Про чай

Чайная чаша

Клуб Чайная Чаша статьи о чае

Чай — напиток человечности

Дорогой Друг Чая!

Вас ожидает радостное путешествие, которое шаг за шагом поможет постичь то, что на протяжении тысячелетий почиталось, как напиток человечности.

Вы узнаете обо всем, что связано с тем бесценным даром, который мы называем Чай. Про его славную и богатую историю, его ботанические свойства, про Дух Чая, культуру Чая.

Чай – утонченный напиток, требующий сосредоточенного и открытого восприятия. Он возносит Вас над миром физических ощущений к миру сияющей внутренней Свободы, блеску и глубине Знаний. Это и означает - пить Чай.

Путь начинается с первого шага – нужно удалиться от шумного мира, быстрой его изменчивости, сделать свою жизнь более размеренной и мудрой, делая один маленький глоток за другим из Чаши Жизни, а не выпивая все разом. Каждая чашечка ароматного терпкого Чая полна необычных ощущений и открытий. Во время безмятежного протекания сакрального времени, между первым и последним глотком Чая, Мир словно обновляется.

Чай пьют в самых разных ситуациях, в разных странах, люди разного возраста, разных социальных взаимоотношений. Чай – это возможность общения, соприкосновения и взаимопроникновения культур.

«…Чайные листья являются воплощением трех элементов –

Неба, Земли и Человека…Под Небом мы имеем в виду погоду и климат…Под Землей мы имеем в виду плодородность почвы…Человек олицетворяет искусство изготовления чая из листьев»

Около пяти тысяч лет история мира рассказывает нам о чае, древнейшем продукте, известном на Земле. Чайное дерево – многолетний вечнозеленый кустарник, принадлежащий семейству камелий, появившийся на планете, по мнению ботаников, 60 000 – 70 000 тысяч лет назад.

Долгое время считалось, что родина чая - юг Китая. Но открытие плантаций чайных растений в Индии, во Вьетнаме и на Цейлоне, результаты биохимических исследований, указывают их местом появления север Вьетнама. История проникновения чая в культуры народов мира удивительна и во многом таинственна.

Слагались легенды о первом открытии лекарственных свойств чайного листа. О первом знакомстве с изумительными свойствами волшебного чайного напитка.

Писались древние трактаты: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело».

Передавались поговорки: «Когда мы встаем утром, в первую очередь мы должны приготовить дрова, рис, масло, соль, сою, уксус и чай».

И в настоящее время чай является основным напитком для почти двух с половиной миллиардов человек на Земле, занимая второе место после питьевой воды. Его пьют в 30 странах мира.

Сбор чая в Ханчжоу, провинция Чжэцзян.

Считается, что лучший чай получается из листьев,

собираемых девушками до восхода солнца.

«Чайная история» различных культур начиналась с зеленого чая.

Китай – первая страна, в которой чай стали выращивать, производить и пить. Китайцы использовали его как лекарственное растение, овощ и затем как напиток.

Чай в древности использовали для алтарных жертвоприношений, в ритуалах поминовения предков. Монахи пили чай во время медитаций и чтения священных текстов.

Даосы включили чай в состав эликсира бессмертия.

В эпоху трех царств, царь государства приказал своим министрам пить вино и наслаждался зрелищем их опьянения. Лишь одному министру он разрешал не пить вина, а втайне угощал его чаем. С тех пор среди образованных людей стало модно угощать гостей чаем, создавая прекрасные и возвышенные чайные церемонии.

Ученые на своих длительных диспутах наслаждались напитком, стимулирующим размышления, философские раздумья, писали стихи, картины. Чаепитие превратилось в вид искусства. В чайных домиках выступали артисты, слушали предсказателей и рассказчиков, обсуждали политические и экономические новости.

Чай приносили в дар императору. Возникла «чайная борьба», соревнование крестьян в изготовлении лучшего чая для поставки к императорскому столу.

