Про чай

Чайная церемония википедия

Церемония — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 февраля 2014; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 февраля 2014; проверки требует 1 правка. В Викисловаре есть статья «церемония»

Церемония:

  • Обряд — торжественное совершение чего-нибудь, торжественное мероприятие, обряд по установленным правилам.
  • Вежливость — какой-либо акт вежливости.
  • «Церемония» — фильм японского режиссёра Нагисы Осимы 1971 года.
  • «Церемония» — американский фильм 1993 года.
  • «Церемония» — фильм французского режиссёра Клода Шаброля 1995 года.
ru.wikipedia.org

Чайная церемония в Японии – это особый ритуал совместного чаепития, который, зародившись в средние века, является частью и современной японской культуры.

Чай завезли в Японию монахи-буддисты из Китая. Казалось бы, традиции китайского и японского чаепития должны быть похожи. Однако это совершенно не так.

Хотя общее есть, конечно. Это сам чай и полное поглощение процессом чаепития.

Как появилась японская чайная церемония

Сначала чай пили во время медитаций монахи, поднося его Будде. И с распространением буддизма проникала в жизнь Японии и традиция чаепития.

И хотя сам ритуал менялся, неизменным оставалось глубокое уважение к напитку.

История чаепития очень интересна и заслуживает не короткой статьи, а даже книги. Поэтому тем, кому хочется с ней познакомиться более подробно, предлагаю заглянуть в википедию.

А та чайная церемония в Японии, с которой мы знакомы сегодня, была разработала в 15 веке монахом Муротом Дзюко, а в начале 16 века Дзёо Такэно продолжил традицию, добавив к ней чайные домики и керамическую посуду грубой работы.

Его ученик Сэн –но-Рикю сформировал чайный этикет, определив даже, о чем можно беседовать во время чаепития, добавил к церемонии красоту окружения в виде садика с каменной дорожкой, ведущей к чайному домику.

Так простое медитативное чаепитие превратилось в целый маленький спектакль с декорациями и распределенными ролями.

Но самому мастеру не пришлось увидеть результатов своих трудов. Он вынужден был совершить ритуальное самоубийство по приказу своего повелителя, которому вовсе не нравилась простота церемоний Сэн-но-Рикю. Повелитель предпочитал чайную комнату, покрытую золотой фольгой и посуду из чистого золота.

Но школа Сэнкэ, которую основал Сэн-но-Рикю, сформировала целую систему чайных школ уже к началу восемнадцатого века, оставаясь их основой. И чайная церемония в Японии – это уже часть не только японской, но и мировой культуры.

Домик для японской чайной церемонии

Чайный домик располагается в саду. Гости в него входят не сразу. В отдельных помещениях оставляются вещи, обувь снимается у порога.

Каменная дорожка, по которой проходят к домику, похожа на горную тропинку, и символизирует собой уход от суеты. В темное время суток она освещается неяркими фонарями, не отвлекающими внимание.

Перед входом в домик находится колодец с водой для омовения.

Сам домик выглядит естественно и просто, никакой роскоши, в нем только одна комната. Вход очень низкий, заставляющих входящих как бы поклониться. Кроме того, когда-то через такой вход не мог пройти самурай с его длинными мечами и должен быть оставлять оружие за порогом.

То есть все мирские заботы оставались снаружи.

Японская чайная церемония

Посуда для чаепития совершенно простая, керамическая, грубой работы, ничем не украшенная. Очень ценится, в отличие от европейских привычек, старый вид предметов.

В набор входят шкатулка, в которой хранится чай, чайник или котел для кипячения воды, чаша для общего питья, чашки для гостей, мешалка для размешивания чая, ложка для насыпания.

Когда входят гости, вода для чая уже греется. Гости должны обратить внимание на нишу в стене напротив входа, в которой висит специально вывешенный для этой церемонии свиток с изречением, определяющим тему этой церемонии, а также стоят курильница и букет цветов.

Сам хозяин встречает гостей снаружи и входит в домик последним.

Хозяин сидит напротив гостей. Пока нагревается вода, гостям подается простая легкая еда.

После еды гости выходят из домика, разминая ноги и готовясь к основному действию – совместному чаепитию. Хозяин в это время меняет цветочную композицию в нише.

