Про чай

Чай на мясницкой

Чайный дом на Мясницкой в Москве – фото, адрес, как доехать

Добавить фото

В конце XIX века в Москве, на Мясницкой улице, появился дом Сергея Перлова - одного из первых чайных магнатов России. Проект дома разработал Роман Иванович Клейн - известный архитектор, прославившийся виртуозной работой со стилями - гений эклектики. В одном здании был расположен и жилой дом, и огромный чайный магазин.

Чайный дом был возведен в стиле позднего Возрождения, а в 1896 году дом переоформили в китайском стиле. Над декором грандиозного трехэтажного здания работал Карл Гиппиус.

Китайский стиль подчеркнули змейки, драконы, зонтики, традиционные восточные фонарики, орнамент, китайская черепичная крыша. Крышу здания увенчала двухъярусная пагода. Образ дома стал важным элементом имиджа и рекламы чайной компании Перлова.

Внутри здания все тоже было выполнено в китайской стилистике. Даже жилую часть дома Сергей Перлов наполнил предметами из личной коллекции фарфора, уникальными шедеврами китайской живописи.

Во времена советской власти чайный дом охранялся, а магазин продолжали использовать по назначению - продавали элитные сорта чая.

К 90-м годам ХХ века здание обветшало: без ремонта и реконструкции, оно было поражено плесенью и грибком, подвалы затопило, а коммуникации пришли в полную негодность. Даже некоторые фрагменты декора фасада разрушались. В начале XXI века появился проект реконструкции Чайного дома на Мясницкой - работы были успешно завершены в 2012 году.

Мнение редакции

Это очень красивое здание, его уникальность неоспорима. Китайское оформление, конечно, делает его непохожим на соседние дома, но, несмотря на это, здание отлично вписывается в экстерьер улицы.

www.2do2go.ru

Чайный дом на Мясницкой Москва

Фото: wikipedia.org

Сергей Перлов – человек, который три столетия назад начал прививать москвичам культуру чаепития. Он одним из первых в столице стал продавать этот заморский напиток. Тогда ещё никто не знал, что через каких-то пятьдесят лет чай станет неотъемлемой частью жизни каждого россиянина.

В 1875 году представитель именитой купеческой династии Сергей Перлов приобрёл участок для постройки магазина. Он пригласил известного столичного архитектора Романа Клейна, который к тому времени разработал множество проектов, к примеру, Бородинский мост, магазин «Мюр и Мерлиз» (сейчас ЦУМ) и многое другое. На руинах старого здания Клейн возвел трехэтажный жилой дом в стилистике позднего ренессанса.

В 1895 году купец решил разнообразить фасад так, чтобы обозначить свои связи с китайскими чаеторговцами. Ко всему прочему столичное купечество ожидало приезда влиятельного цинского сановника Ли Хунчжана.

Перлов рассчитывал произвести впечатление на именитого гостя, поэтому поручил проект перестройки здания мастеру декоративного искусства Карлу Гиппиусу. Результат превзошёл все его ожидания, Чайный дом преобразился до неузнаваемости: китайские драконы, змейки, орнамент – каждая деталь не говорила - кричала о Востоке.

Все материалы были закуплены в Китае и использовались не только для отделки снаружи, но и для интерьера магазина. Одним из ключевых элементов стала традиционная башенка-пагода. Несмотря на то, что важный сановник проигнорировал старания Перлова, москвичи навсегда полюбили этот экзотический уголок на Мясницкой.

В советское время Чайный магазин был в собственности у правительства, на какое-то время стал многоквартирным домом, а к 1990 году пришёл в непригодное состояние. Двенадцать лет над его восстановлением трудились лучшие специалисты, а когда работы были завершены, начались судебные тяжбы на предмет собственности чудо-дома. На сегодняшний день этот вопрос остаётся открытым.

С незапамятных времен в Чайном доме можно было отыскать самые редкие сорта чая и кофе. С тех пор мало что изменилось, магазин предлагает свыше восьми сотен видов чая и более трёхсот разновидностей кофе. Здесь регулярно проводятся чайно-кофейные дегустации, а еще на территории магазина есть кондитерская.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl

KudaGo.com

Чайный дом на Мясницкой: путешествие во времени | Futureruss.ru

Джанджугазова Е. А.

Путешествие по Москве, как и в прочем по любому древнему городу не только познавательно, но и чрезвычайно интересно. К счастью в нашей столице, несмотря на разрушительные тенденции нового времени, пока еще остаются «островки» старой Москвы, обладающие удивительно притягательной силой.

