы было где возобновить силы.

Для воинов чайное действо было тренировкой концентрации сознания. А что такое для воина концентрация сознания перед битвой! Они не приходили на чай расслабиться.

Они непосредственно перед битвой сидели и пили чай. Это тоже далеко от утонченности и от красивой философической символичности.

Но если чай как действо родился из такой конкретной жизненной необходимости, откуда такая ритуальность? Почему простые вещи превратились в церемонию?

«Чайная церемония» - это просто очень неудачный перевод. Для русского языка больше подходит выражение «чайное действо».

Ритуальный аспект здесь далеко не самый главный и не в том смысле, как его понимают на Западе, а в том, как его понимают на Востоке: как некий упорядочивающий принцип, как механизм, превращающий хаос в космос. Здесь речь идет уже о сверхритуале, о ритуале, который не может быть сведен до какого-то частного аспекта - религиозного, государственного, семейного.

Чайное действо все время путают с формой бытовой культуры, доведенной до изысканности: есть английское чаепитие, есть французское, а есть - японское. Но оно совсем в этот ряд национальных чаепитий не укладывается.

Из чего же складывается чайное действо?

Из всего. Чайное действо - это модель идеального бытия, в ней ничего нельзя сократить. Сюда входят все формы бытового поведения - очищенная от всяких напластований природа, архитектура, все окружение человека, все его отношение к миру, маленькому и большому.

Поэтому, например, нужен сад. Без него нельзя, потому что это хотя бы маленькая, но определенная модель большой природы.

Имеется в виду сад по японским канонам?

Да. Он может быть из дуба, березы, ели (даже лучше, если растения будут естественными для своей климатической зоны) , но он должен быть сделан именно по японским канонам. Это означает, что сотворчество человека с природой не должно быть навязчивым.

Нет тех крайностей, которые есть на Западе: либо «все перекроим, как хотим», либо «руки прочь от природы». Есть очень активное сотрудничество человека с природой, но по планам природы. Когда человек вот так поработал с природой, то обнаружить следы его присутствия нельзя - природное начало еще больше выявляет себя, чем до его участия.

Еще необходим чайный дом?

Чайный дом - это очень сложная конструкция. Ей обязательно сопутствует простота, может быть даже бедность, но эта простота кажущаяся. Это простота, к которой ведет очень сложный путь. И бедность, которая очень дорого стоит. Но не в том смысле, что много денег надо потратить.

За деньги нельзя купить чайный дом. Как нельзя, к примеру, купить ум за деньги или тонкое эстетическое восприятие.

В чем сложность? Нет типовой архитектуры чайного домика. Он должен являться какой-то суммой пейзажа. Домик - он как растение, которое в этом ландшафте выросло. Каждый домик является уникальным произведением искусства или произведением природы и никогда не повторяется.

Он должен соответствовать всем природным стандартам, всем культурным стандартам, причем самым идеальным. Он должен быть идеальным интерьером, который идеально служит для чайного действа. И вы даже не представляете себе, насколько сложно совместить эти три вещи.

Это должен быть домик, в котором у человека изменяются все пространственно-временные ощущения: маленькое становится большим, краткое - длинным, долгое - мгновенным. И это не на уровне философских размышлений, а ощущаемо физически. А на самом деле это просто маленькая комнатка, в которой ничего нет.

Что значит «ничего нет»? Отсутствует мебель, но все-таки какие-то предметы используются?

Только те, которые нужны в чайном действе. Это минимальная модель бытия. Нет ничего лишнего, ни одного нефункционального предмета.

Почему нам, например, кажется красивой походка пантеры? Там нет ни одного лишнего движения. Точно так же красота форм и движений в чайном действе - это не красота для красоты, это красота абсолютной функциональности.

А как ощущается эта функциональность, например, в посуде, в чашках?

Когда я сам стал эти чашки держать в руках, сам стал делать чай, для меня было большим откровением. Идеальная чашка настолько хорошо предназначена для чайного действа, что в ней чай, как в сказке, сам собой возникает.

Она так хорошо лежит в ладони, что кажется продолжением руки. И когда ты подержал такую чашку, расставаться с ней - это трагедия (как с лучшим другом!) . Некоторые чашки, особенно корейской традиции, действуют просто магически. Дело не в утонченности или красоте форм, красок.

Эти чашки сделаны таким образом, что за внешней неказистостью стоит немыслимое совершенство. Но совершенство спрятанное.

Эстетика «ваби», эстетика простоты и кажущейся бедности, - это мастерство, которое мастер преодолел и оставил позади. Мастер поднялся до пика мастерства. Двигаться дальше некуда, только вниз. Но ваби - это не упадок.

Это движение вниз, к простоте, за которой стоит воспоминание о вершине. Внешняя простота, которая доступна только тому, кто на этой вершине побывал. Чашка вроде бы простая, вроде бы мастер нарушил каноны.

Но когда смотришь на эту неровную, серую, землистую, пористую чашку, чувствуешь движение, которое открыто бесконечности. И чем дольше ты смотришь, тем труднее отвести от нее взгляд.