Когда гости возвращаются в домик, хозяин начинает готовить зеленый порошковый чай. Все молча наблюдают за процессом и вслушиваясь в звуки. Это своего рода медитация.

Хозяин засыпает чай в чашу, доливает чуть-чуть кипятка и размешивает содержимое мешалкой из бамбука, пока все не превратится в однородную массу и не появится зеленая пена. Затем в чай добавляется вода для получения напитка нужной крепости.

Передача общей чаши – это целое действие.

Хозяин кланяется и передает чай самому почетному гостю. На левой ладони гостя шелковый платок. Чашу он берет правой рукой, ставит ее на левую, кивает следующему гостю, отпивает чай из чаши.

Затем кладет платок на циновку, край чаши вытирает бумажной салфеткой и передает следующему гостю.

Так чаша делает круг, символизирующий единство собравшихся гостей, и возвращается к хозяину.

Следующий этап японской чайной церемонии – беседа гостей, пьющих чай из отдельных чашек. Обсуждаются не повседневные дела и заботы, а изречение, написанное в свитке, чай, чайная утварь, цветочная композиция в нише. Перед гостями – сладости.

Когда беседа завершается, хозяин извиняется перед гостями и покидает домик. Уже без хозяина гости осматривают очаг, цветы, словом, все, что сопутствовало чайной церемонии.

Затем гости выходят из домика, хозяин, находящийся возле входа, молча им кланяется. Затем он заходит в домик и сидит там некоторое время, вспоминая саму церемонию и ощущения от нее. Затем все убирает и уходит.

Важно, чтобы не оставалось никаких внешних следов проведения церемонии, только лишь след в сознании.

Чайная церемония в Японии сегодня

Среди чайных церемоний в Японии выделяется шесть основных разновидностей: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя и специальная.

Среди них выделяются особо ночная, во время которой приготовление порошкового чая является ее частью и специальная.

Специальная японская чайная церемония – это церемония, единственная в своем роде. Она проводится только по очень важным случаям, готовясь к неординарным событиям. Одним из таких событий, которых сегодня как будто уже нет – это подготовка к ритуальному самоубийству.

Мастером, проводящим такую церемонию, мог быть только человек с великими внутренними качествами. Не каждый может укрепить своих гостей или гостя в намерении сделать, возможно, самый ответственный шаг в своей жизни.

Сегодня допускается в отдельных случаях проведение церемонии даже просто за отдельным столом, если классический вариант невозможен.

И сегодня искусство японской чайной церемонии является способом постижения смысла жизни.

Выбор утвари, приглашение гостей, одежда – абсолютно все имеет значение и подчинено достижению простоты, покоя и душевного равновесия.

Чайная церемония в Японии привлекает нас своей непохожестью на наши привычки. Уметь видеть прекрасное в единственной веточке, понимать смысл жизни через глоток чая, ценить природную естественность, считать другого человека более важным, чем себя – эти качества присущи японцам и сегодня. И вызывают искреннее уважение.

Но и наши напитки нисколько не хуже. Например, традиционные морсы. Как приготовить такой морс из клюквы или брусники, можно прочитать здесь.

Похожие записи

pro-chay.ru

Китайская Чайная Церемония. Традиции чаепития в Китае. Гун-фу Ча. | Легендарный Китай

Китайская чайная церемония

Китайская Чайная церемония – это своеобразная медитация. Чайный мастер во время чайной церемонии должен сохранять высокий уровень осознанности.

Гости также должны настраиваться на определенные переживания чайного действа. Если кто-то из гостей игнорирует чайную церемонию, не чувствует общего настроя, то волшебство чайной церемонии исчезает.

Во время чайной церемонии уделяют большое внимание своим внутренним ощущениям и переживаниям. Начинают с того, что стараются, как можно полнее ощутить аромат и вкус чая, любуются чайной посудой.

Чай способен вызывать различные ассоциации, погружать в прошлое, вызывать мечтания о будущем. Чем внимательнее и осознанней человек, тем больше приятных впечатлений он может получить от чайной церемонии.

Разговаривать во время чайной церемонии можно, но нужно не забывать о чаепитии. Хорошо, если разговор ведется тихо и не мешает остальным участникам чайного действа.

Китайский зеленый чай заваривают по несколько раз, но перерывы между заварками делают небольшие, чай не должен остывать. Вкус чая сильно зависит от времени заваривания, стоит чуть передержать и чай становится горьким.

