Про чай

Чайные сервизы дмитровского завода

Чайный сервиз, Дмитровская фабрика в Вербилках, Фарфортрест, 1924-1927гг, советский фарфор, СССР, антиквариат, скульптура, фигурка фаянс, майолика, гарднер, вербилки

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.Дайте оценку: Написать

  • Оценка и покупка антиквариата

    Продажа или покупка антиквариата через антикварный магазин помогает коллекционерам купить интересующие их предметы старины, а людям, не увлекающимся, продать антиквариат дорого и в хорошие руки. При этом, обе стороны получают гарантию чистоты и законности сделки.

    При желании воспользоваться услугой онлайн-оценки, настоятельно рекоммендуем обзавестись фотографиями высокого разрешения предмета, по которому Вы хотели бы получить консультацию.

    Оценка во многом зависит от состояния, наличия клейма завода, монограммы владельца и т.д.

    Для жителей Москвы оценка антиквариата осуществляется посредством вызова оценщика на дом, либо в нашем магазине у м. Кузьминки.

  • Доставка почтой

    Покупая антикварные изделия у нас, Вы можете воспользоваться доставкой Почтой России (Новый Комиссионный даёт скидку на заказы дороже 5000 рублей и доставка будет бесплатной) , однако если габариты заказа в собранном виде будут превышать установленные Почтой России стандарты, мы вынуждены будем разделить заказ и отправить его частями. Рекомендуем для Вашего удобства в случае крупного заказа, воспользоваться услугами коммерческой службой доставки EMS Почты России или одной из Транспортных Компаний (в случае с удаленными регионами ТК подходит лучше) . В таком способе доставки есть неоспоримое превосходство:: скорость и надёжность, аккуратность обращения с хрупкими предметами, возможность получить заказ целиком, а не отдельными частями.

  • Наши контакты

NewKomok.ru

Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках

Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки) - это не просто промышленное предприятие. Это прежде всего хранилище традиций производства фарфоровых изделий, которые передаются из поколения в поколение и позволяют рождаться на свет настоящим шедеврам декоративно-прикладного искусства. Завод Вербилки известен далеко за пределами России, а качество его продукции подтверждено многочисленными премиями и наградами.

Названия завода

  • Фарфоровый завод Гарднера (1766 - 1891)
  • Товарищество М. С. Кузнецова (1891 - 1917)
  • Дмитровская фабрика бывш. Кузнецова и Дмитровская государственная фабрика в Вербилках. Б. Гарднер - 1918-1921 года
  • Дмитровская государственная фабрика в Вербилках - 1921-1923 года
  • Дмитровская фабрика в Вербилках - вторая половина 1920-х годов
  • Государственная Дмитровская фарфоровая фабрика - 1930е годы
  • Дмитровский фарфоровый завод - с 1950 года
  • ЗАО Фарфор Вербилок (1991 - )
  • Дочернее Общество "Промыслы Вербилок" (1995 - )

История завода

Дмитровский фарфоровый завод был основан в 1766 г Францем Гарднером - купцом и предпринимателем из Англии, который с 1746 г проживал в России и, пользуясь своими связями в царском дворе, реализовывал различные деловые проекты.

Открытию завода предшествовали длительные путешествия Гарднера по России - купец искал голубую глину, которая бы подошла для производства фарфора. Лучший для этого вариант он нашел на Черниговщине.

Задумывая завод, купец брал за ориентир Мейсенское немецкое фарфоровое производство.

Нужно сказать, что по первому прошению Гарднера о разрешении строительства фабрики ему было отказано. В царской России к вопросам охраны окружающей среды относились гораздо более щепетильно, чем сейчас.

Поэтому вырубать лес в радиусе 100 верст от Москвы было строжайше запрещено. Впрочем, купец вышел из положения: он выкупил у князя Николая Урусова большой участок земли.

