Про чай

Чай и чайная торговля

Философия чая - Чай и чайная торговля в России и других государствах.

У И Шань и Да Хун Пао

БЕСПЛАТНЫЕ ДЕГУСТАЦИИ ЧАЯ

Друзья, вы хотите узнать побольше о чае, чайной посуде, способах заваривания? Хотите познакомиться с большим многообразием лучших сортов китайского чая, понять какая между ними разница, почему ими так восхищаются настоящие ценители, найти для себя любимые?

Теперь есть такая возможность! ПРИГЛАШАЕМ к нам в гости на дегустации чая и различные мероприятия по адресу: г. Москва, Новинский б-р, д.8, ТЦ Лотте Плаза, цокольный эт., В1, Чайный магазин (м. Смоленская) , тел.: 8(915) 300-26-19

Дегустации проводятся ежедневно с 10.00 до 21.00 по просьбе гостя, бесплатно :) )

Копирование и использование материалов и изображений сайта без согласия автора и указания активной ссылки на данный сайт, ЗАПРЕЩЕНО!

teasophia.ru

Субботин. Чай и чайная торговля.

теперь за новыми поступлениями в нашу библиотеку можно следить в Твиттере и в Фейсбуке

Субботин А. П. Чай и чайная торговля в России и других государствах. Производство, поребление и распределение чая.

СПб.: 1892 - 722 с.

Уникальное издание - подробнейший рассказ об устройстве небольшой отрасли, чайного производства и торговли, по всей цепочке от производителя до потребителя. Это просто энциклопедия: сорта чая, культура чая, ботаническая сторона дела, организация международной торговли, транспорт, налоги и пошлины, внутренняя торговля, сорта и цены на внутреннем рынке, маркетинг, поблемы фальсификации, сопоставления с другими государствами. В принципе, это отличное микроэкономическое исследование, показывающее, как, через какие механизмы экономика того времени разрешала одну отдельную проблему, а именно желание людей пить чай.

library6.com

Чай и чайная торговля в россии в XIX – начале XX веков онлайн

айная торговля в России — малоисследованная тема, несмотря на не - малое экономическое и культурное значение этой торговли в истории России. Дореволюционные исследования в этой области представле-

ны, в основном, брошюрами с общими сведениями о чае . Ключе - вой интерес среди дореволюционных исследований представляет лишь работа известного экономиста А. П. Субботина . Главной целью автор явно ставил создание экономической картины мирового чайного рынка. Он дал полное описа - ние различных чаёв, цикла их производства, химического состава чая, процессов ферментации. История чая прописана у Субботина слабо, но даже при этом она освещена лучше, чем в других исследованиях.

В дальнейшем на материалах, собранных А. П. Субботиным (иногда в несколько переработанном виде, но, несомненно, заимствованных именно из этой книги) , базировались работы Н. П. Коломийцова , В. Н. Любимен - ко . Ранняя история чаеторговли в России (до 1863 г.) неплохо представ - лена в работе Н. Крита . Информацию о чае в быту можно почерпнуть из воспоминаний современников .

В свою очередь, из книг указанных авторов вырывались большие фраг - менты материала, на которых строилось повествование разного рода «по- пуляризаторов» чая. Позднее на основе уже этих брошюр основывались пу - бликации в прессе.

До конечного потребителя информация доходила, прой - дя много рук. Разумеется, нет смысла комментировать качество такого рода материалов.

Определенный интерес для исследователей представляют прейскуранты и иной рекламный материал чайных фирм, существовавших в России до 1917 г. Так, например, один из прейскурантов фирмы «Караван» содержит информа - цию о торговых марках чая, ценах и видах упаковки . Имеются также пособия для работников пищевой промышленности и торговли; типич-

Э к о Н о м И ч е с к а я И с т о р И я 29

ный пример — книга К. В. Катца . Вопросы истории чая в таких изданиях, понятно, не рассматриваются.

