Про чай

В употребление чайная церемония

Японская чайная церемония

Опубликовала Victoria Victoria, 23.07.2015 в 20:26 7 2

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал про чайную церемонию, но мало кто понимает в чем заключается ее смысл и еще меньше людей, которые сами принимали участие в данном ритуале. Чайная церемония, это весьма специфическая форма совместного употребления чая, которая получила огромное распространение в Японии.

Появление и распространение чая в Японии

Считается, что чай из континентального Китая в Японию завезли буддистские монахи примерно в седьмом веке. Монахи использовали чай в качестве ритуального напитка, который они пили в промежутках между медитациями. Монахи считали чай божественным и подносили его Будды.

После того, как дзен-буддизм стал основной религией Японии и монахи стали иметь большое влияние в стране, чай постепенно стал проникать и в другие социальные слои Японии.

Постепенно чаепитие вышло из стен буддистских монастырей, сначала оно органично вошло в повседневную жизнь каждого самурая, затем и японская аристократия благосклонно приняло употребление чая. Стали популярны собрания знатоков чая, так называемые «чайные турниры», где чайные мастера проводили дегустации различных сортов чая. От знатока чая требовалось по аромату напитка и по его вкусу определить сорт чая и район, где он был собран.

Вслед за монахами, воинами и знатью полюбили чай и простые люди. Только церемонии у них были гораздо скромнее, люди просто собирались вместе, чтобы за чаем поговорить и обсудить разные вопросы. К этому времени относится и появление привычных чайников и чайной посуды.

Особенности японской чайной церемонии

Так как основы чайной церемонии были разработаны в Китае, то японские монахи, естественно, многое взяли из сунской чайной церемонии. Но в отличие от китайской церемонии, где превратилась в одну из разновидностей медитации, в японской церемонии упор сделан на красоту самого процесса и его изысканность. Причем показывается красота не внешняя, а красота внутренняя, которая таится в обычных простых вещах. К 16 веку чаепитие из просто красивого ритуала превратилось небольшой спектакль, где каждой детали отводилась своя роль и у каждого движения имелся символический смысл

Уже к 18-му веку по всей Японии стали создаваться чайные школы, которые возглавляли старшие чайные мастера-иэмото, являющиеся наставниками для младших мастеров.

Чайная церемония начинается со встречи чайного мастера с гостями для отдыха, приятной беседы. И все это происходит за употреблением чая. Чайная церемония устраивается в специальном чайном домике и всегда сопровождается определенным ритуалом.

В наше время на основе чая разработана специальная японская чайная диета, которая основана на употребление большого количества (1 литр в день) зеленого чая.

Разновидности японской чайной церемонии

Выделяют несколько типов чайной церемонии:

1. Вечерняя церемония

Она начинается примерно в 6 часов вечера.

2. Ночная церемония

Ее принято начинать, когда на небе появляется луна. Завершается она под утро, но не позднее четырех часов. Ночная церемония несколько отличается от прочих.

Чай заваривают непосредственно при проведении церемонии, для этого чайные листья хорошенько перетирают в ступке, а чай делают очень крепким.

Церемония с восходом солнца

Начинается с первыми лучами солнца, а заканчивается около шести часов утра.

Утренняя церемония

Проводится в основном летом в жаркие дни, в период летней прохлады.

Послеобеденная японская чайная церемония

К чаю разрешено подавать пирожное.

Кроме этого специальные церемонии устраиваются по какому-нибудь важному поводу, это может быть праздник, встреча друзей, и т.д.

Наиболее важным этапом чайной церемонии считается приготовление из порошка зеленого чая, ароматного густого напитка. Когда время чайной церемонии истекает, мастер после извинения уходит из помещения, тем самым он дает понять всем гостям, что церемония подходит к своему концу.

Чайная церемония требует специальной посуды-нужны чайники, пиалы, тарелки, емкости под горячую воду и т.д.