Чай дарили девушке при помолвке. «Чайный дар» в более широком смысле – сама помолвка, он может не являться собственно чаем.

Первый человек, создавший чайную церемонию, написавший Канон чая «Ча цзин», поэт Лу Юй получил имя Бога Чая.«Главное в чае – это вода. На втором месте – правильно ее вскипятить. На третьем – иметь хороший чайный лист.

Горная вода – лучшая, чистая, живая, речная – средняя, колодезная – худшая, застойная».

На этой картие изображены элегантные

китайские дамы, отдыхающие за чайным столом

и играющие на музыкальных инструментах.

Около X в.н.э., окончание династии Тан.

Для разогрева воды лучше использовать «у фо» - «военный» огонь, соответствующий большим периодам мощного горения и большого жара. Медленный, ровный и непрерывный «мэнь фо» - «гражданский» огонь лучше не использовать, вода может перестоять.

У чаеведов есть поговорка, что вода – мать чая, а чайник – отец чая.

Качество замечательного жаропрочного чайника искусной работы мастера, его несравненная красота, удобство этого сосуда для заварки также очень важны.

На переднем плане – декоративный старинный чайник из цзисинской керамики. На боковой поверхности чайника изображен феникс на крышке – огненный дракон. Декоративная форма наложена на внутренний слой из гладкой глины.

На заднем плане – традиционный цзисинский чайник простой формы с чайным набором. Чашки довольно большие и снабжены ручками наподобие европейских чайных чашек.

Чай – магическая, живая сущность. В традиции китайского чаепития воплощены «три драгоценности»: Небо, Земля и Человек. По китайской мифологии это троица творящих, от которых произошла «вся тьма вещей».

Чай с его неповторимыми свойствами играет роль порождающего начала – Неба. Человек играет роль принимающего начала – Земли. И само действо, уникальная среда общения, играет роль Человека, соединяющего вместе энергии Неба и Земли.

Использованы иллюстрации из книги Мастера Лам Кам Чуэна «Путь Чая. Секреты древней традиции».

Разработано

www.voin-duha.ru

Кружки и чашки: купить в интернет-магазинах Москвы на Викимарте — большой каталог, низкие цены, доставка, заказ online

1196

Чашки продаются либо сервизами, которые могут включать 4, 6 и более единиц, либо отдельно. Наиболее подходящим материалом для их изготовления считается фарфор, поскольку он долго сохраняет тепло и имеет привлекательный внешний вид.

Виды:

  • Кофейные — имеют небольшие размеры и объём.
  • Чайные чаши применяют для чая, а также иных горячих напитков (шоколад, какао) .
  • Бульонные — выделяются большими размерами и объёмом

Кружки в отличие от чашек имеют больший объем. Материал для их производства может использоваться любой – от фарфора до металла и пластика. Традиционная форма кружки – это усеченный конус или цилиндр, но современные производители этим не ограничиваются, предлагая модели в виде квадрата, треугольника, фрукта или овоща, мультяшного персонажа или какого-нибудь знаменитого здания, и т.д.

Кружки можно разделить на несколько видов в зависимости от их назначения:

  • Обычные. Изготавливаются из керамики или толстого стекла. Оснащены удобной ручкой, могут иметь любую форму, дизайн и вместительность.
  • Термокружки — сосуды с двойными стенками и дном, а также защитной крышкой. Такое решение способствует более медленному остыванию горячего напитка, в большинстве случаев их используют для кофе.
  • Дорожные. Это высокие изделия небольшого диаметра, без ручки, но с защитной крышкой, предотвращающей разбрызгивания. Некоторые модели тоже оснащаются двойными стенками.

home.wikimart.ru

Посуда для чайной церемонии | Легендарный Китай

ПОСУДА ДЛЯ ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ

Считается, что начало наборам для чайной церемонии, как, впрочем, и церемонии вообще, послужило появление в Китае в конце 15 века чайников из исинской глины. А дальше список посуды для чайной церемонии все расширялся и приобрел на данный момент определенный вид. Но кроме заварочных чайников для приготовления чая необходимы чайные инструменты, которые можно разделить на несколько групп:

  • для пересыпания чая;
  • для работы с чайными листьями;
  • для разливания чая;
  • для поддержания чистоты.