За это брат Урусова, который на тот момент занимал должность губернатора Москвы, выхлопотал ему разрешение на строительство завода. Фабрика Вербилки находится в 90 км от Москвы, т.е. она еще попадала в охранную зону, но находилась на самом ее краю.

Владелец завода пригласил из Германии известного художника Кестнера, который занимался обучением русских мастеров. Сам маэстро лично выполнил для Екатерины II великолепный сервиз, украшенный зарисовками, посвященными победе в русско-турецкой войне.

Императрица была в таком восторге от подарка, что доверила фабрике изготовление четырех орденских сервизов - в честь Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского и князя Владимира. К слову сказать, последний стоил 15 тыс. руб. - баснословные деньги по тем временам.

Почти полтора века орденские сервизы украшали собой праздничные трапезы, организуемые при дворе. А Гарднер в результате своего первого успеха получил право помечать свои изделия изображением московского герба.

Гарднер был действительно талантливым коммерсантом. Поэтому он быстро понял, что запуск массового производства посуды сулит ему солидную прибыль.

Отечественный фарфор выгодно отличался по цене от заморского, а по качеству ничуть ему не уступал, поэтому очень скоро стало ясно, что производство пора расширять. В течение одного десятилетия штат завода увеличился вдвое.

После смерти основателя завода наследники с переменным успехом продолжили его дело. Сначала управлением завода занимался сын Гарднера Франц Францевич. Потом бразды правления перешли Сарре Александровне, супруга предпринимателя.

Правда, она не продемонстрировала себя как талантливый управленец. В начале 19 столетия ее младшие сыновья взяли руководство заводом на себя и сумели возродить его лучшие традиции.

Собственники завода стремились идти в ногу со временем и осваивали новые технологии. Так, в 1833 г на фабрике было запущено производство посуды из фаянса, в 40-х годах - из опака.

За свои многочисленные заслуги Вербилки неоднократно жаловались различными наградами. Так, в 1829 г фабрика завоевала золотую медаль на Первой промышленной выставке.

В 1855 г вместе с особой благодарностью императора заводу было пожаловано право помечать свою продукцию государственным двуглавым орлом. Более высокого знака качества на тот момент в России не было. И наконец в 1856 г фабрика Гарднера получает звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Вторая половина 19 в - не самая радостная страница истории фабрики. Слишком увлекшись коммерческой гонкой, ее новые владельцы забыли об искусстве и стали производить трафаретную и ширпотребную продукцию. Негативную роль сыграла и Крымская война, в результате которой начались аресты имущества британских подданных.

Тем не менее, в самом конце 19 века в жизни мануфактуры Гарднера начинается новая веха. В 1882 г ее купил Матвей Кузнецов - крупнейший российский промышленник и предприниматель.

Он достаточно быстро сторговался с тогдашней владелицей фабрики и за весьма умеренную сумму сумел приобрести не только успешное производственное предприятие, но и то, что в переводе на современный язык можно назвать раскрученным брендом. Всего за 238 500 руб. ему достались производственные линии, технологии, образцы, рисунки и опытные специалисты в придачу.

В коммерческой хватке Кузнецову было сложно отказать. Ему удалось существенно увеличить производство и сохранить старых заказчиков гарднеровского фарфора. При этом он почти не изменил ассортимент продукции фабрики.

Кузнецов сделал ставку на чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы, которые стали уже визитной карточкой гарднеровской фабрики. Изготавливалась на заводе и продукция для церквей - лампады, люстры, чаши и т.д. Также Кузнецов реализовывал и спецзаказы по особым случаям - к 100-летию Бородинского сражения, к 300-летию дома Романовых.

Советский период - новый этап истории завода. Предприятие было национализировано и переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. Ассортимент продукции ограничился вазочками, туалетными приборами, декоративными блюдами.

