Про чай

Чайный словосочетание

Как похудеть с помощью диеты на черном чае за 7 дней?

Как только кто-то произносит словосочетание «чайная диета», окружающие удивляются и спрашивают, возможно ли такое. Да, конечно. Обычный черный чай ? главный компонент в эффективной диете, именно этот напиток, который пьют многие каждый день.

По мнению некоторых ученых, черный чай не менее полезен, чем зеленый. Он выводит токсины и шлаки, ускоряет метаболизм.

Конечно, при соблюдении диеты на чае, организм не получает все необходимые ему минералы и витамины, но зато польза для фигуры от этого способа похудения будет большая. В этой статье мы расскажем, какие вещества в составе чая способствуют быстрому похудению, как правильно соблюдать диету на чае.

Как черный чай помогает похудеть?

Перечислим, какие именно компоненты, которые содержатся в черном чае, полезны людям, контролирующим свой вес:

  • Теин ? ускоряет метаболизм. Черный чай, выпитый за полчаса до еды, ускоряет переваривание пищи.
  • Йод ? регулирует работу щитовидной железы, а этот орган, как известно, контролирует расход жира в организме. Если выпивать чашечку чая перед едой, уменьшится аппетит и нейтрализуется около 30 г жира, который поступил в организм с пищей в течение суток.
  • Пектин ? связывает простые углеводы и не дает им усвоиться полностью в кишечнике.
  • Теарубигин и теафлавин ? приостанавливают всасывание жира кишечником, нормализуют концентрацию холестерина в плазме крови.

В крепком напитке, приготовленном из расчета 2 чайные ложечки чая на стакан воды, содержится примерно 0,15 кал. Если добавить в приготовленный чай сахар, его калорийность увеличится до 10 ккал.

Зная, сколько калорий содержится в напитке, диетологи в отзывах о диете на чае смело утверждают, что она идеально подходит для похудения. Можно даже один раз в месяц устроить разгрузочный день на чае.

Суть диеты на черном чае

Давайте обсудим, как часто и какое количество чая нужно пить ежедневно, чтобы все его полезные вещества запустили процесс похудения, и вы смогли, наконец, примерить наряды на один-три размера меньше.

Судя по отзывам о диете на чае, при строгом ее соблюдении за неделю можно избавиться от трех-пяти лишних килограммов. Питаться нужно трижды в день, а за полчаса до еды выпивать чашечку свежезаваренного напитка. При этом калорийность съеденной пищи должна быть не больше 500 ккал.

Лучше заваривать в чайнике крупнолистовой чай. Ополоснуть чайник кипятком несколько раз, насыпать чай, залить его наполовину кипятком, хорошенько укрыть. Через две-три минуты долить чайник доверху кипятком.

Примерно через пять минут перелить напиток в другую емкость через ситечко. Все, напиток готов.

Как видите, диета на черном чае довольно проста, как все гениальное.

Чайная диета на 7 дней

Есть много вариантов чайной диеты, в которых подробно описывается ежедневный рацион, но все вариации основаны на принципах, рассказанных выше.

Приведем примерное меню диеты на чае на неделю:

  • День первый ? творожный. Весь день есть нежирный творог, пить несладкий чай за полчаса перед едой. Объем порции снизить (120 г на завтрак, обед ? 100 г, ужин ? 110 г) . Воду во время еды пить нельзя.
  • День второй ? куриное филе, очищенное от кожи. Варить его нужно без соли. Завтрак ? 100 г филе, 150 г на обед, 140 г на ужин.
  • Третий день ? разгрузочный. Нельзя ничего кушать, а можно только пить чай с добавлением молока (половина чашки молока на половину чашки чая) . Можно брать молоко любой жирности.
  • Четвертый день ? яблочный день. На завтрак съесть 3 яблока, в обед ? 2 яблока, и одно через час, на ужин ? 3 яблока. Не забудьте про чай. Желательно выбирать зеленые яблоки.
  • Пятый день ? на завтрак отварить 100 граммов вареной говядины, телятины или крольчатины. В обед ? 120 г мяса, на ужин ? 110 г.
  • Шестой день ? морковный. На завтрак съесть натертые на терке морковки с ложечкой меда. На обед тоже потереть 3 моркови с медом, а на ужин просто скушать три сырых морковки.
  • День седьмой ? день манки. Манную крупу при желании можно заменить рисовой. На завтрак съесть тарелку манки. В кашу можно добавить орехи или сухофрукты. В обед и на ужин скушать тарелку манки без добавок. Не забываем перед едой пить чай.

Диета на чае с сахаром

Длительность чайной диеты с сахаром не должна превышать 3-х дней. Что представляет собой этот весьма своеобразный способ похудения? Все очень просто.

Ежедневно надо выпивать по четыре-пять чашек чая с добавлением двух-трех чайных ложечек сахарного песка или с тремя-четырьмя кусочками сахара вприкуску. Пить чай нужно через каждые три-четыре часа. Понятно, что это количество жидкости не покроет потерю влаги, поэтому ежедневно надо выпивать не меньше двух литров артезианской или минеральной воды.