Набор посуды для чайной церемонии

  • Чаху (заварочный чайничек) , лучше всего из исинской глины (Исин - это место в провинции Цзянсу, где более тысячи лет добывают глину. Сейчас открыто около пятидесяти месторождений, отличающихся по составу, цветовому оттенку и свойствам глины) , но можно использовать и фарфоровый, стеклянный, фаянсовый. Крышка чайника сделана так, что она не вываливается, когда чайник сильно наклоняют.
  • Спиртовка (горелка) для поддержания воды определенной температуры для заваривания чая.
  • Чайница. В нее насыпается чай для одной церемонии. Такая чашечка предназначается для демонстрации чайной заварки. Гости могут оценить внешний вид и аромат чая.
  • Чахэ - совочек, предназначенный для перекладывания сухой заварки из чайницы в заварочный чайник.
  • Чахай ( дословно - море чая) , или гундаобэй (чаша справедливости – чаша для смешивания чая) . Если разливать чай по чашкам прямо из чайничка, то в разных чашках напиток будет разной крепости. Чтобы этого не происходило, сначала все переливается в чашу справедливости и уже оттуда наливается в чашки гостей.
  • Чалюй — ситечко. Для фильтрования чая при необходимости.
  • Чайник для кипячения воды. Раньше они делались из белой гуануанской глины, которая передавала мельчайшие оттенки звуков. По этим звукам определяли степень нагрева воды. Сейчас такие чайники делают из разных материалов. Пользуются популярностью чайники из стекла, так как в них можно видеть, как закипает вода и по пузырькам определять, когда вода готова.
  • Чабэй (чашки для чая) – могут быть различной формы, объема и из разных материалов, от совершенно простых до настоящего произведения искусства.
  • Пинцет- для возможности достать разваренные чайный листья и продемонстрировать их гостям. У хорошего чая эти листья действительно выглядят очень красиво.
  • Чачи – чашка для поддержания чайника горячим. Чайник ставится в нее просто так или на специальную подставку и поливается кипятком.
  • Чаюй – чашка для слива излишков воды, высыпания заварки.
  • Чабань – чайная доска, совмещающая в себе функции чачи и чаюй. Если купить набор для чайной церемонии с чабань, то Ча Чи и Ча Юй уже не понадобятся.
  • Вэнсян-бэй – чашка для вдыхания чайного аромата. Используется обычно в церемонии гунфу ча. При этом она идет в чайной паре. Высокий стаканчик называют вэнсябэй, низкую чашечку – пиньминбэй. Чай наливают в стаканчик, накрывают чашечкой, переворачивают и подают гостю на подставке. Аккуратно вынув стаканчик, вдыхаем аромат из высокой вэнсябэй, а из низкой чашечки пьём маленькими глотками готовый чай.
  • Подставка для чайной пары – носит декоративный и символический характер.
  • Гайвань – чашка с крышкой с небольшим зазором, через который напиток переливается в чашки. Иногда чай пьют через этот зазор прямо из гайвани.
  • Игла для прочищения носика чайника, если он забился.
  • Полотенце или чайная тряпочка для поддержания чистоты.

Это не полный перечень, но для домашнего использования более чем достаточный.

Наборы для чайной церемонии могут быть выполнены в одном стиле, но могут быть сделаны из разных материалов. Можно использовать чайник из исинской глины с фарфоровыми чашечками. Это не считается очень важным. Все же это просто инструменты для приготовления.

Главное в чайной церемонии – чай. При проведении чайной церемонии необходимо соблюдать правила, которые сейчас больше походят на чайные советы:

- Чайную церемонию нужно проводить без мыслей – как создатель пространства, в котором есть только Вы и чай. Высшее мастерство ритуала — когда Вы не привносите в него какие-либо мысли и чувства.