После каждой заварки чай полностью выливается из чайника. Чай пьют без сахара и не едят во время чайной церемонии, чтобы не перебивать вкус чая.

Гун-фу Ча

В Китае за многие тысячелетия было выработано много способов приготовления чая, которые предназначались для различных целей.

Так появилось и изысканное чаепитие - «гун-фу ча», что в переводе значит - высшее мастерство чаепития.

Гун-фу Ча - это в дословном переводе означает наивысшее искусство чая,это возможность насладиться четырьмя «достоинствами» чая: цветом настоя, формой листа, вкусом и ароматом.

Символический смысл "гун-фу ча" - это переворачивание чашечек и вкушение энергий Инь и Ян.

Для ритуала Гун-фу ча требуется особоя атмосфера и специальный настрой.

Подготавливаясь к чайной церемонии, чайный мастер собирает посуду и красиво расставляет ее на чайном подносе "чабане“.

В начале чайной церемонии знакомятся с чаем. Чайные листья насыпают в коробочку и передают по кругу. Каждый участник чайной церемонии вдыхает аромат чая, знакомясь с ним. Обычно делается три вдоха.

Выдыхается воздух на чайные листья, чтобы они согрелись и их аромат усилился.

Перед тем как насыпать чай в чайник его наполняют кипятком, затем, этим кипятком омывают другую чайную посуду, прогревая ее. Сам чайник также щедро поливают кипятком, используя воду, которой омывали другую посуду.

Так как чай в чайнике заваривается быстро, то если его сразу разливать по чашкам, то в первой и последней чашке будет разный по вкусу чай. Чтобы этого избежать, чай сначала наливают в чашу справедливости.

Чайные чашечки, заварник и ча-хай ставят на чайный столик. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для смывания чайной пыли с заварки.

Вторую и следующие порции заливают в заварник (по мере выпивания) , а настой переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливают в высокие чашки, которые накрывают широкими чашечками. Эту конструкцию переворачивают и передают участникам чаепития.

Приподняв высокую чашку, ее подносят к носу и медленно вдыхают, получая наслаждение от аромата и настраивая каналы восприятия. После этого пьют чай, следя за своими ощущениями.

Чашечки для чаепития используют маленькие 50 миллилитров и менее. Чай обычно выпивается за три, пять или семь маленьких глотков, не торопясь, стараясь ощутить все оттенки вкуса чая.

Чай - это традиционный напитокКитая и употребляют его каждый день. Чаепитие в Китае - семейная традиция. Чай (чаще всего зелёный) заваривают в большом чайнике (фаянсовом, фарфоровом, глиняном) на всю семью и разливают по чашкам(пиалам) .

В Китае выделяют несколько особых случаев для приготовления чая.

Китайская чайная церемония – философия действа

Чтобы проводимая чайная церемония достигла задуманного эффекта, необходимо высвободить для неё побольше времени, пригласить действительно приятных Вам гостей, отключить внешние раздражители (например, мобильный телефон) и настроиться на спокойный и умиротворенный лад.

Философия китайской чайной церемонии заключается в возможности остановиться, прислушаться к себе, прочувствовать всю глубину чайного вкуса и живительную силу его аромата, а также растворить свои мысли в плавных, медитативных движениях ведущего.

Можно сказать, что чайная церемония сродни медитации, только инструментом расслабления в ней служит не дыхание, а божественный вкус элитного чая.

Тайваньская или Китайская чайная церемония предполагает не только погружение в себя, но и достаточно живое общение участников между собой, хотя и в достаточно расслабленной медитативной атмосфере.

Посуда для чайной церемонии и другие тонкости этого мероприятия

При проведении китайской чайной церемонии нет незначительных мелочей – все несёт определённый смысл, и даже традиционный набор для чайной церемонии способствует достижению максимального эффекта и канонически чёткой последовательности действий:

  • Комната для проведения чайной церемонии должна быть максимально пустой – в идеале голые стены и пол, устланный бамбуковыми циновками.
  • Ведущий церемонию должен досконально знать и понимать все её этапы и их сакральный смысл, кроме того, китайская чайная церемония предусматривает его участие в общем разговоре и направление возникающих бесед в позитивное и мирное русло.

Что касается способов приготовления напитка во время чайной церемонии, то чаще всего отдают предпочтение завариванию чайных листов через гайвань или при помощи ситечка.