Разработчики диеты на чае с сахаром утверждают, что за весь период похудения можно сбросить не меньше трех килограммов.

Разгрузочную чайную диету довольно часто назначают врачи пациентам с заболеваниями почек и печени.

В соблюдении такой строгой диеты на чае желательно не перегружать организм работой и создать условия для полноценного отдыха до десяти часов в сутки.

Оцените статью

pohudeyka.net

Чайный портал «Всё о чае» | TeaTerra

Попробовали, поняли, успокоились. Обзор тенденций чайной моды

Радио Пуэр FM. Выпуск 100

Мне пришло в голову, что за два года существования проекта должно было накопиться немало неточностей, и неплохо было бы провести работу над ошибками. И я добросовестно просмотрел весь архив, но, как ни странно, обнаружил совсем немного мест, нуждающихся в правке, потому что неоднозначные и спорные темы рассматривались с разных сторон, некоторые – по несколько раз.

http://www.tea-terra.ru/wp-content/uploads/mp3/puerfm_100.mp3 Самый крупный ляп, который я нашёл – это то, что в первом же выпуске сказано, что существует сорт чайного растения, который так и называется – Пуэр. Вряд ли следует так говорить.

Я мог бы сослаться на такой авторитетный источник, как официальный сайт Института чая Пуэр, где Пуэр упоминается в качестве сорта, но и камелия синенсис там же рядом именуется «сортом Ча». То есть, речь идёт не о сорте в ботаническом и агрономическом смысле, а в более широком смысле, как о разновидности. Общая посылка тут верна – определяющим для пуэра как для вида чая является не только технология, но не в меньшей степени и сырьё. Читать далее…

www.tea-terra.ru

В Великобритании стали выращивать чай - Правда. Ру

11.05.2013

Словосочетание "английский чай" может обозначать не только марку, но и происхождение продукта. Чайный куст успешно интродуцирован на британских островах, в графстве Корнуолл. В прошлом году был получен первый урожай листа в 10 тонн.

Англичане намерены увеличивать производство. Но самое удивительное заключается в том, что они уже продают чай в Китай.

Самое интересное, что в 2013 году британцы умудрились даже отправить на экспорт небольшую часть полученного урожая. Причем в производящие чай регионы. Получателем груза стал знающий толк в напитке Китай.

По всей вероятности, им заинтересовалась тамошняя номенклатура.

Первое предприятие по выращиванию чайного куста в Англии основала семья Эвелин и Кэтрин Боскавен. Они считаются потомками премьер-министра Великобритании Чарльза Грея. Известный сорт "Эрл Грей" назван в его честь.

Впервые чай был завезен в Европу из Китая в 1550-е годы португальцами. Спустя 60 лет листья чайного куста приехали в Голландию, однако там также напитком не заинтересовались.

Тем более что определенно конкуренцию этому товару составлял черный кофе, с которым Европа также начала знакомиться благодаря расширению торговли. Чай, который был дороже кофе, рекламировался как медицинское средство. Зеленые заваренные листья действительно заметно улучшали самочувствие многих людей.

К 1650-м годам в Европе уже появилась тоненькая прослойка регулярных потребителей чая. Среди британской аристократии чай получил популярность после 1662 года, после женитьбы Карла II на дочери португальского короля Иоанна IV Екатерине Браганса, которой в приданное достались фактории и чайные плантации. Заказ получает придворный поэт Эдмунд Уоллер, и в 1663 году он выдает поэму "О чае", которая резко повышает популярность чая среди высшего света.

Совсем неслучайно и сам Карл II в начале 1675 года подписал "Прокламацию о запрещении кофеен", которые были названы им "пристанищем недовольных и просто бездельников". Это был один из первых случаев использования женщин в политических, а вернее даже экономических целях. Король прикрывался интересами женщин, которые утверждали, что мужчины не выполняют семейные обязанности из-за того, что обсуждают в кофейнях политику и свои дела.

Читайте также: "Чайные короли" пригрозили ростом цен

И хотя мужчинам тогда удалось отстоять "свои" кофейни, чай начали продвигать как женский напиток. В 1717 году Томас Туайнинг, владевший кофейней, открыл магазин по продаже чая. При магазине была открыта и чайная - полный аналог мужских кофеен.

Это был беспроигрышный ход. Заведовавшие тысячами домашних хозяйств женщины очень скоро позволили чаю выиграть у кофе первенство по объемам потребления.

А голландская Ост-Индская компания для распространения чая в среде купечества, ремесленников и мелкой буржуазии подрядила датского врача Корнелиуса Бонтеко подготовить целую серию наукообразных статей о волшебных свойствах чая. Желудочным больным он рекомендовал выпивать полсотни чашек чая в день.

Отработанный прием "чудодейственного" заморского средства использовался и при продвижении никотина, кофе, опиума и прочих колониальных товаров. Каждый раз это резко увеличивало потребление среди состоятельных европейцев, которые были маркером для других слоев населения.