Со временем в него включили различные агитационные зарисовки - например, кружки с портретом Калинина. И если в начале советского периода и годы НЭПа за основу производства брались образцы бывшего владельца, то со временем завод начал штамповать изделия массового производства весьма посредственного качества.

В 30-е гг в жизни завода произошли позитивные изменения. Связаны они были с именами двух мастеров - К. Г. Тихонова, ученика школы Фаберже, и Е.

П. Смирнова. Они прославились в первую очередь благодаря чайным сервизам «Искусство народов СССР». В то же время на заводе начал работать скульптор С. М. Орлов, который черпал вдохновение из сюжетов народных сказок.

Так на свет появились такие его известные работы, как «Конек-горбунок», «Золотая рыбка» и т.д.

Именно в 30-е гг Дмитровский фарфоровый завод получил наконец мировое признание, о чем свидетельствуют многочисленные приглашения на выставки - в Каире, Багдаде, Нью-Йорке, Осло, Париже, Брюсселе и т.д. На многих из них продукция завода была удостоена высоких наград.

Во время Великой Отечественной войны пришлось прекратить выпуск художественной продукции из фарфора. Однако некоторые тематические работы все же выпускались. Например, сервиз «Битва за Родину» А. Чечулиной, орденские сервизы Т. М. Деморей.

И на протяжении всей войны свисток завода служил сигналом о начале воздушной тревоги.

Возрождение дореволюционных традиций производства фарфора началось в 1995 году в рамках дочернего предприятия «Промыслы Вербилок». Задача была выполнена успешно, о чем свидетельствуют награды, полученные заводом на международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико в 1996 г.

В 2006 г фабрика получила статус Почетного члена Гильдии поставщиков Кремля с правом помечать свою продукцию соответствующим знаком.

В 2009 г Министр культуры РФ и Академия Художеств объявили заводу благодарность за вклад в сохранение и развитие традиций производства фарфора.

Сегодня предприятие выпускает несколько линеек продукции, которые, как и прежде, служат эталоном высочайшего качества.

Месторасположение завода

Дмитровский фарфоровый завод находится в Талдомском р-не Московской области (Кимрский округ в 1930-х) , в поселке городского типа Вербилки (ул. Забырина, 1) .

Поселок располагается в 90 км севернее столицы на реке Дубне.

Видео:

farfor-antik.ru

Вербилки. Дмитровский фарфоровый завод.

12>>|Показано с 1 по 15 из 20 (страниц: 2)

В 1766 году, в селе Вербильцы (сейчас Вербилки) , Дмитровского уезда Московской губернии, английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером, была открыта фабрика по производству фарфоровых изделий. В помощниках у Франца были - его старший сын и профессор Женевcкого университета Гаттенберг, который впоследствии, был приглашен для работы на Императорский фарфоровый завод.

Это был первый частный фарфоровый завод в России. Для императрицы Екатерины 2 на заводе было изготовлено 4 орденских сервиза - Андреевский, Владимирский, Георгиевский и Александровский для приемов кавалеров этих орденов.

Сервиз очень понравился императрице, вследствие чего, Гарднеру было разрешено, ставить изображение Московского герба на все свои изделия, и обещано покровительство князя Юсупова. Гарднеровская посуда завоевала большую популярность , она была дешевле зарубежной , но не уступала ей по качеству.

Гарднеру пришлось расширять производство для удовлетворения потребности населения. В 1796 году, когда Франц Гарднер перешел в мир иной, фарфоровый завод в Вербилках считался лучшим частным заводом в России.

После смерти Франца дело продолжили его наследники. Фабрика Гарднера обладатель большого количества золотых медалей и призов с различных выставок. В 1855 году фабрика получила разрешение ставить на свои изделия изображение двуглавого орла Российской империи.

В изделиях фабрики первой половины 19 века по формам и декору господствовал ампир. В этом была схожесть Гарднеровского и Императорского заводов.