- Нельзя готовить чай, когда плохо на душе – чай запоминает ее состояние и передает пьющему.

- Отец чая — чайник, мать чая – вода. Плохой водой можно испортить даже самый хороший чай. Поэтому чайные мастера советуют не заваривать чай водой из водопровода – хлорка убивает вкус. Лучше брать бутылированную, или еще лучше — из родника, источника.

Чтобы чай получился вкусным, вода должна быть мягкой и с малым количеством солей.

- Три вдоха, три выдоха – и чай готов. Именно столько нужно времени, чтобы заварить чай. Когда чайник полный, напиток заваривается мгновенно.

Если завариваете чай в чашке, нужно 2-3 минуты, но не более. К тому же чай ни в коем случае не должен остыть.

Три стадии кипения воды для заваривания чая

Первая стадия (пузырьки на дне чайника) – «рачий глаз»; вторая стадия (вода «пощелкивает» и пузырьки бегут вверх) – «рыбий глаз»; третья стадия (меняется тон закипевшей воды) – «шум ветра в соснах». Кипячение воды следует сразу прекратить, как только послышится этот «шум ветра», поскольку последующее бурное бульканье означает «смерть воды» Китайцы подчеркивают, что долгое кипячение разрушает «жизненную силу воды». Англичане, в свою очередь поясняют, что для хорошего заваривания чая требуется большое содержание в воде кислорода, а он с началом бурного кипения быстро улетучивается.

Эксперты рекомендуют для заваривания различных видов чая использовать воду различной температуры:

Черный (полностью ферментированный) чай – 90-95 градусов

Зеленый (неферментированный) чай – 70-80 градусов

Белый (неферментированный) чай – 65-75 градусов

Для проведении чайной церемонии в домашних условиях рекомендуем Вамкупить набор для чайной церемонии по доступным ценам. Приятного чаепития!

Добавить комментарий

AziaLand.ru

Японская чайная утварь - TeaTerra | TeaTerra

Чайный портал «Всё о чае»

Японская чайная утварь

В рамках празднования 40-летней годовщины основания Сиднейской школы Урасенке (Chado Urasenke Tankokai Sydney Association) , была проведена выставка чайной утвари (dogu/??) , большинство предметов которой принадлежали Джону Хендерсону (John Henderson) /чайное имя Soei/. Жаль сам Джон не дожил до выставки.

Собирал он чайную утварь в течении 35 лет.Furo Daisu so Kazari - Kasane jawanПриготовление чая коича с использованием двух чашек и стенда «Дайсу». Kasane-jawan/???? означает «сложенные чашки»

«Дайсу» (Daisu/??) – особый вид переносной полки-подставки для процедуры формального типа. Может также использоваться в высших типах чайной церемонии «гё-но-гё дайсу» (Gyou-no-gyou daisu / ?????) и «син-но-гё дайсу» (Shin-no-gyou daisu / ?????) .

Вообще-то, полка «Дайсу» изначально была подставкой, на которую дзенские монахи клали свои принадлежности для различных церемоний, а чайные церемонии проводились с ее использованием, с самой лучшей китайской утварью КАРАМОНО.

Золотая и серебряная чаши Ака Раку (Aka-raku или Red Raku / ??) типичны для проведения Хацугамы (Hatsugama/??) , но так как Австралия находится в южном полушарии, то Новый год приходится на лето, поэтому используется очаг/жаровня Фуро (Furo/??) . Сосуд кама (Kama/?) так же формальный.

Все перечисленные выше предметы утвари японские.

  • - Чайница для коича (густого чая) сделана австралийцем Бобом Поутером (Bob Powter) .
  • - Чайница для усуча (жидкого чая) сделана Майком Дарлоу (Mike Darlow) из древесины черного орехового дерева Квинсленда.
  • - Чайная ложечка чашаку (Chashaku/??) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson) .

