Про чай

Чайный экспресс фото

«Чайный Экспресс» - железнодорожное путешествие по Северному Кавказу. Фото. 2015.

Ещё весной 2015 года я услышал о новом железнодорожном путешествии по Кавказу «Чайный Экспресс», но на первый рейс круизного поезда успеть никак не получалось, зато летом желания совпали с возможностями, и мы отправились на Кавказ.

На этот раз организаторы предусмотрели два варианта начала маршрута. Первый из Минеральных Вод с осмотром достопримечательностей курортной агломерации, второй - из Нальчика с визитом на Эльбрус. Мы выбрали второй вариант, но прилетели все равно в Минеральные воды.

И переночевав в отеле на окраине города, отправились к месту встречи в Нальчик.

Встретившись в Нальчике с группой (к слову, начать тур с посещения Эльбруса решили немногие, большинство отправились смотреть красоты курортов Минеральных Вод) , мы разместились во вместительном микроавтобусе и отправились в сторону Эльбруса.

В пути местный краевед, член Русского географического общества Тенгиз практически непрерывно рассказывал об истории Кабардино-Балкарии, Нальчика, Баксана и Эльбрусского района, не забывая похвалиться и своими приключениями.

За рассказами путь пролетел незаметно - и вот мы уже на подъемнике на Эльбрус.

Поднялись на 2 уровня подъемника до выоты 3500 метров. Третий подъемник, кресельный, был уже закрыт. Но и тут уже была такая высота, что лежал снег, несмотря на июнь.

Наверху Тенгиз продолжал рассказывать о том, как проходили сражения за Эльбрус во время Великой Отечественной войны, где находится граница с Грузией... А участники путешествия раскрыв рты смотрели на окружающие красоты и фотографировали снежные вершины.

Мне тоже было что вспомнить - в 2009 году я тут уже бывал на Эльбрусе после 8-дневного похода по Приэльбрусью.

После спуска с Эльбруса нас ждал плотный обед с национальными балкарскими блюдами: шурпа, хычины, жареное мясо... Встать из-за стола было тяжело, но впереди ждало продолжение маршрута - поляна Чегет.

На поляне желающие купили сувениры, а иные отправились на прогулку по бурной горной речке Донгузурон-Баксан. Надо сказать, воздух там из-за цветущих горных трав был наполнен необыкновенно вкусными и свежими ароматами!

Вечерело и начинался дождь. Но мы успели в вечерних сумерках заехать на поляну нарзанов и попробовать природной минеральной воды.

Дальше вновь была дорога к вокзалу Минеральных Вод и посадка в наш туристическкий поезд.

Отправление задерживалось. Ретро-паровоз штука непростая. Но у поезда имелось достаточно запаса времени, чтобы к утру прибыть в Северную Осетию.

Станцией прибытия в Осетию был город Беслан. Из него начиналась экскурсия по республике.

В Беслане просто нельзя было не посетить "Город Ангелов" - мемориальное кладбище жертв терракта в сентябре 2004 года в местной школе.

По дороге из Беслана во Владикавказ экскурсовод большое внимание уделял Битве за Кавказ и памятникам героям Великой Отечественной войны. И не даром, ведь всего за месяц до отправления поезда страна отпраздновала 70-летие Победы.

Потом начался дождь, который изрядно спутал планы организаторов путешествия. Владикавказский мемориал многие предпочли осмотреть лишь из окна автобуса.

После мемориала уже было не до осмотра центра города - наступило время обеда. Осетинские пироги, и местные напитки пришлись очень кстати.

Дальнейший путь лежал по Военно-Грузинской дороге до Джейрахского района Ингушетии.

Сильнейший ливень будто бы пытался помешать автобусу взбираться в горы, но мы все равно двигались по крутым серпантинам вперед - к башенному комплексу Эгикал.

Тут уже, несмотря на дождь, многие не смогли усидеть в автобусе. Пригодились и дождевики, предоставленные организаторами.

В программе путешествия было запланировано и посещение турнира "Битва в горах". Но из-за ливня это мероприятие, проводимое под открытым небом, закончилось досрочно.

Зато появилось время посетить столицу Ингушетии город Магас.

И Мемориал памяти и славы в Назрани.

Экскурсию по мемориалу провел Станислав Аристов, глава комитета по туризму республики Ингушетия.

По памятникам на территории Мемориала в Назрани можно быстро и наглядно расказать и о героических и о черных страницах истории Ингушетии. Здесь установлены и памятники героям Первой Мировой войны, Великой Отечественной войны...

И старинный паровоз с вагонами-теплушками, в которых в 1944 году депортировали в казахские степи жителей Кавказа.

По возвращению в Беслан наши дороги с турпоездом несколько разошлись. "Чайный Экспресс" отправился в Дагестан - в старинный Дербент, а мы - во Владикавказ. Хотелось поближе познакомиться с этим городом и увидеть то, что не успели из-за дождя.