Множество скульптурных элементов и позолоты, удлиненные изящные формы, копирование известных произведений живописи характерны для посуды фабрики первой половины XIX века. Также, на фарфоре появляются жанровые сцены и сцены войны 1812 года, в которых французы часто изображались в карикатурном виде.

В 1820-х гг. на заказ изготавливаются сервизы с портретами, русскими пейзажами, видами усадеб и т.д.. В декоративном оформлении фарфора со второй трети XIX века господствуют сменяющие друг друга исторические стили. Гарднеровский завод подражает западноевропейскому фарфору второй половины XVIII века: изогнутые линии, выпуклый золоченый орнамент, пестрые цветочные букеты и гирлянды становятся характерными для изделий фабрики в эти годы.

Но постепенно производство фарфора стало затухать, пропала элегантность и легкость росписи, расчет на коммерческое производство оказался не очень успешным, фарфор стал утрачивать художественность и фабрика ,в этом смысле, начала деградировать.

В 1892 году фабрика была выкуплена Матвеем Сидоровичем Кузнецовым и переименована в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», но клеймо на всех изделиях осталось «Гарднеровское». С этого момента начался новый рассвет фабрики.

Кузнецов был хорошим предпринимателем и много увеличил производство фарфора. Кузнецов пользовался лучшими образцами Гарднеровской коллекцией, которая насчитывала более 7,500 образцов разных предметов.

Кузнецов увеличил производство и стал продавать то, что больше пользовалось спросом- большое количество столовых и чайных сервизов, а также анималистическую скульптуру. К 100-летию Бородинской битвы был большой выпуск посуды с изображениями военных сцен, к 300 -летию дома Романовых были выпущены скульптуры русских барынь и бояр, в одеждах 16-17 веков.

  • Оценка и покупка антиквариата

    Продажа или покупка антиквариата через антикварный магазин помогает коллекционерам купить интересующие их предметы старины, а людям, не увлекающимся, продать антиквариат дорого и в хорошие руки. При этом, обе стороны получают гарантию чистоты и законности сделки.

    При желании воспользоваться услугой онлайн-оценки, настоятельно рекоммендуем обзавестись фотографиями высокого разрешения предмета, по которому Вы хотели бы получить консультацию.

    Оценка во многом зависит от состояния, наличия клейма завода, монограммы владельца и т.д.

    Для жителей Москвы оценка антиквариата осуществляется посредством вызова оценщика на дом, либо в нашем магазине у м. Кузьминки.

  • Доставка почтой

    Покупая антикварные изделия у нас, Вы можете воспользоваться доставкой Почтой России (Новый Комиссионный даёт скидку на заказы дороже 5000 рублей и доставка будет бесплатной) , однако если габариты заказа в собранном виде будут превышать установленные Почтой России стандарты, мы вынуждены будем разделить заказ и отправить его частями. Рекомендуем для Вашего удобства в случае крупного заказа, воспользоваться услугами коммерческой службой доставки EMS Почты России или одной из Транспортных Компаний (в случае с удаленными регионами ТК подходит лучше) . В таком способе доставки есть неоспоримое превосходство:: скорость и надёжность, аккуратность обращения с хрупкими предметами, возможность получить заказ целиком, а не отдельными частями.

  • Наши контакты

NewKomok.ru

Эксперты Sotheby’s оценили картину Андерса Цорна в 1,5 млн. долларов

bllog 23 октября 2015

На 3 ноября в аукционном доме Sotheby’s намечены торги, посвященные произведениям европейского искусства XIX века. Среди топ-лотов будет представлено полотно Андреса Цорна под названием «Портрет дочерей Рамона Сюберказо». Предварительно шедевр оценили в 1,5 млн. долларов США.

Его высокая стоимость объясняется невероятной популярностью шведского художника-реалиста. График, скульптор...