Комплект из 4х предметов из селадона (celadon/??) сделаны Полом Девисом (Paul Davis)

  • - Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/??) или мидзусаши
  • - Подставка футаоки (Futa-oki/??) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/??)
  • - Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/??)
  • - Сосуд/высокий кувшин шакудате (shakudate/??)

Одна из разновидностей фарфора, которая считается самой подходящей для заваривания зеленого чая – это цинцы, или селадон. Cамо название «цинцы» переводится как «сине-зеленая керамика».

При производстве этого вида керамики используется высокотемпературный обжиг (более 1000 градусов) и особая глазурь с добавлением оксида железа, из-за чего посуда приобретает зеленовато-синий оттенок и особый блеск. Изделия цинцы очень плотные, с толстыми стенками, округлые и гладкие.

Зачастую такую посуду сравнивают с нефритом. Цвет глазури колеблется от светло-зеленого или бледно-голубого («Цвет озерной воды») до зеленоватого («Цвет зеленой сливы») , темно-зеленого или серо-голубого («Цвет грозового неба») . При производстве часто применяют особый прием, из-за которого на поверхности появляются маленькие трещинки, «кракле», которые придают изделиям более «древний» вид. Чаще всего посуда из цинцы ничем не украшается, чтобы не отвлекать от красоты линий и прекрасного цвета глазури.

Предшественницей фарфора была зеленая керамика — «цин тао». Ее делали из смеси каолиновых глин с песком и покрывали глазурью серо-зеленого или зеленовато-коричневого цвета. Такой тип керамики научились делать в II в. н.э. на юге Китая.

Позднее, после изобретения в VII веке уже настоящего фарфора, стали выпускать похожий на нее тип керамики — селадон (доу цин тао — «горохово-зеленая керамика») . Это были монохромные изделия, хотя цветовая гамма постоянно расширялась.

Furo Nagaita so Kazari (?? ?????) Приготовление чая с использованием длинной доски, на которой выставлена почти вся утварь

«Нагаита» (Nagaita/??) - это и есть длинная деревянная доска, обычно используемая для очага фуро, на которой мы видим:

  • - Очаг/жаровня Фуро (Furo/?? тут mayu-buro/???) - сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney
  • - Сосуд кама (Kama Shin Nari/? ??) - производство Япония
  • - Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/??) - сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney - в кесу мы видим хрустальную вазочку, используемую как футаоки (Futa-oki/??) , т.е. как подставку для бамбукового ковшика хишаку (Hiskahu/??)
  • - Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/??) или мидзусаши из сине-зеленого стекла - сделан Chuck Willoughby, USA
  • - Сосуд, похожий на высокий кувшин, имеющий название шакудате (shakudate/??) , сделан Bill Campbell, USA

Рядом мы видим сосуд для холодной воды мидзуцуги (Mizutsugi/??) или мизуцуги, похожий на чайник и используемый для долива воды в мизусаши и кама, так же австралийского происхождения сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney.

Ну и конечно заграждение (?) сделанное Майком Дарлоу (Mike Darlow) из истинно австралийского дерева с названием Казуарина (анг. She Oak) . Да и мотив у изделия австралийский - кенгуру и страус эму, которые являются символами Австралии и обычно красуются на гербе страны.

Naka oki with Oita - NagaoПриготовление чая осенью, используя шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром. Перед очагом стоит большое деревянное заграждение, а на доске-дисплее дежит ковш хишаку

Нака-оки (Naka oki/??) - вид чайной церемонии, которую проводят обычно в октябре. Она одна из 3х октябрьских процедур, при которой используют высокий сосуд мизусаши.

Варианты размещения которого дают различные виды процедур (темае/temae/??) . Тут сосуд мизусаши размешен слева от очага. К тому же «Разбитый очаг» (Broken Furo / yatsureburo / ????? / ???) , что мы видим, тоже используется в чайной церемонии в последние дни октября.