Мощному распространению чая способствовала конкуренция между британской и голландской Ост-Индскими компаниями, которая завезла на острова этот продукт в 1669 и то в качестве второстепенного товара. Однако когда британцам удалось открыть в Китае несколько торговых факторий в Китае, они в разы увеличили объемы поставок и к 1750-м годам напиток стал доступен самым широким слоям населения.

После победы в 1784 году Англии над Нидерландам основной конкурент британцев, голландская Ост-Индская компания стала терять рынки и перестала существовать в 1795 году. Это позволило англичанам монополизировать чайную торговлю. Все это время объем импорта неуклонно рос.

В 1699 году ввезли 6 тонн, а в 1799-м - уже до 11 тысяч тонн. Фунта чая упал в цене в 20 раз. При этом объем контрабанды примерно соответствовал официально ввозимым объемам. А черный чай успешно вытеснял зеленый.

Сушка обеспечивала лучшую сохранность чая, делая его более ликвидным и более прибыльным, так как в черный чай добавлялось все что угодно - от различных листьев до обычной золы. Черный чай был креативным продуктом криминальных дельцов.

Британцы активно наращивали производство под растущий спрос. Вначале чай был сугубо китайским продуктом, но уже вскоре возникла идея организовать его выращивание в Индии, которая находилась практически под полным контролем британцев.

Чайные плантации должны были снизить растущее в громадной колонии социальное недовольство. Развитие мануфактур почти уничтожило традиционное ремесленное производство тканей в Индии. Потерявших работу миллионов индийцев нужно было либо уничтожить, либо куда-то пристроить.

Читайте также: Мельница мифов: медицинские заблуждения

Так в 30-х годах 19 века вспомнили о наработках ботаника Джозефа Бэнкса, который считал, что климат и почвы Бенгалии прекрасно подходят для выращивания чая. Выращиваемый в Индии чай можно было не только вывозить в Европу, но и в значительных объемах реализовывать на очень емком индийским рынке.

Благодаря внедряемым агротехнологиям и автоматизации обработки чая, индийский экспорт чая уже к началу 20 века сравнялся с китайским, а перед Первой мировой войной и превзошел его. Китай, потерявший монополию на выращивание чая, стремительно беднел, падая в пучину опиумных войн. Опиум, напомним, британцы массово завозили в Китай как раз из Индии.

И вот теперь выращивание чая из Индии переносят в Британию. На внутреннем рынке и в Европе он станет дешевле индийского. А из Британии его уже пусть и в минимальных объемах экспортируют в Китай.

Вот такие удивительные виражи истории.

В 2012 году наследники лорда Грея, британское семейство Боскавенов, получили первые 10 тонн выращенного в Британии чая. И заработали на продаже более трех миллионов долларов.

www.pravda.ru

Китайская чайная церемония | Чайный путеводитель

Дословно "гунфу ча" переводится как "высшее мастерство заваривания чая". Что под этим подразумевается? Начиная разговор о "гунфу ча", хочется немного остановиться на самом понятии "чайная церемония".

Для точности стоит заметить, что такого явления как "китайская чайная церемония" просто напросто не существует. Церемониальность, приверженность ритуалу и максимальная сфокусированность внимания присуща японской чайной культуре.

И "чайное состояние" в японской традиции достигается благодаря внимательному соблюдению большого количества ритуалов и осознанному, медитативному наблюдению за действиями чайного мастера. Если же говорить о китайской традиции чаепития, то здесь наиболее близким по смыслу будет словосочетание "чайное действо", так как основной фокус внимания участников не на церемниальности, а на вкушении чая. Чайное состояние при этом достигается именно благодаря внимательности к каждому глотку волшебного напитка и через наслаждение всеми нюансами аромата и оттенками вкуса.

Тем не менее в нашей культуре уже стало приживаться именно понятие церемонии, возможно потому что в восприятии западного человека между японской и китайской культурами нет особой разницы; а может быть это связано с тем, что для нас всё что не вписывается в обыденную нашу культуру, в привычные способы проведениея времени, всё, что требует внимательности, осознанности и особого инструментария (в данном случае это особый чай, чайная посуда, благовония и специально отведенное для этого время) - всё это церемония.

Для проведения чайной церемонии "гунфу ча" используются только полуферментированные или бирюзовые (улунские) чаи, которые сохраняют изысканный аромат зеленого чая, и при этом имеют выраженный, насыщенный вкус, характерный для красного чая. И именно для того, чтобы максимально раскрыть этот вкус и насладиться ароматом улунских чаев в "гунфу ча" чай вкушается не из одной чашки, а из чайной пары (двух чашек: одна высокая и узкая - чашка аромата (вэнсянбэй - "чашка для пробования аромата") , другая низкая и широкая - чашка вкуса (пинчабэй - "чашка для пробования вкуса") .

Улунские чаи (улуны, иногда в магазинах можно столкнуться с названием "оолонг" , которое является неточным, потому как транскрипировано с английского; а дословно «у-лун» переводится как черный дракон популярны на юго-востоке Китая и на Тайване. Технология изготовления улунов была завезена на остров Тайвань из провинции Фуцзянь, однако сейчас тайваньские улуны не уступают островным ни качеством, ни количеством, представленном на чайном рынке.