Чайная церемония – заварка чая через гайвань

Алгоритм этой процедуры довольно прост:

  • Прогревают гайвань (чаша особой формы со специальной крышечкой) , обдав её кипятком.
  • Кладут в неё чайный листья и заполняют гайвань кипятком наполовину, а затем через несколько минут сливают эту первую заварку, избавляясь тем самым от чайной пыли и готовя листья к полноценному завариванию и раскрытию вкуса.
  • Повторно заливают чайные листья горячей водой (не выше 90 градус Цельсия) , перемешивают и выливают в чашку.

Традиции чаепития в Китае

«Знак уважения». В Китае принято выражать свое почтение к старшим, предложением чашки чая. Старших родственников приглашают на чашку чаю в ресторан и платят за них - это традиционное китайское занятие в выходные.

Раньше чай подавали люди, занимающие менее высокую ступень и социальный статус. Сейчас в Китае можно видеть, что родители иногда подают чай детям, или начальник может налить чай своим подчинённым.

Но на официальных мероприятиях более высокопоставленный участник никогда не подаст вам чай.

«Семейная встреча». Дети, заведя семью или уехав работать, редко навещают своих родителей и поэтому совместные чаепития в ресторанах - это важная часть встречи с семьей. В воскресенье китайские рестораны переполнены посетителями, особенно в дни праздников.

Семейные ценности имеют важное значение в Китае.

«Извинение». В традициях Китая принято, извиняясь, наливать чашку чая человеку, у которого просишь прощения. Это означает искреннее раскаяние и покорность.

«Выражение благодарности старшим в день свадьбы».В свадебных традициях Китая в знак уважения жених и невеста подают чай своим родителям, опустившись на колени и говорят слова благодарности. Родители выпивают чай и вручают молодоженам красный конверт, который символизирует удачу.

«Сплочение большой семьи в день свадьбы». Чайная церемония в день свадьбы служит и как способ знакомства семей жениха и невесты. Китайские семьи зачастую очень многочисленны, поэтому что не все смогут познакомиться на свадьбе.

Такое могло случиться в древности, когда у отца семейства было несколько жён.

Во время свадебной чайной церемонии новобрачные подавали чай каждому члену семьи. Совместное чаепитие означало приём новых членов в семью. Отказ от чая означал несогласие с браком.

«Поддержание традиции». Согласно чаошаньской традиции, принято собираться вместе с друзьями и родственниками в чайных комнатах на Гун-фу Ча. Во время ритуала Гун-фу Ча старшие рассказывают младшим участникам об традициях и обычаях.

Выражение благодарности. Человек, которого угостили чаем, может поблагодарить, 3 раза постучав согнутыми указательным и средним пальцами по столу. Обычай этот распространен больше в Южном Китае (Гонконг) ; в других районах Китая, как правило, обычая этого не придерживаются.

Чайных церемоний много, но, наверное, только китайцы знают, как правильно пить чай. Наше русское слово чай происходит от китайского Ча, так называлось первое чайное растение, которое росло в Китае четыре тысячи лет назад. С тех пор и начались китайские чайные церемонии.

Чайная церемония видео

AziaLand.ru

гунфу ча

Элегантно пить чай мир научили китайцы. Именно в Китае зародились традиции проведения чайных церемоний. В Поднебесной к чаю особое отношение - это не просто национальный напиток, а "огонь жизни" и "самое мудрое из всех растений".

Поэт Лу-Тунг писал много веков назад: "Первая чашка смачивает губы и горло. Вторая избавляет меня от одиночества. Третья пронизывает… Седьмая чашка - ах, как жаль, что я больше не могу выпить!" Для китайца немыслимо не предложить гостю чай.

Это первый знак дружеского отношения. С чашки чая начинаются не только приятельские беседы, но и деловые переговоры. И, разумеется, напиток должен быть только что приготовленным.

На этот счет есть пословица: "Свежезаваренный чай - бальзам, чай, оставленный на ночь, - змея".

Нам, суетным жителям XXI века, привыкшим топить в кипятке пакетики с веревочками, китайское искусство чаепития, требующее не только специальных приспособлений, но и постижения основ медитации, может показаться сложным, непонятным, отягощенным "архитектурными излишествами". Традиционная чайная церемония называется гунфу-ча, где последний слог переводится как "чай", а первые два - "высшее искусство".