В целом чайная церемония раскрепощает, укрепляет дух, успокаивает, поднимает настроение, учит поддерживать беседу.

xvastunishka.mirtesen.ru

Что такое китайская чайная церемония?

Китайская чайная церемония - это важная часть одной из древнейших мировых чайных культур. В понятие китайская чайная церемония входит не только определенная последовательность действий, связанная с подачей к столу и употреблением чая.

В широком смысле китайская чайная церемония - это способы приготовления и употребления чая, а также события-поводы, в честь которых подают благородный напиток к столу. Кроме того, в понятие чайная церемония входят приборы и посуда, которые используют в процессе заваривания, подачи к столу и употребления в пищу чая.

Родиной чая считается Китай, где напиток стали употреблять на ежедневной основе еще тысячелетия тому назад.

По китайским учениям чай относится к «семи вещам, потребным ежедневно». Помимо чая в списке таких незаменимых для любого китайца повседневных вещей значится рис, соевый соус, масло, уксус, соль, а также дрова. Китайская чайная церемония, как и культура потребления чая в целом значительно отличается от японской, а также европейской.

В Китае к чаю относятся с великим уважением и считают напиток не только необходимой частью повседневного рациона питания, но и обязательным атрибутом праздничных мероприятий. Чайные церемонии в Китае отличаются по нескольким критериям, например распорядок ритуала зависит от важности того или иного торжества или официально мероприятия.

Стоит особенно подчеркнуть, что чайная церемония - это не только процесс, направленный на приготовления чая и употребления его в пищу. Для китайцев чайная церемония - это важный элемент национальной культуры, традиции и религии.

Чай используют не только как повседневный или праздничный напиток, но и как лекарственное средство. Многие исследователи многогранной и древней истории Китая в целом и чайный церемоний отмечают, что в каждой провинции страны сложились свои собственные правила проведения ритуала.

Среди всех территорий наиболее древней культурой чаепития могут похвастаться такие районы как Сычуань, Юньнань и Гуйчжоу. Особое внимание исследователи уделяют чайной церемонии и культуре Тибета. Для горных жителей характерно употребление совершенно других видов чая, например масляного или же с молоком.

Исследователи нашли упоминание о чае, а также чайной церемонии в китайских трактатах, которые насчитывают свыше 5 тысяч лет. В древнейших исторических источниках описывается чайная церемония приготовления напитка для монаршей династии. Современные жители Китая постепенно отходят от древних традиций и правил.

Однако чайная церемония не утрачивает своей актуальности и в наше время. Правда, в современном Китае настоящие чайные церемонии проводят не так часто. Как еще около сотни лет тому назад.

Китайская чайная церемония проводиться в кругу семьи по какому-либо важному случаю.

Как правило, для проведения домашней чайной церемонии в Китае используют зеленый чай. Листья чая заваривают в специальном заварочном чайнике, который изготавливают из глины, фарфора или же фаянса. Заваренный чай разливают по пиалам или же низким, но широким чашкам.

В соответствии с правилами проведения торжественной или традиционной китайской чайной церемонии используют специальные чайные залы. Причем оформление чайных залов также строго регламентируется как и все действия, происходящие во время чайной церемонии. Примечательно то, что перед началом чайной церемонии все ее участники просто обязаны настроиться на определенный духовный лад.

В противном случае, проводить чайную церемонию строго запрещено. Особые чувства, которые рождаются в процессе проведения китайской чайной церемонии получили название Гун-Фу-Ча, что в дословном переводе обозначает «наивысшее мастерство чая». Как упоминалось ранее чайная церемония - это национальная культурная квинтэссенция, которая показывает отношения жителей Поднебесной не только к напиткам или же еде, но и к духовной сфере жизни человека.

В церемониальном зале для чайной церемонии должна царить особая атмосфера. Обычно, чайные залы украшают особым образом, а также при чайной церемонии используют специальную музыку, настраивающую на особый лад и приносящую успокоение, а также гармонию. Хотя чайные церемонии в Китае проводят по особо важным политическим или общественным случаям, во время проведения самого ритуала не говорят о делах.