Лучшими считаются улуны, собранные осенью, так они максимально впитали в себя энергию (сонца, влажности, горного воздуха) нескольких сезонов. Такие чайные листья будут долго открываться (т.е. дадут большое количество заварок, что очень важно для "гунфу ча") и будут иметь многонюансный аромат и насыщенный вкус, постепенно и разнообразно раскрывающийся от заварки к заварке.

Некоторые чайные мастера считают, что церемония может проводиться только в молчании.

Да, чайная церемония - прекрасный инструмент и пространство для медитации. Но медитации - это не угасание всякой активности. Скорее это действие, движение, видение, слышание, проживание другим, более тонким способом.

Так и в «гунфу ча» нет необходимости искусственно создавать "молчание". Тишина ума при внимательном чаепитии приходит словно сама собой, и не важно произойдет ли это на первой чашке, на второй или шестой.

Тем не менее к ней нужно быть готовым, точнее настаиваться, но не ждать. Для этого имеет смысл быть внимательным к себе, к своему дыханию, к ощущениям своего тела, к тем измененям, которые происходят с каждым испитым глотком чая. Достаточно просто быть, быть с собой и с чаем.

Как говорил мой чайный босс и учитель, Бронислав Брониславович Виногродский: "Постарайтесь не стараться".

"Чайное состояние" конечно не может прийти, если внимание участников чайного действа направлено на суетные разговоры, обмен репликами, тревоги или поддержание чувства собственной важности. Все перечисленное характерно скорее для обыденного состояния сознания, а хорошему чайному действу свойственно возвышенное, спокойно-сосредоточенное, осознанное и утонченное состояние как чайного мастера, так и людей, наслаждающихся чаем.

В отличие от других способов приготовления чая, для "гунфу ча" обязательно присутствие и гармоничное соединение 5 стихий (за что в даосском учении чай и называли "алхимическим напитком" или "напитком, дарующим бессмертие") . Стихия Дерева представлена в чайном действе самим чаем и деревянными инструментами. Вода - это вода, которая должна соответствовать многим требованиям и достойна отдельной статьи.

Огонь содержится в воде (мы подогреваем воду до нужной температуры; т.е. в Воде должно быть достаточно Огня, не больше не меньше) . При чайной церемонии воду нужно подогревать именно на живом огне (на горелке или открытом огне в глиняном или стеклянном чайнике. Стихия Почвы - это глиняная и форфоровая посуда; именно поэтому так ценятся и так хороши в раскрытии чая исинские чайники: они идеально проводят энергию Почвы.

Металл? Металические предметы в чайном действе не используются, даже металическое ситечко нежелательно и использование электрочайников не приветсвуется, потому как "Металл разрушает Дерево", то бишь разрушает энергию самого чая.

Тем не менее энергия металла в чайной церемонии обязательно присутсвует, без неё чаепитие невозможно. Это будет для тебя загадкой читатель.

Выше уже говорилось, что чайная церемония проводится только с улунскими чаями и для наслаждения чаем в этом случае обязательным является использование специальной посуды.

Выбор чайной утвари всегда неслучаен и многозначен. Например: чайная пара, которая служит для вкушения вкуса и аромата, имеет не только это функциональное значение, но и несет в чайном действе символический смысл. Переворачивание чашек (инь и ян) означает гармонизацию и в пространстве, и в теле человека небесного (светлого, янского, мужского) и земного (женского, иньского, плотного) начал.

Пусть остальное вам расскажет чай. Ибо в одном глотке этого удивительного напитка, на мой взгляд, содержится гораздо больше знаний, чем во множестве слов о нём.

Всего самого чайного! Создательница чайной школы и клуба развития чайной культуры в Беларуси Татьяна Петракова

www.teaguide.by

Книги о чае выходят довольно-таки регулярно. Качественные новинки встречаются гараздо реже. Из издания в издание тиражируются заблуждения товарища Похлебкина, которым уже много лет, к примеру.

Очень интересно наблюдать, как ошибки, сделанные в переводе с китайского на английский, обогащаются ошибками, сделанными в переводе с английского на русский, а потом кочуют из издания в издание, сверкая роскошной полиграфией. Однако, не будем слишком критичны - люди стараются заработать, и заодно иногда доносят отзвуки великой культуры до других людей. Уже неплохо.

К делу. Вышла в свет весьма любопытная книга о чае. Называется «Чай, которому 3000 лет». Выпущена Институтом чая пуэр (оказывается, у нас такой есть) под редакцией известного в чайном мире человека - Владимира Панкова, бессменного организатора фестивалей чая и кофе на Васильевском спуске (который был переселен в Царицыно пару лет назад) . Среди авторов также Александр Терехов - один из первых сотрудников самого первого клуба чайной культуры в Москве.

Книга целиком посвящена пуэру. Это уже само по себе - редкость, целая книга, посвященная одной группе чаев, хотя и достаточно обширной. Любителям пуэра - а их много, - очень приятный сюрприз.

