Про чай

Тяною чайная церемония

Тяною - чаепитие по-японски

Чай в Японию "пришел" из Китая. Японцы пили чай в кругу гостей и отгадывали - какой сорт чая они пьют - с каких плантаций. Отгадавшему вручали приз.

Со временем игра превратилось в чайный ритуал тяною, в котором регламентировалось каждое отточенное, завораживающее взгляды движение.

Чаепитие по-японски быстро вошло в моду и в других слоях общества, особенно у философов и художников, обсуждавших за чашкой чая свои произведения.

Повод и время для японского чаепития - тяною

Поводов для приглашения гостей на чайную церемонию тяною может быть множество: рождение новой луны и рождение наследника, приход зимы и приезд старого друга, цветение сакуры - воспетой поэтами японской вишни. Каков бы ни был повод для чаепития, хозяин обязан известить гостей об этом маленьком празднике за три, а то и четыре недели.

Тяною может состояться в любое время суток. Так, например, на ночной чай, желательно при луне, гости собираются около полуночи, а расходятся не позднее четырех часов утра. Утренний чай, преимущественно в жаркую пору, хозяин волен назначить на семь и даже на шесть часов, пока удерживается прохлада.

Место японского чаепития - тяною

Местом для чайной церемонии тяною является чайный домик - помещение, предназначенное исключительно для ритуального действия. Это, как правило, небольшая уединенная обитель в саду, на берегу моря или в иной живописной местности, куда гости шествуют в тишине, внимая лишь голосам птиц, впитывая покой и красоту окружающей природы. Выложенная булыжником дорожка в саду помогает настроиться на торжественность церемонии так же, как старый подслеповатый фонарь, отбрасывающий слабые тени на обомшелые валуны, на камень-колодец, хранящий воду для омовения рук...

Все должно быть естественно и без лишней суеты - такова суть чайной церемонии.

Скромностью своего внешнего вида и внутреннего убранства чайные домики для тяною напоминают хижины восточных мудрецов, чья непритязательность к внешним атрибутам жилища стала легендарной. Она помогала им сосредотачивать внимание на внутренних, духовных ценностях бытия.

Традиции чайной церемонии тяною

Входить в дом следует только с правой ноги, а выходить - с левой. Гость обязательно должен иметь с собой салфетки и веер, а ходить по татами - в носках, почти не поднимая ног, как бы шаркая по-стариковски. Такова традиция.

А с традициями не спорят.

Какой чай пьют японцы?

Современные японцы любят зеленый и желтый чай. Желтые полуферментированные чаи завариваются китайским способом, с помощью гайвани.

Приготовление японского чая

Вода кипятится на раскаленных углях, но не простого дерева, а непременно вишневого - сакуры. Чай готовится только зеленый, в порошке, который хозяин заваривает не иначе, как взбалтывая его бамбуковой метёлочкой до густоты ароматной жидкости.

Для тяною пригоден лишь особый сорт зеленого чая «матча», что в переводе звучит, как «пена жидкого нефрита».

Во время тяною размеренность и отточенность движений хозяина как бы призваны завораживающе, целительно воздействовать на душевный настрой гостей, создавать то особое состояние благостности и покоя, которое родственно грубой керамике чашек, цветущему за окном саду, безмятежности пожелтевшего от старости свитка с философским изречением, висящим на стене.

Тот, кто заваривает и разливает чай, выступает в роли жреца. Участники тяною - не просто поклонники чайного напитка, а соучастники духовной процедуры, которую можно обозначить буддийским понятием «дзэн». В переводе с японского «дзэн» означает, в частности, «овладеть всеми своими духовными силами и вступить в пределы «не я», то есть погрузиться в созерцание».

Сначала гости пьют густой чай, концентрация которого достигает 240 граммов сухой заварки на литр воды. Причем, пьют из одной чашки. Делается это так.

Согласно ритуалу тяною первый гость берет шелковый или льняной платок, покрывает им ладонь левой руки и ставит на нее чашку. Кивнув соседу, он отпивает три с половиной глотка, вытирает край чашки платком и передает ее второму гостю.

Во время классического тяною гости сидят только на пятках и, отдавая должное вкусу чая, не забывают обсуждать вслух его достоинства, а также особенности керамической посуды, аранжировки цветов и других деталей чайного домика, лаская комплиментами слух хозяина.