Считается, что во время чайной церемонии все должно настраивать человека на позитивный лад и услаждать взор и слух. В Китае чайную церемонию возводят в ранг священных религиозных ритуалов, поэтому разговоры о политике, деньгах или любых других благах считается неприемлемым. За правильностью проведения чайной церемонии наблюдает мастер, который заваривает чай, а также рассказывает в процессе о свойствах напитка.

По правилам китайского чайного этикета именно мастер подает чаши с напитком гостям. По середине чайного зала мастер зажигает ароматические палочки, а также раскладывает специальные символы основных сил природы - огня, воды, земли, воздуха, а также металла и дерева. На первоначальном этапе чайной церемонии мастер кипятит воду для заваривания напитка.

В древние времена воду кипятили в котлах на открытом огне, поэтому мастерам приходилось тщательно следить за водой. Примечательно то, что в Китае существует поговорка о том, что даже самый высококачественный чай можно испортить неправильно приготовленным кипятком. Казалось бы как можно испортить обычную кипящую воду?

В китайской чайной церемонии готовность кипятка определяют по характерному звуку, который издает вода в процессе кипячения. Сначала кипяток для чая готовят в закрытом крышкой чайнике. При первых пощелкиваниях крышку снимают и продолжают кипятить воду дальше.

Готовность воды для заваривания чая определяют по форму пузырьков.

Первые пузырьки на дне чайника называют «рачий глаз», более крупные - «крабий глаз», а крупные одиночные пузыри - «рыбий глаз». Далее пузырьки воды соединяются и подымаются на поверхность так называемыми «жемчужными нитями».

На этом этапе воде возвращают молодость при помощи ритуала под названием «шум ветра в соснах». Если вода перекипит или же недокипит, то чай не сможет раскрыть всю полноту своего вкуса, а также аромата. Чай при проведении китайской чайной церемонии разрешено заваривать только правильно приготовленной водой, иначе напиток получится «старым», а также тяжелым для человека.

После того, как вода готова, мастер приступает к завариванию чайного листа. Чай насыпают в специальную коробочку, которую передают по кругу всем участникам церемонии для ознакомления с формой листа, а также ароматом. Кипящую воду при помощи специального инструмента, изготовленного из дерева, размешивают строго по часовой стрелке.

В итоге образуется своеобразная воронка, в которую вбрасывают чай. Напиток считается готовым к употребления тогда, когда листья оседают на дно заварника. Пока чай заваривается, мастер готовит посуду для употребления напитка.

Каждый участник чайной церемонии получает две чашки на специальной деревянной подставке.

Узкая чаша предназначена для того, чтобы прочувствовать аромат напитка. Пиала используется в чайной церемонии для наслаждения вкусом, а также цветом готового напитка. Использование двух чаш в чайной церемонии неслучайно.

Узкая чаша - это мужской символ, а пиала - женский. Даже в чайной церемонии китайцы обыгрывают буддийские религиозные символы.

Сначала чай разливают по высоким чашам, которые накрывают сверху пиалами. Затем полученное сооружение из чашек резким движением переворачивают, чтобы не пролить ни капли. После того, как все основные приготовления завершены начинается процесс употребления напитка или чаепитие.

По китайским традициям чаепитие должно проходить неспешно и может занимать несколько часов подряд. В процессе мастер еще несколько раз заваривает чайные листья кипятком. Китайские сорта чая могут выдерживать до 10 завариваний, при этом не утратив свой отличительный вкус и аромат. Существует несколько видов китайской чайной церемонии:

  • вечерняя чайная церемония в 18.00 вечера;
  • ночная чайная церемония проходит с 23.30 до 04.00 часов;
  • чай на рассвете» - церемонию проводят с 4.00 до 6.00 утра;
  • утренняя чайная церемония проходит с 6.00 утра;
  • послеобеденная чайная церемония проводится после 13.00 дня;
  • торжественная или праздничная чайная церемония «риндзитяною».