Сегодня, речь пойдет об особом направлении в московской архитектуре, которое наиболее ярко проявилось в конце XIX и в начале XX в.в. В этот период времени стремительно богатеющая Москва обустраивалась усилиями купцов и промышленников, предпочитавших дома, соединяющие воедино, казалось бы, совершенно разные архитектурные стили. Так в дополнение к уже существующему «дому-комоду» на Покровке, появился особняк Морозова на Воздвиженке в мавританском стиле, прозванный москвичами «домом-игрушкой», «дом-шкатулка» на Мясницкой и другие причудливые строения, вызывающие удивление, а порой и раздражение аристократической Москвы, представители которой не могли принять этой новой эстетики.

Однако последующие архитектурные веяния двадцатого столетия были столь радикальны, а главное разрушительны, что сегодня «архитектурные опыты» московского купечества искренне радуют глаз и даже удостоены очень лестного определения – романтическое направление в московской архитектуре. Не случайно, что своеобразной экспериментальной площадкой для новой архитектуры послужила улица Мясницкая, которая всегда была одной из главных, старинных магистралей нашей столицы.

Бояре, мелкие купцы, мясники, а со времен Петра I и титулованное дворянство заселяли эту улицу. Однако с середины XIX в. участки земли на Мясницкой стали переходить от разоряющихся дворян к богатеющему купечеству, и к началу XX века Мясницкая превратилась в средоточие торгово-промышленного капитала с многоэтажными домами, занятыми торговыми фирмами, банками, магазинами и знаменитым на всю Москву телеграфом.

Фактически в центре Москвы образовался мощный деловой центр, ставший «купеческим раем» для чаеторговцев, мясников, кондитеров и прочего торгового люда. Именно на Мясницкой, напротив Главпочтамта, сохранившегося и поныне, стоит «Чайный дом» купца Перлова, прозванный в народе «китайской шкатулкой».

Знаменитый «Чайный дом» на Мясницкой

«Чайный дом» купца Перлова, расположенный по адресу: улица Мясницкая 19 - овеянный легендами знаком, пожалуй, каждому москвичу с детства. Да и разве можно забыть сладковато-пряный запах свежемолотых кофейных зерен, аромат ванили и корицы, несущийся из дверей магазина «Чая и кофе» на тогдашней Кировской.1

Поколение 1960-70-х, выросшее в эпоху безликих «стекляшек», олицетворявших «расцвет» советской торговли, с замиранием сердца заходили в «китайскую чайную», где можно было заворожено рассматривать причудливые фигуры драконов «стерегущих» вход в этот «чайно-кофейный рай»; гигантские фарфоровые вазы, украшающие высокие стеклянные прилавки; яркие бумажные веера и необыкновенно романтические китайские фонари, освещавшие зал мягким лимонно-желтым светом.

Китайские фонари и вазы в интерьере «Чайного дома»

Китайские фонари и вазы в интерьере «Чайного дома»

Сегодня сухие строки реестра достопримечательностей г. Москвы описывают объект культурного наследия РФ № 7710456000 как строение выполненное в архитектурном стиле Шинуазри, архитекторами Клейном и Гиппиусом в середине 1890-х годов по заказу известного российского чаеторговца С. В. Перлова.

Этот яркий и необыкновенно заманчивый дом - пагода в китайском стиле неожиданно хорошо и прочно вписался в экстерьер старинной московской улицы, добавив свою легенду к этому интересному и в полной мере мистическому месту, хорошо известному москвичам еще со времен, когда на нем стоял дом известного масона генерал-майора Льва Измайлова.

Вслед за ним в доме поселилась чета Кусовниковых, которые, войдя в одну из зал, обитую черным сукном и украшенную скелетом в углу, безумно испугались и распорядились наглухо заколотить все помещения с масонскими атрибутами. Супруги Кусовниковы, известные как своим богатством, так и феноменальной скупостью оставили этому месту свою легенду. Как гласила народная молва, они панически боялись ночных грабителей и каждую ночь забирали шкатулку с ценностями и колесили до утра по московским улицам на своем обшарпанном кабриолете, спасаясь от воров.