  • - Заграждение или О-ита (Oita/??) из Австралийсктно Каштаноспермума древесина, которго напоминает древесину грецкого ореха. Мастер James Carr.
  • - Очаг/жаровня Фуро (Furo/?? тут «Broken Furo» - yatsureburo / ????? или ???) - производство Япония
  • - Сосуд кама (Kama/?) - производство Япония
  • - Чайница для коича (густого чая) сделана австралийцем Бобом Поутером (Bob Powter)
  • - Шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром (So Ryo Donsu/????) принадлежит нашей сенсей
  • - Чайная ложечка чашаку (Chashaku/??) сделана в Японии мастером Chikuho.
  • - Чашка сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • - Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/??) или мидзусаши цвета осенних красок - мастер Ingrid Mueler
  • - Подставка футаоки (Futa-oki/??) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/??) - это стеклянная подставка для яйца 1920х годов под оранжевый мрамор (на фото она перевернутая вверх дном) . Мастер не известен.
  • - Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/??) в виде вложенных друг в друга чашек керамики коричневого и серо-голубого цвета, мастер Campbell Hegan, ныне живет в Новой Зеландии.

Вот картинка найденная на просторах интернета показывающая разные виды переносного очага.

Эта картинка показывает детали сосуда Кама (Kama/?)

Arai Jakin (????) Приготовление усуча или жидкого чая летом, с использованием низкой чашки с широкими краями

Чайная церемония Arai Jakin (????) обычно проводится в августе. Август в Японии, самый жаркий и знойный месяц, поэтому посредством чайной утвари создается ощущение прохлады. При этом виде чайной церемонии, хозяин приносит посуду в чайную комнату и в чайной чаше есть немного холодной воды (в отличие от пустой и сухой чаши, как правило) .

Вообще-то иероглифы «??» переводятся как «чакын», это небольшой кусок ткани, которым протирается чашка. Так уже смоченные чакин и венчик, по существу призваны дать ощущение прохлады перед началом церемонии. На самом деле, дело в том, чтобы создать более эстетическое ощущение прохлады, чем нечто физически прохладное.

  • - Плоская плитка шикигавара (Shikigawara/??) или как еще можно перевести «каменная ступенька», тут керамическая сделана Полом Девисом (Paul Davis) . Такая подставка предохраняет татами от следов разогретого очага, а эта сделана так, буд-то она сама покоробилась от зноя дня, но не от жара очага.
  • - Комплект очаг/жаровня Фуро (Furo/??) (обычно в таком стиле бывает бинкакэ (binkake / ??) - маленькая переносная жаровня, на которой греют не кама, а чугунный чайник тэцубин (tetsubin / ??) ) и котла (Kama/?) сделанны из белой глазурованной керамики (??) , японского производства.
  • - Контейнер для чая нацумэ (Natsume/??) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, сделан из древесины Бразильского грецкого ореха. Мастер Jual.
  • - Чайная ложечка чашаку (Chashaku/??) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson) . - Летняя чашка сделана Яном Мак Кай (Ian McKay) , Австралия.
  • - Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/??) или мидзусаши из стекла с зеленым низом и синим верхом, сделана Keith J. Rowe
  • - Подставка футаоки (Futa-oki/??) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/??) из черного бамбука из Eden Gardens, NSW - принадлежит Энтони Брайену (Anthony Brien)
  • - Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/??) - производство Robertson Pottery, NSW

Мизусаши (Mizusashi/??) или мидзусаши/мидзусаси могут быть бронзовыми, керамическими, стеклянными и деревянными, иметь самые различные формы, но все они должны отвечать одному обязательному требованию — быть удобными для выноса из «водной комнаты» в помещение, где проводится чаепитие, будучи наполненными водой. Мизусаши закрывается крышкой, причем иногда корпус мидзусаси и крышка делаются из различных материалов, например, керамическая емкость может иметь деревянную крышку, покрытую лаком.

Предпочтение отдается гончарным и фаянсово-фарфоровым изделиям. Среди керамических и фаянсовых сосудов мизусаши ценились емкости, изготовленные на знаменитых гончарных производствах в Сэто, Мино, Бидзэн, Сигараки, Ига, Токонамэ, Тамба, Карацу.