Написано основательно. История чаеводства в провинции Юннань, география чая пуэр, технология производства, химия чайного листа, оздоровительные свойства чая пуэр, а также практические советы по хранению и завариванию чая - изложено обстоятельно, написано бойко, оживлено отличными фотографиями.

Ошибки по тексту - незначительны, пропуски - невелики. Химия чая, например, изложена очень и очень подробно, возможно даже излишне обстоятельно. Теперь мы точно будем знать какие именно катехины воздействуют на что-то там еще…Биохимикам точно будет интересно.

Раздел «Метод заваривания чая при помощи специальных чайных инструментов (также известен под названием «Гунфу Ча») , заставит профессионалов приподнять бровь в некоторых местах, а из описания чаепроизводящих регионов таинственным образом исчез регион ИУ - один из самых популярных. Повеселил меня также раздел «Пуэротерапия».

С моей точки зрения, оздоровительные свойства чая - сильно преувеличены. Возможно, это результат тонкого китайского пиара - удачный маркетинговый ход для увеличения экспорта. Нет, серьезно, вы не вылечите чаем рак - ни пуэром, ни каким другим.

Чай, скорее лечит все-таки душу, и таким образом нас оздоравливает. Хотя и на тело влияет, но не как чудесный эликсир - выпил 5 чашек в день и ты гарантированно здоров, нет. Никаких гарантий.

Чай только помощник в уменьшении количества боли нашего существования.

Тем не менее. Эти незначительные недостатки сполна искупаются роскошной полиграфией книги, и тем любовным отношением к чаю пуэр, которое он заслуживает. Много интересного.

Хороший подарок.

P.S. По просьбе Владимира Андреевича Панкова, уточняю - в книге не говорится, что чай - лекарство от всех болезней, а об оздоравливающем эффекте чая в целом на организм, которому если не мешать - он сам себя излечит. От всего.

информации в книге- много

master-tea.ru

Чайный путь. Хубей - TeaTerra | TeaTerra

Чайный портал «Всё о чае»

Чайный путь. Хубей

Чайный путь - это не только конкретный торговый маршрут, но еще и метафора, означающая связи Китая с Россией вообще. Именно с этой точки зрения оценивает его, и использует в своей работе словосочетание «чайный путь», журнал «Россия и Китай».

Такой подход позволяет нам, говоря о Чайном пути, не ограничи­ваться только достаточно узкой темой торговли чаем между Цен­тральным и Восточным Китаем и западом России, а рассматривать все многообразие исторических и современных явлений, сопро­вождающих сотрудничество и взаимодействие двух наших стран. Впрочем, я не совсем прав, говоря о двух странах - неотъемлемым элементом понятия «Чайный путь» является и Монголия!

Именно по Монголии проходил тяжелейший участок пути верблюжьих караванов, доставлявших чай от прохода в Великой Китайской стене в городе Калгане через пустыню Гоби до Их-хурээ (известно­го русским как Урга, а китайцам - как Кулунь) . Месяц уходил на этот путь длиною в 1100 км! А потом еще нужно было добраться до Кяхты, что на границе с Россией.

Но и там Чайный путь не кон­чался, а только начинался - уже по российской территории. Сегодня Чайный путь становится популярным туристским маршрутом. Давайте последуем по нему и мы.

В каждом номере журнала мы будем рассказывать о местах и городах, связанных с Чайным путем.

Общепризнанно, что Чайный путь начинался в Ханькоу. Сегодня этот древний город, вместе с городами Учан и Ханьян, составил городскую агломерацию, известную под названием Ухань.

Вот туда, в Ухань, к месту слияния рек Янцзы и Ханыыуй, мы сегодня с вами и отправимся вместе с Б. Уланной, президентом Ассоциации Чайного пути Внутренней Монголии. А встречает нас в Ухани известный производитель чая господин Синь Чживэнь.

Господин Синь родился в административном центре провинции Сычуань городе Чэнду. После школы закончил престижный Чжунаньский университет экономики и права в Ухани, да так и остался в этом городе.

От­работав на госслужбе, и уйдя на пенсию еще в до­вольно молодом возрасте, Синь Чживэнь решил заняться тем, к чему всегда у него лежала душа. А именно - чайной культурой Китая. Тема чая интересует Синя более 20 лет, у него в друзьях - много серьезных специалистов по чаю.

Да и сам он является экспертом в вопросах качества и со­ртов чая, собрал богатейшую коллекцию как чая, так и аксессуаров для чайной церемонии. Эта коллекция разместилась в созданном Синь Чживэнем в 2007 году клубе с простым названием «Особняк №7», где Синь с единомышленниками обсуждают круг вопросов, связанных с чайной культурой, принимают гостей из числа извест­ных политиков, людей свободных профессий и предпринимателей.

И, конечно же, в ходе этих встреч гости пьют изысканные сорта чая. В том числе и чай собственного производства компа­нии Синя, которую он назвал «Уханьская чайно-экспортная компания Чи Гунь Синь». Компания эта новая, создана Синь Чживэнем только в 2012 году.