Для того, чтобы по правилам провести китайскую чайную церемонию понадобится специальный сервиз из 24 предметов, самыми важными среди которых считаются: чайная коробка Ча Хэ, чайник Ча Ху, чаши Венсян Бэй, Ча Хай и Ча Бэй, а также подставка Гайвань.

Китайскую чайную церемонию проводят в следующих случаях:

  • чай в «знак уважения» или почитания старших;
  • чай во время «семейной встречи» - это традиционное мероприятие для жителей Поднебесной во время выходных, когда все члены семьи собираются за одним столом;
  • чай в знак «извинения» церемонию проводят, чтобы продемонстрировать искреннее сожаление или раскаяние;
  • свадебная чайная церемония и другие.
FindFood.ru

Чай / Японская чайная церемония / Чайная церемония / Японская чайная церемония

Японская чайная церемония

В Японию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.

Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215) . Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций.

Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.

Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма в Японии - священник Догэн (1200-1253) . В XII-XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая становится популярным не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов.

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров.

Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV-XV вв.

В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи. Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко (1422-1502) .

Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может открыться, может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой (язык жеста имеет в буддизме, как, впрочем, и во многих других религиях, огромное значение) . Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая.

При дворе сёгуна Асикаги Мурата стал использовать для чайной церемонии крохотную комнатку Додзинсай. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.

Чайная церемония, которую Мурата проводил сам, была попыткой отрешиться от забот и тягот бренного мира, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности.

Мурата впервые сформулировал четыре принципа чайной церемонии: гармония ("ва") , почтительность ("кэй") , чистота ("сэй") и тишина, покой ("сэки") . Причем тишина, покой понимались им как просветленное одиночество. Символом принципа "ваби" как стремления к простоте и естественности Мурата Дзюко считал образ одинокой веточки цветущей сливы в заснеженном лесу.

Продолжателем дела Мураты стал мастер Дзёо Такэно (1502-1555) . Ему принадлежит заслуга создания чайного домика (тясицу) , в котором проводилась сама церемония. Исходя из принципа "ваби", Такэно придал тясицу вид небольшого крестьянского дома с соломенной крышей.

При проведении чайной церемонии Такэно стал широко использовать керамические сосуды, которые изготовляли японские мастера в местностях Бидзэн, Сэто, Сига.

Учеником Дзёо Такэно был выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591) .

Сэн-но Рикю продолжил традиции своих учителей. Он усовершенствовал чайный домик и разработал принципы создания сада (тянива, родзи) около него. Из многочисленных чайных домов, которые он создал на протяжении своей жизни, до наших дней сохранился только павильон Тайан в храме Мёкиан (в окрестностях Киото) . Он разработал этикет для участников церемонии, определил характер бесед, которые должны были создавать настроение отрешенности от повседневности и устремления к познанию Красоты.

В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.

Через маленький сад, прилегающий к павильону, где проводилась чайная церемония, шла дорожка из камней, в саду возвышались каменные фонари и просто камни, поросшие мхом.

В саду обычно высаживали сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Все элементы сада чайной церемонии должны были создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности.

Благодаря Рикю принцип "саби" был осмыслен как новый тип Красоты, воплощенный не только в архитектуре чайного домика и устройстве чайного сада, но и в подборе всех предметов: чайницы, котелка для кипячения воды, чашек для чая. В чайной церемонии, по мнению Рикю, все должно было составлять единый художественный ансамбль.

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход - около 60 см в длину и ширину.

Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома) . В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей.

Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время церемонии. Важное значение придавалось освещению тясицу.

Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, разных по размеру и форме, дававших оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое - освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или Луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты.

Со временем ритуал проведения чайной церемонии канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское и подчиняясь лишь законам действа.