Письмо Моцарта обошлось коллекционеру в 217 тыс. долларов

bllog 23 октября 2015

15 октября в бостонском аукционном доме RR Auction прошли торги, на которых за 217 тыс. долларов США было продано письмо австрийского композитора. Имя покупателя не раскрывается. Свое одностраничное послание Вольфганг Амадей Моцарт адресовал другу Николаусу Жакену.

В нем мастер попросил близкого товарища о скорейшем возврате трех партитур. Письмо датировано 1786 годом....

Небывалый успех картины «За занавеской» на аукционе MacDougall’s

bllog 23 октября 2015

12 октября в аукционном доме MacDougall’s состоялись торги, посвященные произведениям советского и постсоветского искусства. Одним из интереснейших лотов коллекционеры признали полотно Александра Дейнеки под названием «За занавеской».

Изначально эксперты аукционного дома оценили его в 2 млн. фунтов стерлингов, но продать холст удалось за 2,25 млн. Для картин советского живописца был установлен...

Главная / Фарфор СССР

Продажа фарфора из Вербилок

Дмитровский завод, производящий фарфор вербилок — один из крупнейших центров производства художественного фарфора в России. Завод находится в поселке Вербилки Московской области.

Основан завод был выходцем из Англии Францем Гарднером в 1761 г. По заказу императорского двора на заводе были выполнены четыре орденских сервиза: Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимировский, за что Гарднер получил личную благодарность императрицы, а московский губернатор дал право ставить на изделиях изображение московского герба. Тогда же началась и продажа фарфора.

Начало 19 века ознаменовало собой новый этап в развитии фарфора Гарднера. Художники завода отказались от прямых подражаний европейским образцам и попытались найти свой собственный стиль. Удачно сочетая ампирные формы с жанровостью изобразительных мотивов и цветовой насыщенностью декора, заводские мастера создали фарфоровые фигурки горожан по офортам из сборника «Волшебный фонарь» (1817) .

У мастеров, занимавшихся изготовлением и продажей фарфора, также можно было встретить и знаменитые гарднеровские чашки с портретами героев Отечественной войны 1812 года, фарфоровые сервизы с изображением жанровых сценок, яркой цветочной росписью. В 1829 году на первой промышленной выставке Гарднеры получили малую золотую медаль.

В 1839 году были награждены орденом Станислава третьей степени «За полезное для России». Четыре поколения Гарднеров занимались фарфором вербилок, в третьем поколении обрусели, приняли православие и были возведены в дворянство.

Гарднеровский фарфор в России пользовался большой популярностью. Наряду с Императорским фарфоровым заводом завод Гарднера удовлетворял спрос только аристократических слоев населения.

Завод Гарднера выпускал не только фарфоровые фигурки, с 1833 года на нем было освоено производство фаянсовой посуды, в 1840-х годах – опаковых изделий (опак – высший сорт фаянса) . Однако во второй половине 19 века погоня за прибылью привела к значительному снижению художественного уровня изделий на заводе Гарднера, и о продаже фарфора знаменитого завода возникли противоречивые мнения. В 1891 году завод был приобретен известным предпринимателем и владельцем нескольких керамических предприятий М. С. Кузнецовым, который пытался оживить лучшие традиции гарднеровского фарфора.

После октябрьсой революции 1917 года предприятие национализировано и стало называться Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ) . В первые два десятилетия своего существования Дмитровский фарфоровый завод все свое внимание уделял выпуску массовой посуды. Изготовление фарфоровых статуэток было почти полностью прекращено.

Только с приходом в 1935г. скульптора С. М. Орлова завод вновь возродил хорошую традицию гарднеровской фабрики в выпуске статуэток из фарфора, очень близких по духу народному творчеству. Слава о фарфоре вербилок разнеслась в советское время. В Париже на Всемирной выставке 1937 года заводу Вербилок присуждена Большая Золотая медаль, в Брюсселе в 1958 году – Серебряная.