Заметьте: высшее, а не массовое! Разумеется, и на родине чая существует фаст-фуд, и далеко не все могут позволить себе, как их предки, чаевничать с чувством, толком, расстановкой.

Основная цель чайной церемонии - раскрыть аромат и вкус чая, а здесь спешка ни к чему. Да и звуки бамбуковой флейты, нежные и переливчатые, как шелк, маленькая изящная посуда, замысловатые предметы чайной утвари не вызывают желания размахивать руками.

Спокойное состояние духа - непременное условие церемонии. Китайцы утверждают, что в гунфу-ча задействованы все пять стихий.

Чайная церемония. Шаг за шагом.

1. Чайная утварь.

2. Кипятим воду. Она должна быть мягкой, в идеале - родниковой. Снять с огня воду нужно, когда на поверхности появляются и лопаются большие пузыри.

3. Знакомимся с чаем. Предназначенный для заварки чай насыпается в чахэ (чайную коробочку) . Делаем вдох, наслаждаемся ароматом...

4. Подогреваем заварочный чайник, наполняем его сухим чаем, заливаем кипятком.

5. Закрываем чайник крышкой, укутываем полотенцем, взбалтываем, раскачивая чайник из стороны в сторону.

6. Первый настой чая не пьют - его используют для омовения чайного листа и подогрева чайной пары - высокой чашечки (вэнсябэй) и низкой, питьевой (чабэй) .

7. Заварившийся чай разливают по вэнсябэй на три четверти объема. Затем накрывают чабэй. Плотно прижимают друг к другу и переворачивают.

8. Когда чай выпит, процесс повторяют вновь. Чай заваривают три-четыре раза, пока он не потеряет свой вкус и аромат. Китайцы говорят так: выпил - доливай, долил - выпей.

Разговор за чаем нужно вести прежде всего о самом чае. Уместно вспомнить и чайное божество (его изображение у китайцев принято ставить рядом с чайными аксессуарами) . Чайным божеством был признан после смерти философ и поэт Лу Юй - автор "Священной книги о чае" (другой вариант перевода - "Канон чая") , вышедшей в 780 году.

Свой трехтомный трактат Лу Юй написал по заказу торговцев и предусмотрел в нем все нюансы и мелочи. Повторить их точь-в-точь сегодня невозможно, наверное, даже в самой Поднебесной.

И где уж нам, москвичам, взять свежую проточную горную воду "из районов с малой плотностью населения"? А ведь вкусный чай - это в первую очередь вкусная вода.

Но рискнем провести чайную церемонию хотя бы по основным ключевым моментам ее драматургии. Пусть знаток усмехнется: в Китае не так! В любом случае это действо внесет приятное разнообразие в наши будничные манипуляции с пакетиком "Липтона".

Лу Юй так сказал о чае: "Он утоляет жажду, избавляет от сонливости и головных болей, проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него начинают двигаться все сто суставов. Легко справляется он с сотней видов болезней и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе". Выпейте чай, заваренный по правилам китайской чайной церемонии, и вы убедитесь в правоте слов чайного божества. (Использована информация журнала "ГАСТРOНОМ")

www.chadomik.ru

Тёдзиро, Танака — Википедия

Биография

Родился в семье корейскихиммигрантов (возможно, китайских, именно эту версию поддерживают потомки мастера) . Его отец Амэя, прибывший в Японию в середине XVI века, стал приёмным сыном в японской семье Сасаки, вероятно, занимавшейся изготовлением черепицы. Тёдзиро, как и отец, проживал в Киото.

Занимался керамической скульптурой и изготовлением кровельной черепицы. Выполнил работы для дворца Тоётоми Хидэёси Юракудай в Киото: черепица и декоративные украшения для крыши. Старейшая из сохранившихся работа мастера — керамическая фигура льва, относящаяся к 1574 году.

Первая чайная керамика Тёдзиро создана в 1579 году (по предположению искусствоведов) . По заказу мастера чайных церемонийСэн-но Рикю Тёдзиро выполнил керамическую посуду, отражавшую идеалы простоты, безыскусности и строгости, лежащие в основе эстетическом канона разработанных им церемоний. Сэн-но Рикю создал принципиально новый стиль чаепития.