Современные исторические исследования построены, в основном, на по - верхностном обзоре изданий, выпущенных чайными фирмами к своим юби- леям, а также на рекламе, откуда копируется материал . Работы, посвя- щённые ярмарочной торговле, вскользь упоминают о месте чая . В то же время некоторые отечественные и даже некоторые зарубежные авторы указывают на значи - тельную роль чайной торговли на ярмарках .

Однако в генеалогических изысканиях вопросы, связанные с чайной тор - говлей, не находят полного отражения, поскольку в России купеческие семьи, в том числе торговавшие чаем, были неустойчивы: они то входили в купече- ское сословие, то выходили из него . Основные капиталы чае- торговые кланы сформировали лишь в XIX веке, поэтому дореволюционные специалисты по генеалогии просто не успели в должной мере описать родос - ловные новых богачей. На сегодняшний день существует одно отличное ис - следование о роде московских чаеторговцев Боткиных, проведённое Б. Ф. Его - ровым . Правда, в центре внимания ученого находится культурологиче - ская проблематика, а не собственно торговля чаем.

В ряде современных исследований авторы проводят небольшие генеалогиче - ские изыскания по отдельным регионам . Но эти исследования, по - рой, неполны и поверхностны , материал из них приходится извлекать по крупицам. Автор статьи частично заполнил имеющийся пробел .

Архивный материал по чаеторговле (в первую очередь — по городу Мо - скве) , обнаружен нами в ряде архивов. В ЦИАМ уже удалось обнаружить информацию о десяти фирмах, торговавших чаем в России. Основной мас - сив фондов ЦИАМ — бухгалтерская документация чаеторговых фирм, редко встречаются материалы личного характера (ЦИАМ. фф. 173, 199, 759, 766,

768, 943, 948, 1219, 1393, 1397, 2209, 2232) . Материал, связанный с историей чайной торговли, хранится также в ряде других архивов (РГВИА. фф. 423,

424, 447; РГАЛИ. фф. 54, 2571; ИРЛИ РАН. фф. 365, 9029; ОПИ ГИМ. ф. 122; ГАРФ. фф.

14, 58, 102) . Таким образом, современные научные исследования, посвящённые истории чая и чаеторговли, отсутствуют. Однако архивный ма - териал позволяет проводить исследования по истории чая.

Чай появляется в России при царе Михаиле Фёдоровиче, но поначалу его использовали как лекарство . Чай считается традиционным русским напитком, и уже с конца XIX века он лишь немного уступал по своей популярности водке .

В XVII веке чай не играл никакой роли в русской внешней и внутренней торговле. О начале коммерческих поставок в Россию чая из Китая, можно говорить только начиная с 1697 г. В XVIII веке чай в Россию завозили и из Ки - тая и с европейских ярмарок; указания на это можно найти у исследователей истории купечества .

30 Ве СТНи К МГПУ ¦ Серия «и СТОри Че СКие НАУКи»

В конце XVIII – начале XIX веков чай был очень редким и элитным напит - ком. Вспомним поговорку, записанную Далем: «Кяхтинский чай, да Муромский калач, — полдничает богач». Впечатляюще звучит фраза той эпохи, означавшая удачно проведённое время: «чайку покушать, да органчика послушать». Простым людям оставалось в то время, вероятно, утешать себя выражением «чай, кофей — не по нутру; была бы водка по утру» .

Фольклор представляет особый интерес для исследователей, так как он от - ражает эволюцию отношения народа к этому напитку от неприятия до включения в обыденную жизнь . В то же время, в ряде специализированных научных исследований содержатся ошибки . Культуролог М. С. Симакова ошибочно утверждает, что лишь с конца 80-х – начала 90-х гг. XIX века «чай стал пользоваться спросом в среде рабочих и крестьян» .