Первые японские мизусаши из керамики начали делаться в Бидзэн и Сигараки в конце XV в. Об утвари именно из этих мастерских говорил в своем иисьме к Фуруити Харима первый патриарх чайной церемонии Мурата Сюко. Данные мизусаши представляли собой горшки, использовавшиеся в хозяйственных целях в деревенских домах.

Выбор того или иного вида мизусаши обусловливался помимо степени формальности чаепития еще рядом факторов. Если в чайной комнате стоит полка-тана, то не рекомендуется использовать кувшины из керамики, не покрытые глазурью, а также деревянные емкости, поскольку их нельзя выставлять на полку (такие мизусаши могут находиться только на татами) . Летом предпочтение отдается кувшинам с широким горлом.

Когда «хозяин» снимает крышку, «гости» видят воду, и это вызывает у них ощущение свежести и прохлады. Если используют неглазурованную керамическую или не покрытую лаком деревянную емкость, перед выносом в чайную комнату ее обливают снаружи водой, что должно вызвать у смотрящих на кувшин «гостей» ощущение чистоты.

Чаще всего, если вы будите искать информацию о японской чайной церемонии, то будите находить разновидности ее, типа - «Чайная церемония включает в себя много разновидностей, но традиционных существует только шесть: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя и специальная.» Это, скажу я вам, глубокое заблуждение и разновидностей так много, что порой изучение может занять 20 лет.

Человек, изучающий японскую чайную церемонию, должен изучать кроме приготовления чая и проведения самой церемонии, еще и каллиграфию (по крайней мере уметь читать прописные иероглифы) , искусство составление букета - Икебано (???) и стиля Икэнобо, а конкретнее Чабана («чайные цветы») . Композиции для чайной церемонии должны быть скромными и чаще всего состоять из одного цветка в простой и неброской вазе.

Kinin Kiyotsugu Koicha Ro (? ???? ??) Приготовление чая для дворянина или его приближенного слуги, т.е. для особого гостя

Этот стенд единственный, где представлен зимний очаг (Ro / ?) , а так же представляет интерес заграждение или О-ита (Oita/??) в котором есть миниатюрные вазочки для цветов. Если учитывать, что эта чайная церемония проводится в холодное время года, то присутствие цветов, есть знак особого уважения.

  • - Полочка - Koko-dana (???) - черный лак, с красными краями. Стиль этой полочки был введен в использование чайной церемонии в середине 19 века Gengensai (???) . Когда-то сам Сен Рекю (Sen Rikyu / ???) использовал такую же, но со временем это забылось.
  • - Контейнер для чая нацумэ (O-natsume/??) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, сделан из древесины Хуанской сосны (стоит на полочке) - из коллекции Джона Хендерсона (John Henderson)
  • - Очаг/жаровня Ро (Ro/?) тут «Oki Ro»
  • - Чайница для коича (густого чая) сделана Яном Мак Кай (Ian McKay) , Австралия.
  • - Шелковый футляр для чайницы из 3х-цветной парчи принадлежит Joyce Millege
  • - Чайная ложечка чашаку (Chashaku/??) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson)
  • - Главная чаша (Omo-chawan / ???) в стиле Тэммоку (Temmoku / ??) - чаша с темной глазурованной поверхностью, тип классических японских глазурей - сделана Яном Мак Кай (Ian McKay) , Австралия.
  • - Вторая чаша (chawan / ???) стиль Хаги (Hagi / ?) сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • - Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/??) , так же сделан Полом Девисом (Paul Davis)
  • - Подставка футаоки (Futa-oki/??) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/??) из селадона (celadon/??) сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • - Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/??) в стиле Temmoku сделан Полом Девисом (Paul Davis)

Чаши Тэммоку (Temmoku / ??) Чашки эти были особые – такими пользовались в монастырях на горах Тяньму, а изготовлялись они китайскими гончарами по очень сложной технологии. В Китае эти изделия называли черным фарфором – из-за цвета глазурованной поверхности, в темной глубине которой вспыхивали и переливались разноцветные точки, пятна и разводы. В Японии китайские чашки получили название тэммоку, или тэнмоку, - от названия гор Тяньму, откуда были привезены.