Но однажды захворав, они остались на ночь дома, а шкатулку спрятали в камине. Сторож, боясь, чтобы старики не замерзли, развел в камине огонь, и все их сбережения сгорели дотла. Узнав об этом, жена Кусовникова скончалась на месте от горя, а старик Кусовников долго еще хлопотал у городских властей, чтобы ему восстановили сгоревшие ассигнации, но тщетно. Эта неравная борьба с бюрократами свела его в могилу, но великое огорчение от потери богатства не дает покоя душе скряги и бывалые люди говорят, что время от времени в полнолуние у магазина появляется призрак старика в нелепом пальто и пристает к ночным прохожим с вопросом: «Где же мои денежки, где они?»

Говорят, встреча с ним ничего хорошего не сулит, и предвещает непредвиденные расходы или потерю денег. Никто не знает, конечно, как выглядел на самом деле старик Кусовников, но его образ легко вписывается в известный типаж гоголевского Плюшкина, олицетворяющего, наверное, скупердяев всех времен.

Гоголевский персонаж скупердяя

Вместе с тем история дома на Мясницкой продолжалась и через некоторое время часть домовладения перешла к известному чаеторговцу Перлову, по заказу которого и был построен этот удивительный «Чайный дом».

«Чайная империя» купцов Перловых

Сергей Васильевич Перлов был представителем четвертого поколения известной купеческой династии Перловых, отпраздновавших 1-го января 1887 года столетний юбилей своей семейной фирмы. В этот же день всей семье Перловых было пожаловано потомственное дворянство.

«Чайная империя» Перловых к концу 1890-х годов уже имела 130 фирменных магазинов по всей России и за рубежом, давала большой доход в казну и не скупилась на пожертвования. Род Перловых в купеческой среде был уважаем за энергичную деятельность, порядочность и благородство.

Такую же характеристику снискал себе и владелец «чайного дома» на Мясницкой. О Сергее Васильевиче говорили, что «это был человек благородной души и светлого ума, отзывчивый на чужое горе, отличался цельностью характера, самостоятельностью, был тверд, но справедлив и честен в делах». Однако, несмотря на приверженность к традициям Сергей Перлов был не чужд новым веяньям, которые в полной мере выразились при строительстве знаменитого «Чайного дома».

Влияние новых веяний

Участок под строительство дома для чайной торговли был куплен Сергеем Перловым на имя жены в 1875 году. До Перловых его владельцами были известные дворяне: Никон Волков, капитан Григорий Волконский, княжна М. Вяземская и уже упомянутые генерал-майор Лев Измайлов и супруги Кусовниковы.

В 1891 году на этом месте после сноса старых построек архитектором Р. Клейном было начато строительство нового каменного трехэтажного дома в стиле позднего ренессанса. Однако связь чайного бизнеса Перловых с Китаем, побудила владельца к переделке фасада в китайском стиле, что придало строению удивительное своеобразие и в дальнейшем сделало его чайному бизнесу отличную рекламу.

Кроме того в этот период времени в России стало чрезвычайно модным новое архитектурное направление - романтический историзм, отличающееся с возвратом в эпоху готики, романского или древнерусского стиля, а иногда и к древней архитектуре Востока.

Работы по созданию будущего «чайного дома» были поручены известному мастеру декоративного оформления домов в национальном стиле К. Гиппиусу, который и осуществил этот проект в 1895-1896 годах.

Фасад здания преобразился, он заиграл разноцветными красками на многочисленных стилизованных накладных керамических деталях. Разнообразные китайские орнаменты, причудливо переплетающиеся с мистическими драконами, полностью изменили внешний вид дома, который стал похож на красочную диковинную шкатулку, привезенную из дальних странствий.

Особенное восхищение вызывала двухъярусная башенка «пагода», венчающая здание по центру фасада, она казалась, бесспорно, китайским атрибутом. Заслуживали внимание и рельеф стены с выносными кровельками из черепицы, кованые ворота, ограда крыши и балконов, которые гармонично завершали этот яркий архитектурный образ.

Двухъярусная башенка «пагода»

Над высокими витринами, в филенках синего цвета красными стилизованными буквами были размещены надписи: «Чай, сахар, кофе», в картуше над входом «Сергей Васильевич Перлов», «Главный магазин». Внутренний интерьер магазина оформлялся одновременно с фасадом и для этого из Китая были завезены фарфоровые вазы, скульптура, мебель, а также громадный напольный ковер работы китайских мастеров. Все это сделало чайный дом уникальным памятником архитектуры, который украсил старую московскую улицу неповторимым восточным колоритом.