Широко распространённым, по её мнению, чай становится в народе лишь в середине ХХ века . Это не соответствует действительности. Ав - тор делает такое безапелляционное заключение на основе научно-популярных книг по кулинарии В. В. Похлёбкина и опросе трех сельских жительниц Туль - ской области, родившихся, соответственно, в 1919, 1925 и 1927 гг., то есть по - сле революции 1917 г., в период Гражданской войны, когда хозяйство страны было разрушено.

На протяжении XVII–XVIII веков Россия знала только Китайский чай. Это был чай лучших сортов, качественно более высокий, чем употреблявшийся в Европе. Только с конца XIX века на мировые рынки начинает поступать чай из Индии и Цейлона, тогда же он приходит в Российскую империю .

К концу XIX века существовало не менее 12 ключевых маршрутов, по ко - торым чай попадал в Россию, о чем уже приходилось писать . Транспортировка осуществлялась в «цибиках» (оплетённых камышом и обши - тых кожей ящиках) . Чай поступал в Россию из Китая напрямую, как караванами по суше, так и, позднее, по морю до дальневосточных портов. Среди караванных путей было несколько маршрутов, Кяхта (город в Бурятии) была наиболее круп - ным центром.

В XVIII веке чай поступал в Россию и с европейских ярмарок. Со второй по - ловины XIX века чай начали активно доставлять в Одессу морем. Периодически действовали пути доставки чая из Великобритании и кругосветными экспедиция - ми.

Сухопутный караванный путь из внутреннего Китая через пустыни, степи и горы был крайне сложен. Это был один из «старых» путей, действовавших с начала XVIII века. Климатические условия в ряде областей Монголии, через ко- торый везли чай, были экстремальные .

До 1917 г. выбор сортов чая у жителя Российской империи был несрав - нимо шире, чем у европейца. Известный хулитель России маркиз Адольф де Кюстин отмечал: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, кото - рый в нём пьют» .

Заметим, что крестьяне пьют чай из самовара. Самовар — исключитель - но русское изобретение. В Китае чай традиционно подогревали в котелках, а в Японии долгое время использовали специальные горелки, которые по- догревали чай ровно до 60?С.

Самовар разогревает воду сильнее, но, как и в Японии, не позволяет ей перекипать. Мало кто знает, что самовар изначаль - но использовали для приготовления традиционного русского напитка — сбит - ня (напиток на основе мёда с добавлением пряностей) . Только много позже самовар стал прочно ассоциироваться с чаем.

Качество подаваемого в России чая поразило даже предвзято настроенного Адольфа де Кюстина: «На столе сверкает медный самовар и заварочный чайник. Чай и здесь такой же хороший, умело заваренный, а если вам не хочется пить его просто так, везде найдется хорошее молоко. Когда столь изящное питьё подают в чулане, обставленном, словно гумно — «гумно» я говорю из вежливости, — мне сразу вспоминается испанский шоколад» .

Почти сразу за распространением чая начался бум сопутствующих това - ров: специальные «чайные» печенья, конфеты, пряники. Этому немало спо - собствовала и дороговизна сахара, который к началу XIX века в России был только тростниковый и завозился из-за границы.

Кстати говоря, пить чай с солёным огурцом придумали также в России (не позднее середины XIX века) . До сих пор такая закуска к чаю вызывает даже у многих россиян состояние, близкое к культурному шоку. Поддержку чай нашёл в Москве, так как Петербург, следуя европейской моде, «пробавлял - ся кофеем». Первыми массовыми потребителями чая, уже к началу XIX века стали купцы, быстро смекнув, что за чашкой чая можно вести свои дела.

С начала XIX века чай пили, в основном, в трактирах, закусывая его кала - чом и, в свободное от переговоров время, чай порой чередовали с водкой. Так называемые «чайные» появились в России позже, когда свою деятельность активно разворачивали Общества Трезвости.

Появление чайных стимулировалось низкими налогами, а продажа в них алкоголя запрещалась. Запрет этот, однако, повсеместно нарушался. Подходя к чайным, москвичи часто видели нетрезвых сограждан и пьяные драки: поч - ти во всех чайных из-под полы торговали водкой.