Чайная церемония учит человека находить прекрасное в обыденном, ограничивать свои желания.

Здесь истоки таких устоявшихся черт характера японца, как строгий, взыскательный вкус, утонченное ощущение красоты, презрение ко всему вычурному, броскому, поклонение старине...

Японский чайный ритуал

Современные японцы, не имеющие чайного домика, стараются воссоздать главную особенность тяною - атмосферу простоты и изысканности, гармонии с природой.

Истинное удовольствие заключается не только в том, чтобы отведать из подчеркнуто грубоватой керамической чаши преподнесенный хозяином церемонии терпкий и душистый напиток, но и в том, чтобы следить за ловкими пальцами девушек, готовящих чай.

Мягкими, ритуальными движениями каждая чашка обтирается куском ткани, длинной бамбуковой ложечкой трижды насыпается растертый в порошок зеленый чай, который заливается кипятком из деревянного ковшика и лишь затем взбивается кисточкой в однородную массу. Когда пьешь этот чай, кажется, что с каждым глотком в тебя входит частица духовитого, только что скошенного луга.

Особенность заваривания чая по-японски

Зеленый чай перед употреблением обычно растирают в порошок в специальной фарфоровой ступке. Заварку насыпают в предварительно прогретый всухую, в специальной жаровне, фарфоровый чайник и заливают горячей водой.

В домашних условиях это можно воспроизвести, опустив чайник в кипяток, но так, чтобы вода не попадала внутрь. Чайник должен хорошо нагреться.

Готовится напиток из расчета 1 чайная ложка заварки на 200г воды.

Особенность заваривания чая по-японски заключается в том, что и вода, и сам чайник должны иметь температуру не выше 60°С. Так что, если хотите получить правильный японский чай, запаситесь градусником. Чай заваривается 2-4 минуты.

За это время он успевает отдать свой аромат, чего не скажешь о вкусе. Но японцы, как истинные эстеты, придают основное значение именно аромату.

Бледно-желтую жидкость разливают по маленьким фарфоровым чашкам и пьют маленькими глотками, медленно и вдумчиво. Употребление чая у японцев происходит до и после еды (завтрака, обеда или ужина) . Если вы решили попить чайку по-японски, соответственно, лучше есть японскую пищу: рис и морепродукты.

j-dieta.ru

Чайная церемония

Секреты японского здоровья и долголетия

«Пройдитесь по Токио или любому другому городу Японии. Вам сразу же бросится в глаза то, что японцы очень хорошо выглядят… У них также самые низкие показатели инфарктов, рака груди и рака простаты. А если говорить на более поверхностные темы, то в массе своей они выглядят в среднем как минимум на десять лет моложе. У них живой взгляд, светящаяся здоровьем кожа и блестящие волосы.» Келли Бейкер, журналистЧитать далее »

Один из главных секретов японского долголетия: питание

Один из секретов долголетия японцев заключается в их питании. Традиционная диета в большинстве случаев - это рецепт долгой жизни. Какие виды питания и какие комбинации ингредиентов позволяют людям дольше жить? Читать далее »

История японской бани. Офуро, фурако, сэнто

Японская, как и любая другая баня, с древних времен считалась незаменимым средством, позволяющим ухаживать за кожей и телом, воздействуя на организм не только гигиенически, но и целебно, действуя не только профилактически, но и в качестве отличного средства от различных простудных заболеваний и других видов болезней. Даже на латинском языке слово «Баня» означает «изгоняющая хвори, грусть и боль». Японская баня – не исключение, просто представляет она собой не специально оборудованную комнату, а купель в виде деревянной бочки с обогревателем. Читать далее »

Японская культура в России. Русская культура в Японии

Сигэки Хакамада последовательно выступает за поиск взаимопонимания между народами двух стран, считая, что самый лучший путь к улучшению отношений – развитие культурных связей. Ретроспективный взгляд на них Сигэки Хакамада представил на прошедшей недавно в Москве под эгидой фондов «Русский мир» и «Единство во имя России» традиционной российско-японской конференции ведущих экспертов и политиков двух стран. Журналу «Русский Мир.ru» ученый предоставил сокращенную версию доклада:Читать далее »

Японский зеленый шоколад из зеленого чая

Да, есть белый, черный, коричневый. А теперь зеленый. Отчего такой цвет? Это шоколад с зеленым чаем. Такой ингредиент как зеленый чай сложно переоценить.