Мистические драконы на фасаде «чайного дома»

Вместе с тем появился причудливый дом не случайно. Весной 1896 года Москва готовилась к коронации Николая II. На торжества ожидали прибытия и канцлера Китайской империи Ли-Хунь-Чжана, которого особенно ждали московские чаеторговцы, надеясь заключить с ним выгодные контракты по поставкам китайского чая, так полюбившегося москвичам.

Ждали его и конечно братья Перловы – семейная конкуренция, среди которых в этот период обострилась до предела. Каждый старался сделать все возможное для привлечения высокого гостя, чтобы оказать ему должные знаки внимания и получить за это необходимые преференции.

На 1-й Мещанской здание, которым владел старший брат - Семен Перлов специально к приезду высокого гостя декорировали в китайском стиле, задрапировали фасад тканями с иероглифами, означавшими «Добро пожаловать», водрузили на него государственный флаг Китая и одели служащих в яркие красные и желтые одежды – в тон китайским национальным цветам. Младший Перлов - Сергей поступил иначе, он на самом деле превратил свой дом на Мясницкой в декоративную китайскую пагоду.

При этом следует отметить, что Сергей Перлов был действительно страстно увлечен искусством Поднебесной, он разместил в жилых покоях дома на Мясницкой свою коллекцию китайской живописи и фарфора. В доме постоянно проходили музыкальные вечера, был устроен домашний театр, которым руководил сам хозяин, слывший личностью яркой и неординарной.

Однако никакие красоты нового «чайного дома» Сергея Перлова не помогли привлечь высокого китайского гостя. Доброжелатели доложили ему, что Семен Перлов является главным наследником всей «Чайной империи» и именно к нему на Мещанскую Ли-Хунь-Чжан и отправился.

Однако младший Перлов в этом своеобразном поединке все равно не проиграл, потому что москвичам так полюбилась «китайская шкатулка» на Мясницкой, что вскоре центр чайной торговли переместился именно туда. К сожалению, за советское время «чайный дом» сильно обветшал и в начале 1990-х годов представлял собой весьма печальное зрелище. Но дому как всегда повезло и его удалось спасти при активном участии потомков рода Перловых и общественности, усилиями которых была проведена научная реставрация здания, позволившая сохранить этот замечательный памятник московской архитектуры, соединивший красоту и изящество художественных линий древнего Китая с легендами старейшего московского уголка – улицы Мясницкой.

Литература

futureruss.ru

Китайский чай. Продажа китайского чая – чайный магазин Мой Чай. Элитный китайский чай

Раздел "Любимые товары" работает только для зарегистрированных покупателей Добро пожаловать в интернет магазин китайского чая Moychay.Ru!

Мы рады приветствовать вас на сайте компании «Мойчай»! У нас вы найдете крупнолистовой элитный чай для торжественного случая или просто хороший чай для повседневного чаепития.

Сотни великолепных сортов широчайшей палитры вкуса и аромата, для самых разных ситуаций и настроений, не похожих друг на друга по внешнему виду и типу воздействия. Мы продаем только тот чай, который с удовольствием пьем сами!

Поэтому в наших чайных всегда можно получить исчерпывающую информацию о товаре, обменяться впечатлениями и продегустировать чай. Мы поможем сориентироваться в этом многообразии, подобрать посуду и аксессуары, расскажем, как правильно чай заваривать и хранить.

Сайт компании Мойчай - это не только магазин китайского чая. Это интересные статьи и видео сюжеты о чайной культуре, сделанные во время наших экспедиций в Китай, репортажи с мест, где растет чай, интервью с людьми, которые его делают - с увлечением, пониманием и любовью. В результате таких поездок у компании «Мой Чай» набрался солидный багаж опыта в чайном деле, сложились партнерские отношения с производителями во всех чаепроизводящих регионах. При этом мы не останавливаемся на достигнутом и каждый новый сезон отправляемся в самые разные уголки Китая, на плантации и заводы, чтобы лично выбрать лучший чай новых урожаев, достойный звания "Элитный китайский чай"

Как выбрать и купить китайский чай? Для тех, кто только начинает знакомство с коллекционными сортами, мы рекомендуем взять на пробу несколько позиций из ценовой категории 100-900 рублей за 100 г. Это настоящий китайский чай, который прост в заваривании и не требует особых навыков чайного мастерства, для первого знакомства с китайской чайной традицией такой идеально подходят.