Но не только чашки участвуют в процедуре чайного действа. Там сотни предметов: посуда для воды, котел, угли, огонь, чайники, сам чай. Даже уголь - это произведение искусства, такое же, как керамические чашки.

Его очень сложно делать, существует около 12 разных видов угля.

Для каждого конкретного действа - минимальное количество предметов. А в другое время суток, в другом сезоне, по другому поводу - другие предметы.

Это неудивительно, человек всегда так живет.

Да, у него все конкретно. Только здесь предметы живут все-таки не так, не так взаимодействуют с человеком. Тут предметы «прозрачны». В нашем мире предметы сами по себе, а человек сам по себе. И если он вступает в диалог с предметами, то этот диалог неравноправный.

Человек - активный субъект, предметы - пассивный объект. Он как хочет ими манипулирует, а они себе лежат. А в чайном действе все так построено, что если вы не туда поставите чашку, то она взбунтуется.

И если вы попытаетесь сделать следующее движение, то споткнетесь об эту чашку и упадете, расшибете себе лоб.

Вы, наверное, утрируете?

Да, конечно. Но у вас все равно ничего не выйдет. Если вы спросите у мастера: «Куда мне поставить?», он не будет объяснять. «Да поставь куда хочешь». Дзэнский принцип предполагает самому до всего доходить.

Человек ставит, и вдруг на каком-то действии у него затор. Ему надо другой предмет ставить, а место уже занято. Это как в шахматной игре.

Если он поставит предмет не туда, дальше не продвинется.

Все-таки это немножко непонятно. Ведь действительно можно поставить в разные места.

Нет, в разные нельзя, потому что тогда у вас будут лишние движения.

А почему нельзя сделать лишнее движение?

Потому что идеал чайного действа - ничего лишнего. Между пунктом А и пунктом Б должна быть прямая линия. Никаких «загогулин»!

Речь идет о достижении идеала, о сокращении пространства, времени - всего.

Ничего лишнего в жизни вообще. Все, что сверх необходимого, - это от лукавого. Например, если человек съел больше, чем может переварить, - это превращается в токсины, отравление. Вот он хочет отдохнуть, этого требует его тело.

Но если он залежался чуть-чуть дольше - это вредно для его здоровья, это снижает иммунитет, понижает тонус. Этика монаха в аскетических учениях: утром сбрасывай себя с постели презрительным броском, как будто ты какую-то грязь швырнул.

Потому что, если ты задержался на секунду, ты разбил свой ритм. Это вредно для здоровья, это вредно для этики. Это разжижает волю. Это отдаляет тебя от всех твоих жизненных целей. Не только на ту лишнюю секунду, на которую ты проспал.

Вообще ко всем целям, которые ты в этот день поставил, ты будешь опаздывать.

Ничего лишнего. И это не так легко, как кажется. В чайном действе ведь не только чай подают, там все блюда подают. Но как их подают! Во-первых, каждое движение - как синхронная блиц-игра.

Нельзя быстро двигаться и нельзя медленно. И в том, и в другом случае ты сломаешь всю игру. Должен быть некий ансамбль, который должен течь не быстро и не медленно, а идеально. То, что тебе подают, - идеально не только и даже не столько по вкусу, потому что вкус там минимален.

Вкусы утончены почти до безвкусия. Когда кто-то в первый раз ест блюда чайной кухни, родившиеся из монастырской медитационной диеты (кайсэки) , происходит следующее.

Как музыка японского театра Но кажется почти тишиной, точно так же ему эти блюда кажутся красивыми только внешне: глотаешь - а вкуса нет. Но только для человека с невоспитанным языком, привыкшего к грубому, вульгарному вкусу. Тот же, кто развил в себе утонченный вкус, понимает, что там только намеки вкуса, но какие!

Виктор Петрович, а кто такие чайные мастера?

В Японии среди тех, кто занимается чаем, есть несколько классов людей. Первый - те, кто становятся профессиональными тядзинами, делают это образом жизни. Это очень хлопотно. (Дело в том, что заработать на чае много нельзя. Особенно если ты не глава школы.

А глав школ там всего несколько человек за несколько сотен лет.) Это великие мастера, один визит к которым стоит много сотен долларов. Это немалые деньги, но знаете, сколько стоит подготовить одно чайное действо с большим чайным мастером? Это как домашний концерт со Святославом Рихтером.

Другой род чайных мастеров - это учителя в понимании более близком к современному. Здесь у чайного главы есть так называемые гетэи, его помощники, под ними есть еще определенные слои, ученики первого ранга и т. д. Своеобразная иерархия.

И третьи - индивидуальные чайные мастера, которые существуют вне традиционной школы. Они пытаются либо работать в какой-то своей, уникальной манере, либо создавать авангардистские школы, иногда очень гротескные, с элементами суперсовременной моды и т. д.

Школы, о которых Вы упомянули (и в том числе школа Урасэнкэ) , напоминают дзэнские монастыри?