Но осматривали Владикавказ мы уже на следующее утро. После такого насыщенного дня надо было хорошенько выспаться.

Пешком мы неспеша обошли центр города. Посетили Георгиевский собор и Армянскую церковь.

Заглянули и в суннитскую мечеть Мухтарова.

Но больше всего во Владикавказе меня удивил памятник Пушкину. Да-да. Это памятник Пушкину.

После обеда отправились в Грозный на такси. Ехать не так далеко мимо прекрасных зеленых пейзажей.

В Грозном первым делом пошли, конечно, на центральную площадь - смотреть на мечеть Сердце Чечни.

И на комплекс "Грозный Сити".

Прогулялись по проспекту Кадырова до площади Минутка и обратно к Михайловской церкви.

Попили чай в одном из ресторанов проспекта Путина и посмотрели на ночную подсветку мечети и высоток.

Наутро нас у Михайловского храма ждала встреча с группой "Чайного Экспресса".

Нам рассказали о тех местах, по которым мы прошедшим вечером гуляли самостоятельно.

Экскурсовод провела нас на вертолетную площадку одной из высоток.

Сверху город - как на ладони.

Следующим пунктом назначения было посещение мечети "Сердце Чечни". Экскурсия специально проводилась во время, когда в мечети не проходит молитв, чтобы никому не помешать.

На входе женщинам надо было одеться в специальные балахоны и повязать косынки, прикрывающие волосы.

Мечеть открыта в 2008 году и на сегодняшний день это самая большая мечеть в России, так что на её осмотр ушло довольно много времени.

Обедали мы уже в станице Наурская. Тут участников "Чайного Экспресса" помимо блюд кавказской кухни ждал небольшой концерт.

От станции Наурская поезд доставил нас обратно в Минеральные воды. Официальная программа тура "Чайный Экспресс" завершилась. Но мы не стали тут же улетать домой, а на следующий день решили съездить ещё в Кисловодск.

Нас ждал огромный парк Кисловодска...

Фуникулер...

Отважные белки, не боящиеся есть орехи с руки...

И наглые кошки в кафе возле станции фуникулера.

Следующий экскурсионный поезд "Чайный Экспресс" отправляется в октябре 2015 года но уже несколько по иному маршруту. Старт тура запланирован из Ростова-на-Дону. Впрочем, основные точки маршрута останутся те же: Назрань, Владикавказ, Дербент и Грозный.

Подробности на сайте teatrain.ru. Рекомендую присоединиться, путешествие весьма интересное!

Также выражаю благодарность организаторам тура - Комитету по туриму Республики Ингушетия в лице Станислава Аристова, Галине Комиссаровой и всем кто участвовал в проведении экскурсий.

© 2015, Мочалов Артём

www.mochaloff.ru

В Чеченской Республике побывал «Чайный экспресс» (Информационное агентство "Грозный-информ" 08.10.2015 18:18 )

В столицу Чеченской Республики прибыл «Чайный экспресс». Об этом агентству сообщили в пресс-службе Комитета Правительства ЧР по туризму.

Напомним, «Чайный экспресс» - специальный туристический поезд: межрегиональный круиз по Северокавказскому участку Великого Шелкового пути.

На этот раз мероприятие совпало с днем рождения Президента РФ Владимира Путина. И, по словам организаторов, они тем самым поздравили главу государства.

В пресс-релизе отмечается, что путешествие экспресса стало третьим в этом году. Желающих отправиться в октябрьский круиз довольно много - около ста человек.

Между тем увеличилось количество туристов из разных регионов России: Москвы, Ростова-на-Дону, Сочи, Воронежа, Ставрополя, Кавказских Минеральных Вод.

– И это далеко не полный список городов, представители которых заранее забронировали билеты на «Чайный экспресс»,- сообщили организаторы.

Отметим, поезд совершает движение между городами ночью, а днём туристам проводят экскурсии по городам.

В Грозном гостей встречали представители Комитета Правительства Чеченской Республики по туризму, а экскурсионную и развлекательную программы проводил ГУП «Тур-Экс», подведомственная туристская организация Комитета.

В программу экскурсии вошло посещение Храма Архангела Михаила, подъем на Высотный комплекс «Грозный-Сити», посещение Центральной Мечети «Сердце Чечни», осмотр мемориала жертвам депортации и сотрудникам МВД на площади им. А-Х. Кадырова, посещение музея его имени.

Кроме того, состоялся обед в одном из ресторанов национальной кухни г. Грозного. Вечером группа туристов «Чайного экспресса» смогла наблюдать одно из самых грандиозных шоу города: 7 октября, в 18:00 специально для гостей был запущен самый большой в мире светомузыкальный фонтан, расположенный на «Грозненском море».

www.facebook.com

Россия. На «Чайном экспрессе» по Северному Кавказу

Оставить комментарий

«Чайный экспресс»

В России появилась редкая возможность посмотреть весь Северный Кавказ за одну поездку. В 70-х годах прошлого века по такому маршруту ходил туристский поезд. Потом был 40-летний перерыв, и лишь в апреле нынешнего года маршрут снова возродили.