Чайные порождали вокруг себя определённый центр силы, сформировали особую городскую субкультуру. Если вокруг кабаков и других злачных заве - дений постоянно крутилась полиция, то чайные вызывали меньший интерес властей, и это позволяло владельцам чайных «крышевать» игорный бизнес, проституцию и торговлю спиртными напитками (ГАРФ: ф. 102. дд. 52-53) .

С конца XIX века библиотеки, которые Общества Трезвости организовы - вали при чайных, стали центрами революционной пропаганды. Так чай стано - вится частью новой культуры — революционной.

Ближе к 1860-м гг. у москвичей появилась мода — устраивать летом гу - ляния в парках, на которые ездили компаниями и захватывали самовары. Эта мода на гуляния затем быстро распространилась на всю Россию.

32 Ве СТНи К МГПУ ¦ Серия «и СТОри Че СКие НАУКи»

Авторы воспоминаний о второй половине XIX века довольно часто пи - шут о летних гуляниях в парках Москвы и о самоварщицах, продающих чай гуляющим. Позднее, в конце XIX в., на улицах Москвы, прямо под открытым небом или под небольшим навесом, стали разворачивать столовые, где пода - вали чай .

В ряде регионов империи (Сибирь и Средняя Азия) чай прижился, во мно - гом, из-за климатических условий. В Средней Азии в жару горячий чай уто - лял жажду. В Сибири путешественникам и торговцам без чая практически невозможно было сохранять свою работоспособность.

Например, в Забайка - лье в 1850-х гг., когда морозы достигали минус 35°С чай был практически незаменим: «Для ночлега разгребают в снегу яму, расстилают медвежьи шубы, дохи и кладут на них постели. Отужинав, раздеваются до рубашки, бросаются в постель, укрываются шубами, одеялами и в ногах разводят большой огонь. К утру же, когда пора вставать, путешественник быстро выскакивает из посте - ли, одевается с неимоверной поспешностью и бросается к пылающему огню и кипящему чайнику! Так ездят в Сибири в Удьское, Колыму, Туруханск; так ездили из Горбицы в Стрелку!» .

Во второй половине XIX века чай появляется как важный элемент доволь - ствия в войсках. Чай стали выдавать солдатам, проходившим службу в слож - ных условиях (пример — Сибирь) и во время военных действий тем, кто на - ходился в дозорах. Но употребление чая не стало массовым.

Сложности с чайным довольствием в войсках продолжали сохранять - ся вплоть до конца 1905 г.: об этом свидетельствует брошюра П. Кочергина

«Нужды русского солдата». Автор призывал ввести чайное довольствие для

«нижних чинов», выдавая солдатам по три фунта чая в год, на что потребова - лось бы всего лишь 4 рубля 40 копеек в год на одного солдата . Автор считал, что у солдата, привыкшего на гражданке к чаю, от его отсут - ствия падает боевой дух .

Доходы казны от одной лишь пошлины на ввозимый в страну чай к концу XIX века составляли до 200 миллионов кредитных рублей в год! Приведём усреднённый график суммы пошлины за ввозимый в Россию чай по пятиле - тиям (за 50 лет) :

Кроме пошлины государство и местные власти получали дополнительные налоги: от розничной продажи, сборы за торговлю на ярмарках, и т. д.

Э к о Н о м И ч е с к а я И с т о р И я 33

Динамика развития русского чайного рынка была просто фантастическая. Ценность только официально ввезённого в Российскую империю и легально растаможенного чая переваливала к концу XIX века за 300 миллионов кредит - ных рублей в год :

Обращает на себя внимание, что большой период времени (вплоть до кон - ца XIX века) значительная часть средств от торговли чаем уходила государ - ству в виде пошлины, различных налогов и сборов.

Необходимо добавить, что около 30% чая ввозилось в Российскую импе - рию нелегально: 1) напрямую из Китая; 2) через Среднюю Азию; 3) по пути из Великобритании (через Финляндию) . И по ряду других контрабандных ка - налов .