Тому, кто уже получил представление о его видах и сортах и набрался необходимого опыта во взаимодействии с ним, открывается широчайший простор для совершенствования своих познаний и гастрономических пристрастий в ценовой категории 900-2900 рублей за 100 гр. Дорогой чай из Китая стоимостью 2900 рублей за 100 и выше предполагает развитые навыки «чайного мастерства», чтобы оценить его по достоинству.

Вне зависимости от ценовой категории у нас вы найдете по-настоящему хороший чай, собранный и приготовлен вручную, из отборного сырья, купленный непосредственно у производителя и бережно доставленный в наш чайный магазин (подробнее об этом читайте в статье «элитный чай») . Если вам сложно определиться с выбором, возьмите понемногу на пробу из тех сортов, что отмечены знаком "лучший товар" на главной странице магазина, или один из "Чайных наборов" специально подобранных для начинающих.

Для тех, кого интересует оптовая продажа китайского чая, в зависимости от объема предусмотрены скидки! Подробнее об этом здесь.

Выбранный и купленный чай необходимо правильно заварить, ведь способность завариваться многократно превращает обычное чаепитие в настоящую Чайную Церемонию! На нашей Чайной Школе вы сможете научиться основам этого удивительного искусства.

Почитать о том, как это сделать, можно здесь. И конечно, наш магазин чая предлагает традиционную чайную посуду и аксессуары - из глины, стекла и фарфора, чабани и многое другое.

А еще наш сайт - это виртуальное пространство общения, где можно обсудить новые сорта, поступившие в продажу, высказать пожелания или найти ответы на многочисленные вопросы. Научиться разбираться в чае, понимать его и получать от него неподдельное удовольствие - дело не сложное и доступное каждому, чрезвычайно полезное и интересное.

Чай - это напиток с тысячелетней историей, который внесёт в вашу жизнь нечто абсолютно новое. Главное открыть дверь!

moychay.ru

Чайный дом на Мясницкой — Википедия

Общая информация

В 1875 году купец Сергей Васильевич Перлов, один из владельцев Товарищества чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями Семёном и Сергеем», приобрёл часть бывшей усадьбы Измайлова на Мясницкой улице и оформил его на имя своей жены Анны Яковлевны. В 1891 году С. В. Перлов вышел из состава товарищества и основал собственную фирму — Товарищество чайной торговли «Сергей Васильевич Перлов и К°».

В том же году по проекту архитектора Р. И. Клейна на участке начали строительство трёхэтажного каменного дома в стиле позднего ренессанса. Строительство было окончено в 1893 году. Первый этаж дома занял чайный магазин Перлова, второй и третий — сдававшиеся внаём квартиры и апартаменты хозяина.

Вскоре после постройки Перлов решил переделать фасад здания в китайском стиле, что было связано с планируемым приездом в Москву на коронацию Николая II чрезвычайного посла и Канцлера Китайской империи Ли Хунчжана: Сергей Васильевич рассчитывал, что сановник по прибытию остановится в его доме на Мясницкой. Для чаеторговца этот визит сулил возможность заключения новых выгодных контрактов.

Переделку фасада и интерьера чайного магазина осуществил в 1895—1896 годах архитектор К. К. Гиппиус под руководством Р. И. Клейна. Крышу дома украсили башенкой в виде двухъярусной китайской пагоды, фасад покрыли лепными изображениями драконов, змей, китайских зонтиков и фонариков, украсили черепицей.

Надписи на фасаде выполнили стилизованным под китайские иероглифы шрифтом. Многие отделочные материалы были доставлены из Китая. В жилых помещениях Сергей Перлов разместил свою богатую коллекцию китайской живописи и фарфора.

Помимо магазина в доме также разместились главная контора Товарищества Перлова и чаеразвесочная фабрика.

Старания купца оказались напрасными: Ли Хунчжан по прибытии в Москву поселился на Первой Мещанской улице в доме родного брата и конкурента Семёна Перлова, владельца Товарищества чайной торговли «Василий Перлов с сыновьями». Тем не менее, внешний вид дома стал визитной карточкой фирмы Сергея Перлова и сыграл большую рекламную роль в его бизнесе.

Фирмы братьев делали ставку на разную категорию покупателей: Семён Васильевич продавал в основном доступные массовому потребителю сорта чая, тогда как Сергей Васильевич ориентировался на состоятельную публику. Именно в магазине Сергея Васильевича впервые стали продавать чай не в картонных упаковках, а в красочно оформленных жестяных банках, а для самых богатых клиентов — в хрустальных чайницах.