Мы знаем о многих его полезных свойствах для нашего здоровья и для красоты, поэтому наличие шоколада с компонентами зеленого чая радует. Сейчас этот продукт стал очень популярен в Азии. Ещё бы, там не сомневаются в пользе зеленого чая.

Японцы с удовольствием едят мороженое из зеленого чая (кстати, зеленый шоколад очень похож на него) и пьют колу «зеленый чай». Читать далее »

Кто такая Гейша

Дословно с японского языка слово «гэйся» переводится как «человек искуства». Слово «гейша» в русском языке появилось в результате неправильной транскрипции английского написания слова «гэйся».

Гэйся можно перевести как «человек искусства» или «человек, обладающий мастерством», «мастерица», это слово указывает на основную характеристику гейш - это женщины, в совершенстве умеющие развлекать публику с помощью тех приемов, которые были в ходу в XVIII-XIX столетиях - танцем, пением, шутками, в том числе с выраженным эротическим подтекстом. В ходе веселого застолья гейши, в отличие от скромных японских жен (которых обычно туда и не приглашают) , не дают спуску в остротах подвыпившим мужчинам, подчас заставляя их краснеть.

Подчеркнутый эротизм вкупе с косвенной принадлежностью к «веселым кварталам» и статусом «вечной невесты» (замужних гейш не бывает) породили миф о легкой доступности. Сами гейши считают отождествление их с проститутками (юдзё) если не оскорблением, то, по меньшей мере, грубой ошибкой. Читать далее »

Чайная церемония в Японии

Гуляя по японским кленовым садам и храмам, благоухающих ладаном, в Наре и Киото, Вы заметите, что эти города просто пропитаны старым жизненным укладом, поэтому здесь всегда есть шанс принять участие в традиционной чайной церемонии. Японское чаепитие почему-то сразу ассоциируется с легкостью и непринужденностью.

Однако для непосвященных, все оказывается не так уж и просто. Такая простая вещь, как распитие чая, может вызвать трудности у тех, кто не знаком с правилами японского этикета, так, что они могут даже запутаться. Читать далее »

Религиозные воззрения самураев

Одновременно с расцветом японского феодализма и выделением сословия самураев в Японии начало распространяться учение одной из наиболее влиятельных и популярных впоследствии сект буддизма - дзен, или дзенсю. В переводе с японского «дзен» означает «погружение в молчаливое созерцание», овладение внешними и духовными силами для достижения «просветления».

Основателем секты дзен (кит. - «чань», санскр. - «дхьяна») считается буддийский священник Бодхидхарма (яп. Бодай Дарума) , который проповедовал своё учение сперва в индии, а затем в Китае. Из Китая на Японские острова дзен-буддизм принесли два буддийских патриарха Эйсай (1141- 1215гг.) и Доген (1200 - 1253 гг.) . В конце XII в. в стране уже началась его проповедь. Читать далее »

Японская притча о чайном мастере

В конце семнадцатого века правитель Яманоути провинции Тоса решил взять своего чайного мастера в официальную поездку в Эдо, столицу правящей династии сёгунов Токугава. Чайному мастеру эта поездка вовсе не улыбалась, ибо самураем он не был, а Эдо вовсе не такое спокойное место, как Тоса, где у него много друзей.

В Эдо можно было попасть в такую переделку, где досталось бы не только его господину, но и ему самому. Путешествие было весьма рискованным и он не желал в него пускаться.