Но еще в 2009 году он зарегистрировал чайный биотехнологический институт «Сюань Гуйфан», где на основе чая создается новая уни­кальная продукция. А в 2010 году началось его полноценное сотрудничество с чайной компа­нией «Шен Шенцюань», которая находится не­далеко от города Сяньнин в провинции Хубей, и продает чай более 400 лет.

У Синя все распланировано. Сначала он нач­нет поставлять чай в Россию, затем - в Монголию и страны Юго-Восточной Азии. Одновременно работает в направлении Европы, чтобы в течение трех лет выйти и на европейские рынки.

А сегод­ня чай холдинга «Уханьская чайно-экспортная компания Чи Гунь Синь» поставляет свой чай на верхние сегменты рынка в провинции Хубэй, Внутренней Монголии, Гуандуна и Пекина. Чай пользуется хорошей репутацией, а значит - и хо­рошо продается, его охотно закупают для предста­вительских целей правительственные структуры и госпредприятия, поэтому дела у Синя, можно сказать, идут неплохо.

Гостеприимный хозяин, Синь Чживэнь еще и большой патриот города Уханя, ставшего ему род­ным. Он с большим уважением относится к тем русским купцам, что еще в XIX-м веке открыли в Ухани (точнее - в Ханькоу, одном из трех го­родов, составивших агломерацию под названием Ухань) фабрики по производству чая, построили современные, на тот момент, жилые дома в евро­пейском стиле, и так вели дела по торговле чаем, что имена некоторых из них в Ухани помнят до сих пор.

К таким, например, относился казан­ский купец Николай Иванов, ставший впослед­ствии российским вице-консулом в Ханькоу. А фабрика кирпичного чая купца Литвинова вскоре стала крупнейшим в мире производителем кир­пичного чая.

Возможно, предприимчивость русских чаеторговцев вдохновляла Синя, когда он поставил перед собой задачу стать первым в Ухани, затем в Китае, а там и до России доберемся…

Теперь читатели представляют себе того, кто организовал нашу поездку в Ухань. Официальная цель мероприятия - пропаганда Чайного пути, и Уханя, как его отправной точки, в России.

Допол­нительная функция, понятно - продвижение по этому маршруту продукции «Уханьской чайно-экспортной компании Чи Гунь Синь». И логично, что наше пребывание в самом центре Китая нача­лось с посещения чайных плантаций.

По одному из одиннадцати мостов мы переехали через ве­ликую Янцзы (кстати, китайцы знают эту реку под другим названием, а именно «Чанцзян») , до­рога сначала шла по многочисленным мостам и развязкам мегаполиса, потом - по почти ровной местности, которую, впрочем, оживляли много­численные озера и пруды, многие из которых сплошь заросли лотосом, а по их берегам охотятся белые цапли. Это водное царство - следы старого русла и разливов Янцзы вдоль её поймы.

Вскоре рельеф становится выразительнее, и вот мы при­были к месту назначения. Двухэтажное здание у дороги - это контора «Хань Шан», предприятия, культивирующего чайные кусты. Недавно про­шел дождь, воздух наполнен свежестью.

Чувствовалось, что Синь Чживэнь здесь, сре­ди чайных кустов, чувствует себя великолепно несмотря на некоторую погодную меланхолию. Он гладит чайные кусты так, как хозяйка гла­дит любимого персидского кота.

Но наша экс­курсия здесь заканчивается достаточно быстро, так надо было ехать к следующему объекту нашего сегодняшнего путешествия. Пейзаж серьезно изменился, дорога шла по речной до­лине, окруженной довольно высокими горами.

У подножия горного склона машины останавли­ваются, и по тропинке мы поднимаемся вверх. Тропа забетонирована, так что подъем оказал­ся посильным даже для женской части нашей команды, неосмотрительно надевшей туфли на каблуках… Тропинка вьется среди магно­лий, лавров, вечнозеленых дубов, камфорного и тунгового дерева.

Можно различить камелии, рододендроны, заметна и веерная пальма. Из хвойных - южные сосны, кипарисы. Вокруг смотровой площадки густые заросли образует бамбук.

И все же сквозь него видна роскошная панорама на речную долину, а внизу заметны крыши из коричневой черепицы.

Эту прогулку Синь Чживэнь запланировал с тем, чтобы показать нам места, и деревья, где весной, когда все цветет, собирается сырье для его новых цветочных чаев. Это новая продук­ция, но она уже хорошо зарекомендовала себя на рынке.

Прогулка помогла «нагулять» аппетит, и мы останавливаемся на обед в удивительно душевном уголке - в фольклорной деревне уезда Гуйхуа. Не стилизованный «под деревню», а самый настоящий деревенский ресторанчик на берегу подзапруженной речки обеспечил такой обед, которому бы поза­видовал и любой известный городской ресторан.

Но время не ждет, и сразу после обеда мы вы­езжаем туда, где, в конце концов, и завершается чайный производственный процесс - на чаепрессовочную фабрику «Шен Шенцюань» в городе Сяньнин. Холмистые уезды на юго-западе ны­нешнего округа Сяньнин издавна славились сво­им чаем. Местный чай использовался для мено­вой торговли со степными племенами - хунну, сяньби, тюрками, а затем с монголами.