Продажа фарфора в магазине Лавка Старины

Золотые получили скульптор Д. В. Горлов и В.с. Бубнова, серебряная – скульптор М. Орлов и Е. П. Смирнов. Также большой вклад в деятельность Дмитровского завода внесли такие талантливые скульпторы как С. Вайнштейн-Машурина, М. Пермяк, К. Горбашова, О. Артамонова, Т. Андрианова, Н. Лотов, Н. Максимченко и другие.

Фарфоровые статуэтки Дмитровского фарфорового завода экспонировались более чем на 100 зарубежных выставках в 40 странах мира. Многие фарфоровые статуэтки,фарфоровые сервизы, созданные художниками и мастерами завода, находятся в заводском музее, а также в других музеях страны и за рубежом, где некогда можно было и встретить продажу фарфора.

Скульптура,выпускаемая заводом,так же, как и живопись по фарфору, очень национальна, в ней много от русского народного творчества. Фарфоровые фигурки отличаются пластичностью, сказочные фигуры выполнены условно, их роспись яркая, сочная. Скульпторы создают фарфоровые статуэтки как веселые и радостные игрушки в фарфоре, приближая их решение к народному лубку.

  • В нашем интернет-магазине осуществляется продажа фарфора вербилок.
  • У нас Вы найдете для себя много фарфоровых статуэток советского периода Дмитровского завода.
  • Но, в первую очередь, ценится антиквариат, и в нашем каталоге Вы найдете большой выбор статуэток из фарфора советского периода.
  • Следует сказать, что независимо от того, кто вы уже состоявшийся коллекционер или обыкновенный поклонник русской старины, наши изделия не оставят равнодушным никого, это, в своем роде, настоящие произведения искусств.

Все вещи, представленные в каталоге,cохранились до наших дней в отличном состоянии и поражают своим художественным стилем и красотой.

Купить фарфор вербилок сегодня не составляет труда. Если Вы хотите лично убедиться в качестве изделий,полюбоваться, а, возможно, сразу приобрести что-нибудь подходящее, мы рады приветствовать Вас в «Лавке Старины». У нас осуществляется продажа фарфора, который вы вряд ли сможете встретить где-либо еще.

Продажа фарфора из Вербилок оптом и в розницу по низким ценам в магазине антиквариата Лавка Старины

www.dvaveka.ru

Фарфоровые заводы СССР (продолжение) Дмитровский завод

Очень удачной оказалась форма одного из первых столовых сервизов, созданных на заводе скульптором О. Мухигули в 1965 году. Сервиз называется «Прима», его предметы отличаются простыми, пластичными объемами.

В дулевском фарфоре 60-х годов вполне современные формы изделий сочетаются с очень своеобразной и живой «дулевской» манерой росписи: она строится на сочетании вокруг яркого красочного пятна нескольких локальных контрастных тонов. В таком ключе работают многие художники завода, в частности В. Яснецов. В его декоративном комплекте «Осень» (форма А. Гузанова) алые и оранжевые гроздья рябины среди блеклых листьев в сочетании с белой поверхностью предметов создают образ прекрасной осенней природы. К тому же направлению принадлежат чайные сервизы К. Кукушкина («Черная роза», 1967) и В. Городничева («Русский», 1968) .

П. Леонов по-прежнему выступал как художник широкого декоративного профиля. В комплектах посуды «Розовая птица», «Русская водка», «Вечер», «Суздаль» крупные монументальные формы изделий напоминают берестяные туеса, глиняные миски и чашки, а красочный вихрь размашистой росписи, где каждый мазок, каждый цветок предельно выразителен, воскрешает в памяти узоры цветистых шалей, веселую роспись подносов и ярмарочных балаганов.

В 1960-е годы в дулевском фарфоре появляется и совершенно иная манера декорировки. В таких чайных сервизах, как «Нежный» (роспись Кукушкина, 1964) , «Клетчатый» (роспись С. Аникина, 1966) , «Золотая птица» и «Виноград» (роспись В. Колосова, 1967) чувствуется стремление оттенить белизну фарфора мягкими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. Это был своеобразный художественный противовес той чрезмерной «записанности» дулевского фарфора, которая наблюдалась в предшествующие годы.