Нет, это не монастыри, конечно, хотя главы школ, иэмото, имеют еще и духовный сан. Но это, скорее, почетные духовные звания, чем реальные. Хотя иэмото, безусловно, связаны с тем или иным дзэнским храмом.

День для главы традиционной школы начинается в 4 утра, а заканчивается в полночь. В его доме сотни лет горят вечным огнем чайные очаги, все время меняются угли. Там надо трудиться 24 часа в сутки 365 дней в году.

Для современного человека это подвижничество, не уступающее монашескому.

Иностранцы приезжают в такой центр познакомиться с японской культурой, традицией. А что это для самих японцев?

Хотя чайное действо родилось в средние века, для современных японцев это вовсе не экзотика. Оно требует очень большого труда, от гостя в такой же степени, как от чайного мастера. А для большинства современных японцев даже сидение на татами в странной позе сэйдза непривычно, они не умеют этого делать, а молодежь не умеет даже правильно надеть кимоно.

А в самой Японии кто приходит учиться чайному делу?

Во-первых, люди, которые интересуются историей своей культуры.

Во-вторых, те, у кого есть какие-то внутренние проблемы, комплексы, начиная от психологических и кончая физическими. Они, кстати, очень хорошо поправляют здоровье: устраняется искривление позвоночника, устанавливается правильное дыхание, вообще многие процессы уравновешиваются.

В-третьих, профессионалы, которые занимаются каким-то аспектом традиционной архитектуры, эстетики и т. д., - они просто получают профессиональные навыки.

В-четвертых, люди, которые хотят получить хорошее воспитание, особенно девушки. Чайные школы являются идеальными «школами невест».

Если девушка из небедной семьи (обучение довольно дорого) , имеющая достаточно свободного времени, получила диплом чайной школы, то она приобрела аристократические манеры, гармоничное поведение, начиная от тона голоса, осанки, знание всех сторон классической культуры - поэзии, прозы, архитектуры, музыки. Она человек, который идеально поддерживает беседу, великолепный кулинар, каллиграф... Поэтому девушки там составляют большую часть учащихся.

Да, еще есть редкие случаи людей, которые хотят через это смысл жизни постичь. Это уже почти религиозный подвиг. Но таких очень мало.

Это в Японии, а здесь, в России?

Практически так же. Но есть еще вот какой эффект. Когда только появился чайный класс, это был просто цирк, экзотика.

На самом деле нет на свете ничего менее зрелищного, чем чайное действо. Даже какой-нибудь процесс механической штамповки на конвейере ЗИЛа более зрелищен. У нас сформировались ошибочные стереотипы об утонченной эстетике в японской культуре.

Утонченность никогда не является там самоцелью. Она является побочным продуктом совершенно другого, чем у нас, культурного процесса.

В русской культуре есть аналог (но он все равно будет бесконечно далек) - это христианская литургия. Для человека светского литургия - некий музей отечественной культуры.

Но литургия и чайное действо принадлежат к вечно живым и актуальным процессам, которые предельно синкретичны, там нельзя отделить одно от другого. В литургии нельзя выделить рациональное, мистическое, эмоциональное, практическое и т. д. В литургии мир личности парадоксальным образом слит с миром соборным, микрокосм с макрокосмом.

Там нет я и нет мы. Там есть соборное Я. Там есть сохранение полноты личности и, одновременно, она присутствует, как во вселенском хоре. Нечто отдаленно схожее есть и в чае.

В чае все основы японской культуры соединены воедино: светская, философская, религиозная, этическая, практическая и т. д. И они соединены в таком синтезе, которого в западной культуре нет уже давно. А существует только в некоторых клеточках этой культуры. Я потому и привожу в пример литургию, что она уникальна в этом смысле.

Виктор Петрович, Вы проводите довольно сложные аналогии. Не очень понятно, эти принципы работают или уже стали достоянием истории? Вы с оптимизмом смотрите в будущее или с тревогой?

В культуре всегда есть определенная техника безопасности. Есть такие технологии, которые возвращают к истокам. Чайное действо - это технология возвращения к изначальному состоянию сознания, цельному.

Это не зрелище, это технология возвращения к синкретическому ощущению мира, где все со всем связано. Не символическая, а физиологически-практическая. Я это понял в чайном классе.

Я понял, что нет никакой разницы между спектаклем Но, коллективным сочинением поэтических цепочек Рэнга, чайным действом, каллиграфией, воинским искусством - все это сценарии обретения цельности.

Так вот, радостно осознавать, что культура (исконная, не придуманная «из головы») , будь она в Японии, в России - всегда имеет некоторые механизмы, которые противятся искусственным манипуляциям, искусственным представлениям человека о себе и о мире. И иногда они имеют характер конкретных физических форм и действий.

Чайное действо - одно из них. Даже во взрослом мире всегда жива Тайна и есть реальные Таинства.

Оригинал интервью в журнале «Человек без границ»:

www.newacropol.ru

Смотрите также