Итак, мы в 90 км на юг от Уханя, можно ска­зать - в святых для каждого знатока чайной куль­туры и Чайного пути! Нас встречает директор фабрики Хэ Чуньлэй. Семейство Хэ производит черный чай уже 400 лет.

Фабрика представляет собой продуваемый насквозь цех, и, честно го­воря, если и производит впечатление, то только своей аутентичностью…. Но зато перед глазами весь производственный процесс! Под ногами - чая на миллионы юаней!

Плиткой стоимостью в пять тысяч рублей этот чай становится после фермен­тации, обжаривания и прессования. И все это мы наблюдали собственными глазами!

После экскурсии по производству мы делаем общую фотографию, и начинаем дорогу обратно. День удался, несмотря на то, что солнце нас так и не порадовало…

в Клуб «Особняк №7» можно считать, как я уже писал выше, настоящим музеем чая. Это было понятно и нам, пока еще дилетантам в сфере зна­ний о китайском чае. Но настоящие знатоки, без­условно, оценят хранящиеся здесь уникальные материальные свидетельства чайной культуры Центрального Китая.

Состоявшаяся наследующий день прогулка по Уханю (точнее - по территории бывшего Ханькоу) не оставила сомнений в том, что этот город может быть интересен русским туристам как своей ис­тинно китайской сутью, так и свидетельствами активной предпринимательской деятельности на­ших соотечественников, появившихся в этих ме­стах еще полтора столетия назад. Тогда Ханькоу представлял собой треугольник, образованный реками Янцзы и впадающей в нее реки Хань, и так называемой Китайской стеной.

К 1869 году европейская часть города состояла из двух ча­стей - Английской, застроенной более чем 30-ю двухэтажными домами в европейском стиле, и примыкавшей к ней Французской, представляв­шей тогда собой, фактически, пустырь с одино­ко стоящим на нем французским консульством. Вдоль Янцзы была построена вполне приличная набережная с высаженными деревьями. (Почему же именно Ханькоу стал главным торговым центром Центрального Китая?

Дело в том, что река Хань и другие северные притоки, а также Императорский канал соединяли Ханькоу главными северными провинциями, выводили на Пекин. А Янцзы была дорогой, в одну сторону, к морю, а в другую - в малодоступные провинции Сычуань и Юннань.

Вот и образовался Ханькоу здесь как, говоря современным языком, «мультимодальный транспортный узел». Но самой главной причиной возвышения Ханькоу было то, что он исторически сложился как главный центр производства и торговли кирпичными, черными и байховыми сортами чая.

С 50-х годов 19-го века провинция Хубэй вытеснил более южную провин­цию Фуцзянь в поставках чая в Россию. Немало этому поспособствовали народные восстания про­тив маньчжурского императорского дворца.

А до этого в Кяхте знали, в основном, фучянские чаи, т.е. из провинции Фуцзянь. Надо сказать, что «красненькие» хубэйские и хэнаньские чаи очень пришлись по вкусу россиянам.

Именно с тех пор Чайный путь, ранее следовавший по Император­скому каналу и морем в Тяньцзинь, сместился за­паднее. Теперь он следовал на север по реке Хань до провинции Шаньси, а оттуда через Калган (Цзянцзякоу) на Кяхту.

Первых русских в Ханькоу привело желание покупать чай не у маймаченских (Маймачен -городок «купи-продай» напротив Кяхты) или калганских посредников, а напрямую, у про­изводителей. Поэтому не удивительно, что это были сначала кяхтинские, затем иркутские, ка­занские, ирбитские купцы, а позже появились и московские.

Не ограничиваясь, в отличие от за­падных купцов, только закупками чая, русские начали сами его производить: закупать непосред­ственно на плантациях, обрабатывать вплоть до прессования на специально построенных фабри­ках. Они прессовали даже элитный кирпичный чай «Пекинский», для производства которого ис­пользовался мелкий чайный лист под названием «мисин». Вскоре весь кирпичный чай, попадав­ший в Сибирь, в Россию из Хубэя был произведен русскими предпринимателями.

Главным событием года в Ханькоу было от­крытие чайного рынка, когда в начале мая заку­пался первый сбор чая, то есть самый свежий и самый лучший.

В 1869-м году купец Николай Иванов купил лучший сорт чая «Миншен» по цене 34 лан сере­бра за чоп (партию чая в 600-700 ящиков) , а чай четырех других известных сортов - по 31 лану, других хороших чаев - по 26-27 ланов, и отпра­вил его, как обычно, по Чайному пути через Кал­ган и Кяхту в Россию.

Кстати, всегда лучшие, самые дорогие сорта чая шли в Россию, а не в Европу, потому, что именно Россия являлась главным их потребите­лем. Англичане всегда предпочитали чай доволь­но среднего качества, и в те времена отнюдь не считались его ценителями и знатоками.

Но если даже и покупали они дорогой чай, то опять-таки с целью продажи в Россию. Поэтому появление русских непосредственно в Ханькоу означало окончание эры посредничества английских куп­цов в поставках элитных сортов чая в Россию.