В молчаливой сосредоточенности они проходили по чайному саду. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли ее у порога. Низко склонившись, они входили внутрь и так же в молчании рассаживались, сосредоточенно любуясь свитком в токонома и утонченной естественностью композиции цветов.

По прошествии некоторого времени, в течение которого гости могли рассмотреть и оценить предметы в токонома, появлялся "хозяин" чайной церемонии (тядзин) . Он низко кланялся гостям и садился напротив них около очага, над которым уже висел котелок с водой. Перед "хозяином" лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства.

"Хозяин" не торопясь насыпал в чашку зеленого чая, затем заливал его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена.

Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем "хозяин" с поклоном передавал чашку главному, самому почетному гостю.

Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай - зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу - и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку "хозяину". Чашка передавалась из рук в руки, чтобы каждый смог внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины.

Гости вступали в беседу. Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.

В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас чайная церемония нередко проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение.

Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония - это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке и свитке в токонома.

В Японии существует множество школ чайной церемонии. Одной из самых известных является школа Урасэнкэ в Киото.

Авторolga

tea.web-3.ru

Чайная церемония — ритуал совместного чаепития. Созданная в средние века в Японии она и сейчас культивируется в этой стране. Первоначально чайная церемония появилась как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, а затем она стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связанная со многими другими культурными явлениями.

Чайный домик

Одним из первых чайных мастеров был Дзео Такэно (1502—1555) . Именно он начал использовать для церемонии специальное строение — чайный домик (тясицу) , которому, в соответствии с принципом «ваби» — стремление к простоте и естественности, был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Такэно ввёл в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзёо Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522—1591) , доработал чайный домик и ввёл в практику создание сада и каменной дорожки, ведущей через сад к домику

Японская чайная церемония была разработана по образцу китайской сунской чайной церемонии японскими монахами. Первоначальная форма ритуала была введена монахом Дайо (1236—1308) . У Дайо обучились первые чайные мастера — также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394—1481) , настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко) . Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил её проведению сёгуна Асикагу Псимацу, дав, таким образом, традиции «путёвку в жизнь».

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII—VIII векам нашей эры. Чай был завезён в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком — его пили во время медитаций и подносили Будде.

Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» — принципу изысканности и красоты, также воплощённому в чайной церемонии.

К XIII веку питьё чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» — собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках.

Самая важная часть церемонии — приготовление и питьё густого порошкового зелёного чая.

Перед церемонией гости собираются вместе в одной комнате. Здесь им подаётся горячая вода в небольших чашках. Назначение этого этапа — создать у гостей общее настроение, связанное с ожиданием предстоящей церемонии как важного и приятного действия, встречи с прекрасным.

Затем гости отправляются через сад к чайному домику. Созерцая растения и камни сада, гости настраиваются на сосредоточение и освобождают сознание от всего суетного. В конце дорожки, перед чайным домиком, гостей встречает хозяин.

После сдержанного взаимного приветствия гости подходят к находящемуся тут же каменному колодцу и совершают обряд омовения. После омовения гости проходят в чайный домик и располагаются там.

Прохождение через низкий и узкий вход символизирует окончательный выход за границы обыденного мира, укрытие от всего, что творится вовне. Неудобство входа и необходимость низко наклониться, входя в чайный домик, символизируют равноправие участников церемонии — поклониться вынужден каждый, вне зависимости от знатности, богатства, известности и общественного положения. В соответствии с обычаем традиционного японского дома, входя в чайный домик, обувь гости оставляют у порога.

Утварь, используемая в ходе чайной церемонии, должна составлять единый художественный ансамбль, что не означает непременного однообразия, но требует, чтобы предметы подходили друг к другу и ни один из них не выделялся резко из общего набора. Для церемонии необходима шкатулка для хранения чая, котёл или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления. Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного возраста, отражающегося в их виде.

К XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония — искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

1033

muz4in.net

Смотрите также