По самым скромным подсчётам в период 1881–1885 гг. реальная стои - мость всего чая («белый» легальный + «серый» некорректно растаможенный +

«чёрный» контрабандный) , по нашим оценкам, могла достигать 480–500 кре - дитных млн. руб.

Цены на чай в течение всего XIX века падали, и к концу столетия у круп - ных фирм имелся самый разнообразный ассортимент марок чаёв: от полутора копеек (!) в бумажном мешочке, до десятков рублей за различные «царские» и

«императорские» чаи в стеклянных, жестяных и даже хрустальных чайницах. Солидные фирмы отпускали чай потребителю, по его запросу, даже от не - скольких грамм (ЦИАМ: оп. 1. д. 10 и др.) !

Реклама чаеторговых фирм очень разнообразна. Особенный интерес пред - ставляет газетная реклама (как с точки зрения оформления, так и с точки зре - ния марок чая, и публикуемых цен) . Но в имеющихся исследованиях чайная тематика рассмотрена крайне слабо .

К концу XIX века, когда конкуренция на чайном рынке сильно выросла, многим фирмам пришлось активно применять и нестандартные ходы для про- движения своей продукции. К интересным рекламным ходам можно отнести появление, например, встроенной в рекламный плакат системы с отображе - нием маршрутов: поворот колёсика открывал номера маршрутов в одном око - шечке и список остановок на этом маршруте в другом. Так выглядела одна из реклам фирмы «Сергей Васильевич Перлов». Человек сразу понимал, с ка - ким номером ему нужен трамвай .

34 Ве СТНи К МГПУ ¦ Серия «и СТОри Че СКие НАУКи»

Другой действенный рекламный ход — развлечения, конструктивно встроенные в жестяные банки — примеры такой рекламы имеются в активе Товарищества «Караван». Реклама была рассчитана на детей, дабы они с ма- лолетства, привязывались к продукции фирмы .

Чаем в Москве начинали торговать выходцы из Франции, чьи магазины были расположены на Кузнецком мосту, русские же были на вторых ролях. Несколько лавок русских купцов до 1812 г. имелось на Красной площади .

После 1812 г., французы уходят в тень, а их место в теперь уже сверх - прибыльном деле занимают немцы и евреи. Много было в Москве и русских купцов-чаеторговцев, в том числе бывших сибиряков, перебравшихся сюда на старости лет.

Уже с XVIII века фиксировалось большое количество подделок чая, ког - да его подкрашивали различными веществами, смешивали разные сорта и урожаи разных сезонов и сборов (чай первого сбора всегда был более каче- ственным и дорогим) , спитой чай перерабатывали в «новый» и т. д. В Москве жители целого этнического квартала промышляли сбором спитого чая и пере - работкой его в «новый» .

Капиталы чаеторговцев, сколоченные на чайной торговле, часто инвести - ровались в промышленность. Для примера можно привести клан Вогау-Марк- Банза-Шумахеры . Этот клан сколотил свои капиталы на торговле чаем и красками для тканей.

Изначально чаем торговал сам «Торговый дом Вогау и Ко», а затем чайные активы были выделены в отдельное Товарищество «Кара - ван». Все акции «Каравана» находились в руках клана Вогау.

Вогау инвести - ровали свои капиталы в тяжёлую промышленность, банковскую сферу, про - изводство сахара. Торговлю автомобилями вела семья Марк, входящая в этот клан.

Чаеторговцы или их потомки становились известными медиками, коллек - ционерами, художниками и специалистами в области живописи, даже рево- люционерами .

Чайная торговля в России в XIX веке была настолько доходной, что ею за - нималась и знаменитая Российско-Американская компания (РАК) .

Подводя итог сказанному, можно указать на крайне низкую проработан - ность данной темы современными исследователями, на наличие ошибок и не - точностей в отдельных работах. Имеющиеся источники, однако, позволяют достаточно полно описать эту исключительно интересную тему. Чай, придя в Россию, стал неотъемлемой частью культуры и превратился в националь - ный напиток, история которого оказалась забытой.