Однако господин его не желал слышать возражений, - вероятно потому, что чайный мастер высокой квалификации принёс бы господину добрую славу. Чайная церемония очень ценилась в высокопоставленных кругах. Чайный мастер был вынужден подчиниться приказу, но решил сменить свою одежду чайного мастера, который ходил без оружия, на одеяние самурая с двумя мечами. Читать далее »

Дачный ответ: Японский домик

Главный принцип создания японского сада - это подражание природе. (с)

10 запретов в чаепитии

Запрет первый – не пить чай на пустой желудок. Когда пьешь чай на пустой желудок, холодная природа чая, проникая вовнутрь, может охладить селезенку и желудок, что подобно «проникновению волка в дом», в Китае издревле советовали «не пить чай на пустое сердце». Читать далее »

Чайная церемония в деталях

Формирование чайной церемонии (тяною) как одного из величайших явлений японской культуры происходило в очень тяжелое, смутное для страны время, когда междоусобные кровавые войны и распри феодальных кланов делали жизнь людей невыносимой. Чайная церемония возникла под влиянием эстетики и философии дзен-буддизма и стремилась противопоставить настроению безысходности поклонение Красоте. Читать далее »

miuki.info

Тяною - чайная церемония в Японии. | Япония. Хроники старого SEO-самурая.

Автор dzyo-san

В переводе с японского "ТЯНОЮ" означает питьё чая. Но это не просто чайная церемония в специально созданном для этого помещении - тясицу. Тяною - это некий философско-эстетический ритуал в жизни самурая (японца) , в процессе которого происходит отключение от житейской суеты, насущных проблем. Обязательный набор необходимых предметов включает:

котелок для кипячения воды,

чашку, которая передается из рук в руки,

сосуд для холодной воды — мидзусаси,

ковш — хисяку,

сосуд для излишней воды — кобоси,

пластинку из бамбука или глины, на которую кладется крышка чайника, и ковш — футаоки,

полотенце —тякин,

венчик для взбивания чая — тясэв.

Сухой порошок зеленого чая хранится в деревянной шкатулке и вынимается из нее ложкой с длинной ручкой — тясяку. Все предметы отмечены духом саби, намеренно просты и как бы подернуты патиной времени. Основатели Т. — Мурата Дзюко (Сюко) (1422-1502) , Такэно Дзёо (1504-1555) и Сэн-но-Рикю (1521—1591) — придали ритуалу, изначально воспринятому из Китая, черты яркого национального своеобразия, подчинив идее церемонии ряд видов творчества,

искусство садов, монохромную живопись, керамику, икэбана.

В XII - XVI вв. "дзенсю" достигла наивысшего расцвета и стала наиболее влиятельной буддийской сектой, поддерживаемой правительством сёгунов.

Дзен в тот период было уже не столь строгим учением, как первоначально и позволял жить, наслаждаясь жизнью, вычерпывая её до самых глубин. Японский воин должен был обладать не только военной доблестью (бу) , но и культурой, гуманностью (бун) ".

Так, некоторые самураи в редкие периоды мирного времени, кроме военных упражнений, предавались чайной церемонии, рисовали иногда тушью, любовались искусной аранжировкой цветов и даже принимали участие в представлениях театра.

в тяною - чайной церемонии, процветавшей первоначально в стенах буддийских монастырей и использовавшейся дзеновским духовенством для распространения своего учения, практиковались те же методы "духовного совершенствования личности", что и в дзен.

(По преданию, основатель секты "дзен" Дарума уснул во время духовного созерцания (поиска истины) , не выдержав усталости. После пробуждения ото сна буддийский патриарх в ярости оборвал свои веки, дабы они никогда не смогли больше помешать ему во время следования "пути" к "просветлению". Брошенные на землю, веки превратились в первые побеги чайных кустов) .

Обстановка чайной церемонии отчасти напоминала медитацию. Она должна была способствовать сосредоточению мысли, с покойствию духа, чистоте помыслов, гармонии с природой.

Для того чтобы суета внешнего мира не мешала созерцанию и спокойной беседе, чайные домики (тясицу) и приёмные для ожидания церемонии (ёрицуки) устраивались вдали от шумных мест, чаще всего в глубине сада. Это обусловило интерес к тяною во "дворцовых" сёгунов, даймё и многих знатных самураев.

При Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси был развит и введён сложный комплекс действий, сопровождавших тяною. (Правила этикета были сформулированы Сэнно Рикю, назначенным Хидэёси мастером чайной церемонии при дворце. Они были призваны усилить посредством церемонии вежливость, мораль и простоту индивидуума. В возрасте 71 года Сэнно Рикю попал в немилость к Хидэёси, который приказал сделать ему сэппуку) .