После 1917 года

Чайный дом Перлова в начале XX века

После октябрьской революции дом национализировали, жилые помещения стали коммунальными квартирами, однако традиции сохранились — в советские годы в доме всегда работал магазин чая и кофе (в 1920-х — 1930-х годах он назывался «Чаеуправление») . В 1960 году дом стал героем кинолетописи «Архитектурные памятники Москвы». Вспоминая в конце 1970-х о первых годах советской власти, Валентин Катаев описывал «рядом с Вхутемасом, против Почтамта, чайный магазин в китайском стиле, выкрашенный зеленой масляной краской, с фигурами двух китайцев у входа. Он существует и до сих пор, и до сих пор, проходя мимо, вы ощущаете колониальный запах молотого кофе и чая».

Несмотря на то, что здание находилось под государственной охраной как исторический памятник, за всё советское время оно ни разу не ремонтировалось капитально. К началу 1990-х годов дом пришёл в аварийное состояние: деревянные конструкции были поражены грибком, коммуникации разрушились, подвалы для хранения чая были затоплены водой, многие декоративные элементы фасада осыпались.

В 1998 году правнучка С. В. Перлова Жанна Киртбая заключила от имени собственной компании ООО «Перловы и К°» инвестиционный контракт на восстановление здания. Вначале Перлова привлекла к восстановлению декора специалистов из Китая, однако выполненные ими фаянсовые детали фасада потрескались от московских морозов. Тогда к реставрации были привлечены специалисты ФГУП «Спецреставрация» (проект С. А. Куприянова и Н. И. Сафонцевой) .

В ходе проведённых в 2000—2011 годах реставрационных работ была восстановлена утраченная отделка фасада, торговому залу вернули позолоту, росписи на потолке и филёнках, отреставрировали предметы интерьера — витрины-шкафы, китайские фарфоровые вазы и фонари, а фасаду здания возвратили первоначальную полихромную окраску. Часть декоративной лепнины и фаянсовых изразцов изготовили в Китае.

После завершения ремонтных работ вокруг права собственности на компанию ЗАО «Перловы и Ко», которой Правительство Москвы по инвестиционному договору передало дом в 49-летнюю бесплатную аренду, разгорелся конфликт между правнучкой Сергея Перлова Жанной Киртбая и инвестиционной компанией «Финам». Жанна Киртбая обвиняет компанию «Финам» и ее главу Виктора Ремшу в рейдерском захвате принадлежащей ей собственности и незаконном отстранении с поста директора.

ru.wikipedia.org

Магазин "Чай-Кофе" на Мясницкой

Знаменитый дом на Мясницкой, построенный в 1890-1893 годах Р. И. Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» С. В. Перлова. Ул. Мясницкая, д.19 Москва Россия

В конце XVIII века, когда родоначальник династии чайных королей, купец 2-й гильдии Алексей Перлов открыл в московских торговых рядах лавку по продаже чая, в Москве лишь немногие знали о том, что это за напиток. Более того, православная церковь в те времена проклинала «китайскую травку», считая ее так же, как табак и кофе, бесовским снадобьем.

Но уже через полвека Россия закупала 360000 пудов чая в год,причем особенно пристрастились к нему москвичи. «В Москве много трактиров, — писал в 1845 году Виссарион Белинский, — и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах»...

Сергей Васильевич Перлов был представителем четвертого поколения известной купеческой династии Перловых, отпраздновавших 1-го января 1887 года столетний юбилей своей фирмы. Этот юбилей отмечала не только купеческая элита Москвы, но и простой народ, собравшийся на площади перед их домом на 1-й Мещанской улице. В этот же день всей семье Перловых было пожаловано потомственное дворянство.

«Чайная империя» Перловых к концу 90-х годов уже имела 130 фирменных магазинов по России и за рубежом, давала большой доход в казну и не скупилась пожертвованиями на нужды народа. В их родовом имении под Москвой — в Перловке — ими был возведен храм Донской Божьей Матери, организован театр. В столице на их средства содержались духовой оркестр и хор.

Род Перловых в купеческой среде был уважаем за энергичную деятельность, порядочность и благородство. Такую же характеристику снискал себе и владелец «чайного домика» на Мясницкой. О Сергее Васильевиче говорили, что «это был человек благородной души и светлого ума, отзывчивый на чужое горе, отличался цельностью характера, самостоятельностью, был тверд, но справедлив и честен в делах».