Материал взят из: Вестник МГПУ Серия «Исторические науки» № 2 (4)

Вам будет полезно также прочитать:

studik.net

Чай и чайная торговля в России XVIII-XX вв. | Chaism.pro

by Chaism.pro

Наконец-то в поле нашего внимания оказался беспрецедентно ценный с научно-исследовательской точки зрения материал – книга под названием «Чай и чайная торговля в России: 1790-1919 гг.» И. А. Соколова. Как заявляет сам автор, «на сегодняшний день, к сожалению, существует лишь одно диссертационное исследование, раскрывающее историю чая и чайной торговли в Российской империи», которое, собственно, и принадлежит самому Соколову.

Это знакомство оказалось совершенно противоположным предыдущему (работа господина Ржанова «Китайскiй чай. (Подробное о немъ описание.) », 1856 г.) , содержание которого носит несколько иной характер, но которое подарило нам немало радостных переживаний, связанных как с искренним и трепетным отношением автора к чаю, показавшимся нам очевидным, так и с его основательным подходом в изучении целебного напитка.

В этой статье мы представим некоторые выдержки из работы Соколова о истории появления чая в России, показавшиеся нам наиболее существенными и интересными, и попробуем вместе узнать что-то новое и полезное о российской чайной истории.

Хронологические рамки исследования.

В конце 18 в. и самом начале 19 в. чай не оказывал заметного влияния на русскую экономику и его нельзя назвать массовым и народным напитком, перестраивая под себя значительную часть культуры. В трактире за самоваром с чаем начали решаться коммерческие дела; за чаем дома утром и вечером собиралась вся семья (что укрепляло социальные связи) , и т.д.”

“Первые сведения о чае в России появились в 1567 г. еще в царствование Ивана Грозного, благодаря казацким атаманам Петрову и Ялышеву, побывавшим в Китае. Они рассказывали о каком-то растении, из которого китайцы готовили некий любимый ими напиток”.

Автор также замечает, что в России информация о чае появилась даже раньше появления китайской камелии в Португалии. Напомним, что впервые на территорию самого западного государства в континентальной Европе чай был завезен только в 1590 году.

Теперь давайте рассмотрим несколько подробнее основные и наиболее значимые для развития и распространения даты чая в России.

“В Россию чай попадает в 17 в. как заморская диковинка. Первый чай прибыл в Россию ко двору царя в 1638 г. из Монголии. Его, в качестве подарка Михаилу Федоровичу от Алтын-хана, привез посол Василий Старков; и первоначально чай употреблялся как лекарство. В самом Китае чай употреблялся в качестве лекарства достаточно долго и, по некоторым данным, стал использоваться в качестве обычного напитка лишь с 6 в. н. э.”

Несмотря на это, чай в 17 веке ни для внешней, ни для внутренней торговли особо значимой роли не играл. Однако начало перемен было положено в 1689 году, когда “русским правительством был заключен договор с Китаем, на основании которого стали отправляться царские караваны с пушниной в Пекин – при каждом казенном караване был комиссар, который производил продажу товаров и закупку чая. Первый караван вступил на китайскую территорию в 1699 г.”

При этом предполагалось, что караваны будут приходить по 200 человек в каждом караване раз в три года.

“Только при Екатерине 1 в 30-е гг. 18 в., благодаря открытию в Кяхте (прим. административный центр Кяхтинского района Бурятии) предпринимательской деятельности, с легкой руки сибирского вице-губернатора И. Л. Ланга, затем графа А. И. Остремана удалось привлечь китайских купцов на российский рынок. В первые годы возникновения кяхтинской торговли (1720-е гг.) ввоз чая едва достигал 3 тыс. пудов в год, но уже через семь-десять лет оборот, по некоторым данным, составлял порядка 28-30 тыс. пудов ежегодно”.