Помещение чайной комнаты было уменьшено и лишалось всяких излишеств. Самураи не должны были отныне вносить в неё мечи; они оставляли их на подставках или особых крюках перед входом, так как чайная комната считалась обителью мира. Создать надлежащую обстановку при молчаливом созерцании призваны были и сухие сады, которые первоначально устраивали дзеновские монахи в своих монастырях. Каменные сухие сады, названные японцами "садами медитации и мышления", представлявшие собой ровные площадки с установленными на них в определённом порядке камнями и окружённые глухими стенами

(в качестве классического примера обычно приводится "сад камней" монастыря Рёандзи в Киото) , наиболее подходили для упражнений в психотерапии, развивали философский образ мыслей в дзеновском понимании и учили "видеть скрытое содержание" того, что было не завершено, понимать внутреннюю глубину явлений (югэн) .

Японцы предпочитают зелёный чай, который пьют каждый день. Из предпочитаемых сортов это чаи сенча и банча. Сенча (Sencha) — «жареный чай».

Этот сорт чая после сбора подвергают термической обработке (обжаривают) , в последнее время перед обжаркой чай проходит обработку сухим паром. Сенча относится к повседневным сортам чая в Японии и этот сорт занимает 3/4 от всего производимого зелёного чая в стране.

Первый сбор сенча называется Cинча (Shincha) , означающее «новый чай». Его собирают вручную на 43-й день весны, поэтому он относительно дорогой, последующие сборы более терпкие, имеют более грубый вкус и менее сильный аромат.

Листья Сенча имеют игольчатый вид и темно-зелёный цвет. Банча (Bancha) — «обыкновенный чай». Чай невысокого качества, который собирают с тех же кустов, что и Сенча, но в третий и четвёртый сборы конца лета — начала осени.

Банча обычно из более крупных листьев с нижней части куста. В Красноярске любые сорта чая, а также кофе можно приобрести в оптовом складе на Спандаряна 7.

dzyo-san.ru

Чаепитие в Японии. Чайная церемония Тяною

Чаепитие в Японии. Чайная церемония Тяною

Из всех стран Япония едва ли не самая первая познакомилась с чаем, привезенным из Поднебесной. Чай и чайные традиции в VIII в. попали из Китая в Японию вместе с буддийскими монахами, которые пили чай во время медитаций и ритуалов, подносили Будде. С течением времени китайская чайная традиция на японской почве превратилась в сосредоточенное действо, подчиняющееся жестким канонам.

В XIV в. из буддийского общества чайная церемония проникла и распространилась и в среде японской аристократии, а затем и простолюдинов. Душевная гармония и внутренняя сосредоточенность постепенно становятся главным в эстетике чайной церемонии.

Чайная церемония (по-японски она называется «Тяною») относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам. На протяжении многих веков она играет существенную роль в духовной и общественной жизни.

Для самих японцев церемония – не просто способ правильного заваривания чая. В отличие от китайцев, для которых главное в чаепитии – наслаждение вкусом, ароматом и послевкусием напитка, японцы каждым жестом и словом стремятся к духовному самосовершенствованию.

Тяною - строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая (тот, кто заваривает и разливает чай) , и присутствующие при этом действе. Первый - жрец, совершающий обряд, остальные - участники, приобщающиеся к нему. У каждого свои правила поведения, регламентирующие позу, движения, манеру речи и даже выражение лица.

Благодаря тесной связи чаепития с дзен-буддизмом, чайная церемония стала неотъемлемой частью мира местной богемы - поэтов, философов и художников. Например, церемонно пригубляя чай, японцы читали стихи, мудрствовали и созерцали произведения искусства. Чайная церемония как искусство Тяною, превратилась в своего рода систему отдыха от повседневной жизни.

Тясицу - отдельно стоящий в саду чайный домик, размером 8 м?. Дверь очень низкая, высотой всего 60 см, и довольно узкая. Это странное на первый взгляд неудобство имеет глубокий смысл.

Входя через низкую дверь гордый человек склонится в поклоне и оставит гордыню снаружи, а узкая дверь напомнит самураю о необходимости оставить меч у дверей. Вся суета повседневности, хлопоты и раздоры также оставляются за порогом.