Чайный дом (Дом Перлова на Мясницкой, Чайный магазин Перлова) — жилой дом и чайный магазин, построенный в 1890—1893 годах Р. И. Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Васильевича Перлова. В 1896 г. переоформлен К. К. Гиппиусом в традиционном китайском стиле.

Участок под строительство дома для чайной торговли был куплен Сергеем Перловым на имя его жены - Анны Яковлевны - в 1875 году. До Перловых его владельцами были известные дворяне: Никон Волков, капитан Григорий Волконский, княжна М. Вяземская, генерал-майор Лев Измайлов. В 1891 году на этом месте архитектором Р. Клейном после сноса старых построек было начато строительство нового каменного трехэтажного дома в стиле позднего ренессанса.

Однако связь бизнеса Перловых с Востоком, в частности, с Китаем, побудили владельцев дома к переделке фасада в китайском стиле, что сделало его своеобразной и очень действенной рекламой. Кроме того, это было модно, так как именно в эти годы на смену классицизму, а затем и эклектике из Европы в Россию приходит новое архитектурное направление романтического историзма, с возвратом в эпоху готики, романского или древнерусского искусства, иногда в обращении к древней архитектуре Востока.

Работы для будущего "чайного домика" были поручены известному в архитектурной среде мастеру проектирования и декоративного оформления домов в национальном стиле К. Гиппиусу, который осуществил проект в 1895-1896 годах.

Обновленный фасад преобразился. Сочетание цветной штукатурки с многочисленными накладными керамическими деталями, сложенными в разнообразные китайские орнаменты по всем стенам, изменили внешний вид дома: он стал полихромным.

Немалую роль сыграли и отделочные скульптурные элементы. Все было доставлено из Китая. Но наиболее "китайским" вариантом оказалась двухярусная башенка "пагода", венчающая здание по центру фасада, а также сильно разработанный рельеф стены с выносными кровельками из черепицы.

В то время в Москве ожидали приезда важного китайского сановника, с которым многие московские купцы надеялись заключить выгодные сделки о поставке китайского чая. В надежде привлечь гостя к себе Перлов построил для него дом в стиле китайской пагоды, но тот остановился у другого купца в Мещанской слободе.

Перлов, однако, в убытке не остался - его чайный магазин приобрел в Москве огромную известность. И по сей день здесь находится один из лучших чайных магазинов города.

Кованые ворота, ограда крыши и балконов явились элементами, завершающими архитектурный образ.

Над высокими витринами, в филенках синего цвета красными стилизованными буквами были размещены надписи: "Чай, сахар, кофе", в картуше над входом "Сергей Васильевич Перлов", "Главный магазин" и т.д.

Внутренний интерьер магазина на первом этаже оформлялся одновременно с фасадом. Сюда же были завезены фарфоровые китайские вазы, китайская скульптура и мебель, громадный напольный ковер работы китайских мастеров.

ИСТОРИЯ ЧАЙНОГО ДОМА ПЕРЛОВЫХ АРХИТЕКТОР КАРЛ ГИППИУС

Карл Карлович Гиппиус родился в семье петербургского профессора химии в 1864 году. С детства имел два увлечения - биологию и зодчество, но всё же выбрал последнее в качестве основной профессии.

В 25 лет он окончил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с Большой серебряной медалью, и поступил на работу к самому Роберту Клейну – одному из самых востребованных архитекторов конца XIX – начала XX века, построившему, в частности, здания Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ЦУМа, Бородинского моста и других известных строений рубежа веков.

Трудолюбие и признание таланта коллегами позволили Гиппиусу получить первый большой заказ,

Клейн спроектировал новое здание особняка, на участке, ранее принадлежавшем Волконским и Вяземским, в духе позднего Ренессанса. Однако Перлов так и не решился реализовать этот фасад.

Его занимала другая идея: как показать москвичам красоту китайских зданий, которыми он восхищался в многочисленных деловых поездках на Восток?сразу сделавший его знаменитым – проект отделки фасада и интерьера «китайского» чайного дома на улице Мясницкая в Москве. Здание было спроектировано Клейном по заказу семьи Перловых.

Эта московская «чайная династия» к концу XIX века уже четыре поколения успешно торговала чаем, имела более 130 фирменных магазинов по России и за рубежом. Семья Перловых давала большой доход в казну и не скупилась пожертвованиями на нужды народа.