Чайник, представленный в Цейлонском музее Чая. “На Шри-Ланку (бывший Цейлон) чайные растения были завезены в 1824 г., но началом промышеленного производства чая является 1867 г”. Таким образом, “поступление чая (в промышленных объемах) на мировой рынок из Индии и с острова Цейлона (Шри-Ланка) началось, по историческим меркам, совсем недавно – лишь во второй половине 19 в”.

Ввиду пограничных конфликтов коренных народов Бурятии, Южной Сибири и Казахстана с русскими поселенцами торговля в Кяхте в 60-80е годы 18 века была довольно шаткой, неустойчивой. Именно по этой причине в то время “чай в Россию шел в основном через страны Западной Европы и, особенно, Англию, что, естественно, сказывалось на его цене и ассортименте.

Если чай из Англии в Россию продолжительное время ввозился беспрепятственно, то русские купцы долгое время не могли ввозить китайский чай в Англию, даже если бы захотели – англичане защищали свой рынок”. И это неудивительно: “на Англию приходилась очень значительная часть русского импорта вообще и чая в частности. Были годы, когда чай в России могли получать лишь через страны Западной Европы, которые торговали с Китаем через Шанхайский порт”.

Так, до “1790-х гг. чай, помимо прочего, завозился в Россию из Европы на кораблях под флагами самых разных стран: Великобритании, Португалии, Дании и даже США”.

Важно также отметить, что “около 1790-1792 гг. происходит всплеск потребления чая. По косвенным данным можно предположить, что основная база потребления чая в то время – дворяне и купечество”.

“К 1839 г. чай захватывает Россию. Маркиз де Кюстин, хулитель России вообще, и русского быта в частности, отмечал: “Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи <…> деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют””.

Кстати, в крестьянских семьях в целях экономии в чай добавляли травы, но обязательно в каждом доме был самовар – “исключительно русское изобретение. В 1778 г. в Туле некий слесарь Лисицын открыл первую в стране самоварную мастерскую. Недавано появились сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо раньше – в 1740 г. – и не в Туле, а на Урале”.

“Самовар в России стал тем центром, вокруг которого собирались гости. Именно он формировал “русское гостеприимство”, создавал атмосферу для ведения разговоров о жизни и коммерческих делах. Последнее качество первыми оценили купцы: чай и самовар создавали атмосферу для беседы, но не притупляли ум, как, допустим, водка”.

Так, до начала 1860х годов чай становится неотъемлемой частью повседневной жизни крестьян. Именно “во второй половине 19 в. городские низы также, хотя и были, по большей части, неграмотными, опытным путем выявили несомненные достоинства чая.

Рекомендации немногочисленных докторов довершили понимание “полезности” чая. Жители московских трущоб были бесконечно рады даже неоднократно заваренному, уже спитому чаю (прим. “даже спитой чай перезаваривали многократно, что повлекло появление того, что принято называть “фельдфебельским чаем”, и, более позднее аналогичное название того же самого, - “чай белые ночи”.

Даже многократно заваренный чай в городах часто не выбрасывался, а собирался и затем использовался как основа создания фальсификата”) . Потребление чая влекло за собой потребление и других, так называемых “сопутствующих” товаров – баранок, варенья, меда, пряников, позднее конфет и т.д. Кстати говоря, пить чай с соленым огурцом придумали также в России (не позднее середины 19 в.) . До сих пор такая закуска к чаю вызывает даже у многих россиян состояние, близкое к культурному шоку”.

На этой ошеломляющей ноте мы завершим наше повествование и вернемся к нему совсем скоро. Впереди нас ждет много интересного и занимательного.

По материалам книги И. А. Соколова «Чай и чайная торговля в России: 1790-1919? (Текст чайное сообщество www.Chaism.pro) .

Любое копирование материалов и фотографий, размещенных на сайте, запрещено без указания ссылки на данный сайт в качестве источника информации.

www.chaism.pro

Смотрите также