Тясицу выглядели как крошечные лачуги восточных мудрецов, они были предельно скромны по внешнему виду и внутреннему убранству. Для постройки чайной комнаты используются исключительно природные материалы: дерево, глина, солома, бумага.

Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путем философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с мудрым изречением, картина старинного художника и букет цветов.

В XVI в. появилось до сотни различных правил этой процедуры, которые имеют силу и в настоящее время. Правила касаются аранжировки цветов, кипячения воды, технологии заварки чая, разлива напитка и еще целого ряда вещей, не слишком понятных европейцам.

В современных условиях строгое соблюдение традиций не всегда оказывается возможным и для самих японцев. Поэтому церемония часто проводится в обычных помещениях, при этом, конечно, процесс чаепития упрощается. Тем не менее, разработанный дзэн-буддистами культ ревниво охраняется, и серьезное отступление от классического ритуала считается в Японии нежелательным.

Как же происходит чайная церемония в современной Стране восходящего солнца?

Хозяин дома посылает приглашение друзьям, и те за два-три дня до чая благодарят его за оказанное внимание.

В день чаепития гости собираются за 15-20 минут до назначенного времени в специально отведенной комнате и выбирают почетного гостя (Секяку) , которым обычно становится человек наиболее высокого положения или старший по возрасту.

Чаепитие начинают с густого чая. Хозяин расставляет всю посуду так, чтобы она была у него под рукой, и начинает чайное действо. Сначала напиток готовится в одной большой чашке для всех гостей. По традиции гости пьют из нее, передавая друг другу.

Считается, что это вызывает чувство близости и единения. Здесь уместны разговоры лишь на возвышенные темы, например о свитке с мудрым изречением, находящимся в комнате, или об икебане. Можно выразить свое восхищение чашкой для чаепития и попросить хозяина рассказать ее историю.

После крепкого чая подается лёгкий или жидкий чай (Усутя) . В это время вносят подушки и подносы с пирожными. Жидкий чай готовится для всех сразу в нескольких чашках и его можно пить как угодно.

В Японии существует много форм чайной церемонии, однако строго установлено лишь несколько: «Ночной чай», «Чай с восходом солнца», «Вечерний чай», «Утренний чай», «Послеобеденный чай», «Специальный чай». Все они отличаются главным образом временем и причиной собрания.

Например, "Ночной чай" начинается при луне. Гости приходят примерно в половине двенадцатого и уходят не позже четырех часов ночи. Обычно заваривают порошкообразный чай.

Готовится он на глазах гостей: листья освобождают от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай бывает очень крепким, его не подают натощак. Поэтому сначала гостей угощают легкими закусками.

«Чай с восходом солнца» пьют около трех или четырех часов утра. Гости остаются при этом до шести часов.

«Вечерний» чай начинается около шести часов вечера.

«Утренний» практикуется в жаркое время года, гости собираются к шести часам утра.

«Послеобеденный» чай обычно подается с пирожными примерно после часа дня.

«Специальное чаепитие» (Риндзи Тяною) организуется по торжественным случаям.

В Японии существует несколько школ проведения чайной церемонии, из которых наиболее известной считается Урасэнкэ из Киото. Японцы дорожат своей чайной церемонией, полагая, что она воспитывает в людях понимание красоты, позволяет хоть ненадолго вырваться из монотонной повседневности, постичь прекрасное в рядовом проявлении жизни. Как писал мастер Сэнно Риккю в XVI в.: «Тяною – это поклонение красоте в сером свете будней».

Но не стоит думать, что японцы употребляют чай только таким способом. Сейчас в Японии выпускаются самые разные чаи. На каждом шагу можно купить чай в баночках или бутылках.

В последнее время в Японии набирает силу новая тенденция. Вместо того, чтобы «пить чай» люди предпочитают «есть чай», используя его в качестве добавок к различным пищевым продуктам от лапши до шоколада. Первые чайные продукты были выпущены на японский рынок в 1953 г. В Токио, например, во французском ресторане готовят блюда с добавлением чайной крошки, которая придает аромат, создающий впечатление свежести и изысканности и, кроме того, позволяет повысить потребление витаминов.

Читайте также:

tea-art.ua

Смотрите также