Столетний юбилей фирмы в 1887 году праздновался с размахом, были организованы народные гуляния перед домом Перловых. О Сергее Васильевиче Перлове говорили, что "это был человек благородной души и светлого ума, отзывчивый на чужое горе, отличался цельностью характера, самостоятельностью, был тверд, но справедлив и честен в делах". Именно таким был первый заказчик молодого Карла Гиппиуса.

Эта идея очень органично вписалась в общие настроения архитектуры рубежа веков. Именно на рубеже XIX – XX веков на смену классицизму и эклектике (в духе которой работал Клейн) постепенно стал приходить так называемый романтический историзм: новая переработка готики, романской архитектуры, древнерусского искусства, архитектурных традиций Востока.

Гиппиус с энтузиазмом взялся осуществлять идею Перлова и завершил работы за два года. В 1896 году (Гиппиусу 32, и он уже известный архитектор) на суд общественности был представлен готовый фасад и интерьер: многоцветная штукатурка, керамические детали, китайские орнаментальные узоры, рельеф стены с выносными кровлями из традиционной китайской черепицы, вершающая здание двухъярусная башенка… Масса декоративных деталей и отделочных материалов для фасада и интерьера была доставлена для этого дома прямо из Китая.

А всё то, что Гиппиус мог нарисовать и воплотить сам, было богато украшено сложным растительным орнаментом. «Чайный дом» имел огромный успех. Лучшей рекламы своему делу Перлов вряд ли смог бы придумать: ведь многие приходили просто посмотреть на фасад и интерьер, а уходили обязательно с чаем.

Магазин на Мясницкой — пример бережного отношения к фамильным ценностям, он никогда не менял своего предназначения, а его внешний вид сегодня копирует здание 1896 года. Когда дом обветшал, фасад осыпался, а перекрытия прогнили, внучка основателя Чайного дома Жанна Киртбая создала ЗАО «Перловы и Ко» и отреставрировала здание.

Следующим крупным заказчиком Гиппиуса стала семья Бахрушиных, для которых в дореволюционные годы он построил более шести зданий (особняков и доходных домов) . Самым известным из этих зданий является псевдоготический особняк А. А. Бахрушина на Зацепском валу, 12 (ныне Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина) . К концу XIX века оформился собственный стиль Гиппиуса, похожий на бельгийский модерн.

Но источником вдохновения для Гиппиуса послужила совсем не Бельгия, а собственный устойчивый интерес к биологии, не покидавший его с детства. Первым ярким образцом стиля Гиппиуса стал особняк в Староконюшенном переулке.

Хобби, так и не превратившееся в профессию, занимало большую часть жизни Гиппиуса. Он поддерживал (не только финансово) Московский зоопарк и был одним из самых известных и сведущих аквариумистов Москвы.

В 1910 году он устроил в своём доме большой аквариум для посещения публики – это была дополнительная экспозиция Московского зоопарка. Также его занимала фотография, и он увлекался ею настолько серьёзно, что в 1910 году стал председателем Московского фотографического общества.

Именно хобби натуралиста-любителя, проявившееся в сотрудничестве с зоопарком, определило судьбу Гиппиуса в послереволюционные годы. Архитектор не захотел уезжать из страны, разделял романтические революционные идеи и надеялся, что революция принесёт прогресс.

Руководство зоопарка после национализации его в 1919 году пригласило Гиппиуса штатным архитектором, и в дальнейшем основная его деятельность была связана с разработкой строений и созданием среды, максимально комфортной и приближенной к естественным условиям обитания зверей зоопарка. После присоединения к территории зоопарка Морозовского сада в 1925-27 годах Гиппиус спроектировал и построил основные сооружения новой территории - «Турью горку», Обезьянник, «Остров зверей», «Полярный мир». Несмотря на то, что эти сооружения перестраивались и дополнялись в связи с изменением численности обитателей зоопарка, общая планировка и архитектурная логика территории зоопарка до сих пор именно такая, какой видел её Гиппиус.

Двадцать последних лет жизни его были посвящены зоопарку. Так сошлись воедино два главных интереса его жизни: архитектура и биология. Гиппиус был бессменным главным архитектором зоопарка до дня своей кончины в 77 лет, на следующий день после начала Великой Отечественной войны.

chai-cofe.com

Смотрите также