Он отказался от роскошных церемоний и декоративной посуды, которая в большинстве случаев ввозилась из Китая и Кореи. Керамика Тёдзиро идеально соответствовала этому новому стилю и стала обязательным атрибутом при проведении чайных церемоний при дворе. К 1584 году (?) относится указ Тоётоми Хидэёси, оригинал которого сохранился до нашего времени, дарующий Тёдзиро творческое имя «Раку» (яп.?, «наслаждение» или «простота», «естественность») , которое превратилось в название школы и наследственную фамилию потомков Тёдзиро.

Особенности творчества

Чаши Тёдзиро покрыты черной и красной глазурью (куро-раку — чёрные, и ака-раку — красные чаши) . Они изготовлялись вручную, а не на гончарном круге, их отличают значительные размеры, благородство, сдержанность и простота, шероховатость на ощупь. Лепка дает чашам асимметрию и неравномерность толщины стенок.

Чаши имеют цилиндрическую (а не коническую, как в Китае) форму и широкое дно На поверхности присутствует сетка трещин, глазурь часто нанесена намеренно неровно, неоднородно, иногда стекает каплями по поверхности. Чаши «вписаны в руку» и часто рассчитаны на конкретного заказчика. Работы мастера отражают принципы стиля «ваби-саби» (в основе которого лежат простота и безыскусность, концепция «ваби» тесно связана с дзэн-буддизмом) .

Технические секреты изготовления керамических изделий Тёдзиро держались в тайне и сохранились до наших дней, переходя от отца к сыну. Часто наследником становился представитель боковой ветви семьи, зять мастера, его приёмный сын, как было и в отношении преемника самого Тёдзиро — Тёкея (яп.??, ?—1635) . Переход мастерства от поколения к поколению настолько строго не соблюдала ни одна из японских школ керамики.

Обжиг изделия осуществлялся в небольшой муфельной печи на углях с температурой до 800°С на протяжении двадцати четырёх часов. Чёрные чаши покрывались свинцовой глазурью.

В её состав входили оксид железа и оксид кремния, в малом количестве: оксид кальция, марганца, калия, натрия, титана, глинозём и кремнезём, примеси. Фактура была результатом длительного обжига и охлаждения при температуре окружающего воздуха.

Такой метод создавал сеть трещин на поверхности. Использовались местные породы глины вблизи Киото.

Некоторые из работ Тёдзюро имеют статус национального культурного достояния Японии. Среди них: «Двухцветный лев» в собрании Музея Раку, «Мукигури», она же «Очищенный каштан» (коллекция Агентства по делам культуры Японии) , «Муитибуцу», она же «Ничего не иметь» (Музей изобразительных искусств Эгава) .

В настоящее время в Киото существует музей семьи Раку, где наряду с постоянными экспозициями проводятся временные выставки. Ежемесячно здесь читаются лекции, которые проводятся в форме чаепития с использованием чаш, изготовленных лично XV главой школы Раку Раку Китидзаэмоном специально к этому событию.

Музей был основан в 1978 году XIV главой школы Раку – Какуню (Китидзаэмон XIV) . До этого момента данная коллекция керамики Тёдзиро хранилась в семье Раку. Кроме коллекции Музея Раку работами мастера обладают собрания школ чайной церемонии Омотэсэнкэ и Урасэнкэ и государственные музеи Японии.

Обе школы были основаны потомками Рикю. Летом 2015 года крупная выставка работ школы Раку, включающая и произведения Тёдзиро, прошла в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Интересные факты

  • Возможно, Тёдзиро принадлежит первая в мире квадратная чашка (или, по крайней мере, самая ранняя из сохранившихся до нашего времени) .
  • В Европе работы Тёдзиро стали известны в первой половине ХХ века благодаря статьям и керамике в стиле Раку английского керамиста Бернарда Лича. Он долго жил в Японии, а вернувшись на родину открыл керамическую мастерскую. И его ончарная мастерская стала наследственной. Внук Бернарда Лича — также керамист.
  • Сэн-но Рикю - друг и многолетний сотрудник мастера.

  • Чёрная чаша. Мастерская Тёдзиро. XVI век.

  • Замок Юракудай на японской ширме XVI века (замок был демонтирован в 1595 году) .

  • Тоётоми Хидэёси - постоянный работодатель и покровитель Тёдзиро.

ru.wikipedia.org

Смотрите также