Существует несколько разновидностей тэммоку, но непревзойденной по своей красоте считалась — и считается до сих пор! — Ёхэн-тэммоку (тэммоку «Меняющиеся светила») , по гладкой поверхности которой будто бы случайно рассыпаны белые, бледно-голубые и темно-синие пятна, напоминающие звезды в ночном небе

Shozumi (??) Приготовление очага перед чайной церемонией

Очень редко когда обычный человек увидит приготовление очага перед чайной церемонией. Так вот, в корзине утварь, которая необходима для этого.

В своем журнале я уже упоминала две чайных церемонии, где как часть церемонии проводится Shozumi (??) , это - Хацугама (Hatsugama/??) и Открытие чайного кувшина (Kuchikiri-nо-Chaji / ?????) . В последней, «сосуд» в котором размещена утварь сделан из большой тыквы.

  • - Сумитори (Sumitori?/ ??) или «корзинка для угля» - тут аборигенская корзинка из сухой травы цвета красной охры в стиле племени Guralwal.
  • - Кого (Kogo / ??) , это контейнер для благовоний из селадона (celadon/??) , на крышке изображена маленькая морская раковина. Обычно в сезон, когда используется очаг Фуро (??) , кого из лакированного дерева, а в сезон Ро (?) - из керамики.
  • - Кан (Kan / ?) , это стальные открытые кольца-ручки для котла, тут детали конной упряжи найденные в городке Florence штата Орегон (Oregon)
  • - Хабоки (Haboki / ??) или перо-метла. Есть различные стили. Вид, составленный из трех слоев перьев и называемый поэтому mitsubane (???) , используется, чтобы «протереть» портативную жаровню или стационарный очаг во время процедуры закладки древесного угля. Эта - часть комплекта оборудования, который используют контейнером (sumitori) .

Древесный уголь - Sumi (?) Древесный уголь, используемый в чайной церемонии по большей части, делается из дуба с каштановым листом (kunugi) , коксуется долгими часами тления в печи. Длинные части готового древесного угля сокращают до определенной длины в зависимости от использования - будет ли древесный уголь использоваться в переносной жаровне Фуро (??) или «затонувшем» зимнем очаге Ро (?) . Кроме того, уникальный вид древесного угля, названного eda-zumi (?? или освещенный, «древесный уголь из ветвей») , используется в чайной церемонии, для декоративного эффекта. Он делается путем обугливая ветвей азалии, камелии, или некоторого вида дуба, а затем покрывается веществом похожим на известь, сделанное из пудры морских ракушек.

Фуро Усуча (?? ??) Стандартное приготовления чая усуча (usucha / ??) с использованием импровизированной утвари

Пожалуй самый распространенный вид чайной церемонии. Обычно его используют на демонстрации Японской чайной церемонии.

  • - Очаг/жаровня Фуро (Furo/??) и сосуд кама (Kama/?) - производство Япония
  • - Заграждение - Oribe (??) или «тканое заграждение» - производство Япония
  • - Контейнер для чая нацумэ (natsume/?) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, тут коробочка «Беседка секретного сада»
  • - Чайная ложечка чашаку (Chashaku/??) сделана из Австралийского эвкалипта Robert Devies
  • - Главная чаша (Omo-chawan / ???) сделана неизвестным мастером в Австралийском городке Ковра (Cowra)
  • - Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/??) - фарфоровая жардиньерка (корзинка, ящик или подставка для домашних цветов) фирмы Belleek
  • - Подставка футаоки (Futa-oki/??) из шишки Австралийской Банксии
  • - Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/??) сделана неизвестным мастером в Австралийском городке Миттагонг (Mittagong)
www.tea-terra.ru

Смотрите также