Чай шел в Россию в огромных количествах. Так, только одним из российских торговых домов в 1868 году было заказано 40 тысяч ящиков бай­хового чая. А таких домов было десятки.

Все это мы знаем благодаря драгоману (пере­водчику) российской дипломатической миссии в Пекине Афанасию Ферапонтовичу Попову, чьи «Путевые заметки о путешествии в Ханькоу и русских чайных плантациях в1869 году» были опубликованы в «Записках Русского император­ского Географического общества за 1871 год. Не­сколько ранее им была опубликована известная статья на тему торговли чаем «О значении Кал­гана для русской караванной торговли» (газета «Амур» №39 за 1862 год) .

Вскоре возникли обстоятельства, развернув­шие международную торговлю чаем от Кяхты в сторону южных морей - когда чайные клипера начали доставлять чай из Китая в Европу и бы­стрее, и значительнее дешевле. Настало время постепенного заката и Кяхты, и самого Чайного пути.

Индийские сорта чая (которые полтора сто­летия назад считались более «низкими» по отношению к черному китайскому кирпичному и байховому чаю) стали массовыми в России во вре­мена конфронтации Мао с Никитой Хрущевым. Тогда торговля между нашими странами полно­стью прекратилось, и Советскому Союзу ничего не оставалось делать, как закупать чай в Индии. До этого более дешевый индийский чай (так назы­ваемый «поденный» и «рогожный») потребляли только народы Средней Азии, в самой России он не ценился.

За многие десятилетия отсутствия торговых отношений между нашими странами китайцы настолько забыли о «чайных» предпочтениях русских, что сегодня, в основном, пытаются пред­лагать нам свои зеленые чаи. А зеленый чай, как я уже писал об этом выше, является для нас экзо­тикой. Возможно, именно Синь Чживэнь, как раз производящий черные чаи, вернет России при­вычку пить по настоящему качественный байхо­вый и кирпичный чай из Китая.

Шэшань, или Змеиный холм, на котором стоит выразительная Башня желтого журавля - это наиболее яркое выражение китайской ипостаси Уханя. Отсюда, с башни, неоднократно разрушав­шейся, и каждый раз неизменно реинкарнировавшейся, открывается великолепный вид на город, на реку Янцзы, и на самый первый мост, который был через нее построен в 50-х годах.

Он был спро­ектирован советскими инженерами, строился по советским технологиям, поэтому не без оснований претендует на то, чтобы его называли не только, как сейчас, «Первым», но еще и Российским. Или просто Советским….

Железная дорога благодаря этому мосту впервые связала север Китая с югом. Она, сбежав с моста, проходит у самого подножия Змеиного холма. Башня хранит в себе художе­ственные свидетельства исторического прошлого этой земли.

В это прошлое можно реально «погру­зиться » всего за 20 юаней, если посетить Музей про­винции Хубэй. Его коллекция древних артефактов насчитывает более 200 тысяч предметов, а её осно­ву составили находки из раскопанной в 1978 году усыпальницы Чжэнхоуи (Zhenghouyi) V-гo века до нашей эры.

В том числе там найдены бронзо­вый меч князя царства Юе Гоуцзяня и уникальная коллекция музыкальных инструментов, включа­ющая в себя огромный музыкальный инструмент-ксилофон из бронзовых колоколов, деревянные барабаны, флейты. Не упустите возможность еще за 20 юаней побывать на удивительном концерте, где музыкальные произведения исполняются ар­тистами (одетыми в костюмы, бывшими в моде две с половиной тысячи лет назад!) на точных копиях этих самых инструментов, издающих удивительно гармоничные звуки.

В Ухани еще много замечательных мест, где желательно побывать. Это озеро Дунху, самое крупное в Китае городское озеро. Его еще называ­ют «озером 99 изгибов». И за каждым изгибом вас, возможно, ожидает новое открытие….

Это также недавно отстроенная культурно-развлекательная зона, включающая в себя реку Чу и улицу Хань, в строительство которой всекитайской корпораци­ей «Ваньда» было вложено 50 млрд. юаней! Этот туристский объект стал показательный для Ки­тая, и возглавил рейтинги привлекательности.

И, конечно, же, нельзя упустить возможность совершить прогулку по великой Янцзы! Для нас Синь Чживэнь её спланировал на вечер, и мы в полной мере ощутили мощь одной из трех вели­чайших рек мира, в водах которой отражались неоновые огни новых высотных зданий древнего трехградья, ныне известного как Ухань.

Отныне этот город стал для нас не просто точкой на кар­те, а началом нашего собственного большого Пу­тешествия по Чайному пути. Ведь, рассказав об Ухане, мы планируем в каждом следующем но­мере журнала рассказывать о других городах и местах, связанных с Чайным путем. Но надеемся, что и в Ухань еще вернемся - ведь там остались новые друзья, там появились новые возможно­сти, и даже собственный представитель журнала «Россия и Китай».

До новых встреч, Ухань!

www.tea-terra.ru

Смотрите также