Опыты создания фарфоровых изделий без росписи

Опыты создания фарфоровых изделий без росписи (так называемая «белая линия») не дали положительных результатов. К тому же на заводе еще не была создана безукоризненная по белизне и просвечиваемости черепка фарфоровая масса. Однако наличие двух художественных тенденций в работах дулевских фарфористов свидетельствовало об интенсивности творческих исканий на этом заводе.

В художественном фарфоре Дмитровского завода во второй половине 60-х годов также произошли заметные изменения. Завод специализировался на выпуске исключительно чайно-кофейной посуды.

Скульпторами Ю. Ганрио, М. Колчиным, А. Шобановым, А. Петелиным и другими было создано много новых сервизов, которые отличаются хорошо найденными соотношениями и переходами форм и объемов, четким выразительным силуэтом и вместе с тем отвечают необходимым условиям массового производства. Таковы, например, чайно-кофейный сервиз «Желудь» А. Петелина, чайные сервизы «Дачный» М. Колчина, «Колокольчик» и «Волна» Ю. Ганрио и др.

Необходимо особо отметить работу на этом заводе с 1961 по 1965 годы одного из выдающихся советских керамистов В. Ольшевского, которым создано около семи новых форм чайных сервизов - «Каннелюрный», «Тайга», «Сибирь», «Скиф», «Дубна» и др. Большая часть этих сервизов отличается хорошо построенными устойчивыми формами, оригинально решенными ручками и носиками изделий, лаконичными и выразительными по силуэту. Многие из них надолго вошли в ассортимент завода, успешно выдержав проверку временем.

В росписях дмитровского фарфора 60-х годов при сохранении традиционной для завода графической манеры, несколько суховатого, но в то же время четкого и выразительного рисунка, все чаще появляется стремление к большей обобщенности и условности в трактовке орнамента и сюжетных изображений.

Развитие живописно-графической линии

Росписи отличаются сдержанностью палитры, часто ограничивающейся тремя-четырьмя хорошо сгармоиированными оттенками цвета. В таком плане выполнены Е. Смирновым росписи чайного набора «Золотой тюльпан» (форма «Колокольчик» Ю. Ганрио, 1964) и вазы «Ландыш» (форма Колчина, 1964) . Очень плавный, изящный и вместе с тем смело положенный рисунок цветка, сделанный черным, зеленым и золотом, прекрасно вписывается в форму предметов, выявляя их четкий силуэт.

Дальнейшее развитие живописно-графической линии в работах художников Дмитровского завода прослеживается в произведении «Гонец» (роспись Кузнецова, 1966) , где доминирует броское изображение всадника на вздыбившемся коне, и в чайном сервизе «Витязь» (форма В. Ольшевского, роспись Е. Смирнова, 1965) с четкими силуэтными изображениями фигур воинов на золотом фоне.

Тема Древней Руси интересно реализована в чайном сервизе «За землю русскую» (форма Е. Смирнова, роспись П. Смирнова, 1967) с последовательно развертывающимся от предмета к предмету изображением древнерусских городов и идущих оборонять эти города дружин. Рисунок, дополненный росписью с преобладанием коричневых и пурпурных тонов в сочетании с позолотой, придает сервизу строгую простоту и торжественность.

Как и дулевский, дмитровский фарфор конца 60-х годов характеризуется ярко выраженной тягой к традициям русского декоративного искусства. Фантастические птицы и цветы, условно трактованные и свободно ложащиеся на белую поверхность изделий, жанровые сценки, гербы древнерусских городов - все это находит место в росписях чайных сервизов, ваз, подарочных наборов, сувениров и отдельных предметов.

www.20art.ru

Смотрите также