Поезд назвали «Чайным экспрессом», поскольку он проходит по местам, где когда-то шел Великий шелковый и чайный путь. Путешествие длится пять-шесть дней.

Чайный экспресс

В чем преимущество железнодорожного круиза? Ночью вы спите в комфортабельном купе. В это время поезд перемещается из точки А в точку Б. Утром вам приносят горячий завтрак.

Поезд делает остановку, и вы на целый день отправляетесь исследовать новые места – осматриваете достопримечательности, дегустируете блюда местной кухни, делаете покупки. Весь день вы перемещаетесь на специальном автобусе с экскурсоводом.

Обед и ужин предусмотрен в местных кафе и ресторанах. Вечером возвращаетесь в свой «отель на колесах», и поезд отправляется к следующему месту назначения. Очень удобно, поскольку в данном случае у вас комфортабельная гостиница совмещена с транспортным средством, кафе и камерой хранения для вещей.

Отель на колесах

Поезд стартует в Сочи поздним вечером. Утром он прибывает в город Невинномыск, откуда туристы на автобусах отправляются на экскурсию по Карачаево-Черкесии. На следующий день поезд делает остановку в городе Назрань в Ингушетии.

Здесь программа предусматривает поездку по живописным горам, а потом автобусы отправляются в Чечню, где предстоит увидеть вечерний Грозный во всем своем великолепии. Там туристов уже ждет поезд.

Так встречают гостей в Черкеске

Следующая станция – древний город Дербент в Дагестане. Целый день посвящен осмотру его многочисленных достопримечательностей. На обратном пути «Чайный экспресс» делает остановку в Минеральных водах в Ставропольском крае.

Здесь туристы осматривают Железноводск и Пятигорск. Вечером поезд отправляется в Сочи. В разные сезоны маршрут может изменяться и включать, например, Кабардино-Балкарию или Северную Осетию.

Ингушские красавицы

В любом случае экскурсионная программа очень насыщенная. В Карачаево-Черкесии есть возможность осмотреть города Черкесск и Карачаевск, подняться на Домбай, прогуляться по Тебердинскому заповеднику.

В Ингушетии экскурсионный маршрут проходит по Ассинскому ущелью, где находятся наиболее известные достопримечательности республики – средневековые башенные поселенья Таргим и Эгикал, а также христианский храм Тхаба-Ерды, возведенный в VIII веке. Туристы имеют возможность побывать в Магасе – новой столице Ингушетии.

Ночной Грозный

Дербентский «чупа-чупс» (яблоки в карамели)

Дагестанский туристский набор

В Грозном ошеломляет мечеть «Сердце Чечни» и панорамный ночной вид со смотровой площадки одного из небоскребов «Грозный-Сити». Знакомство с дагестанским Дербентом включает экскурсию по Старому городу, посещение Джума-мечети, Девичьей бани, музея истории мировых религий и крепости Нарын-Кала, откуда древний город на берегу Каспийского моря открывается как на ладони.

Ну, а знакомство с курортами Ставрополья не обходится без посещения лермонтовских мест, дегустации местной минеральной водички и погружения в термальные источники. Столько удовольствий за одну поездку!

Пятигорск – вотчина Остапа Бендера

Железнодорожный тур стоит около 17 тыс. рублей. В цену входит трехразовое питание, экскурсии, трансферы, входные билеты, развлекательная программа, водные процедуры в Кав Мин Водах или подъем на фуникулере (в зависимости от выбранного маршрута) . На остановках можно попробовать типичную кавказскую кухню, вино, чачу и, конечно же, знаменитый дагестанский коньяк. Путешествие позволяет в полной мере оценить радушие местных жителей, которое не купить ни за какие деньги, поскольку оно предоставляется совершенно бесплатно!

Первый круиз состоялся в апреле, второй - в июне. Сейчас формируется программа следующего железнодорожного вояжа. Следите за новостями на сайте http://чайный-экспресс.рф/

Автор благодарит Комитет по туризму Ингушетии за приглашение принять участие в пресс-туре на поезде «Чайный экспресс»

Поддержать нас ссылкой:

Foto-Travel.net

«Чайный экспресс» как способ увидеть красоту донского края и всего Юга России

05.10.2015 16:02

4 октября в южную столицу для знакомства с Донским регионом приехали 70 путешественников из Московской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей. Все они изучают красоты Юга России не с помощью скучных путеводителей и тв-программ, а посредством железнодорожного круиза «Чайный экспресс».

В самом деле, куда лучше самостоятельно впитывать уникальную самобытность Северного Кавказа и юга России, пробовать «переварить» чужие впечатления.

Каждый из путешественников «Чайного экспресса» может с головой окунуться в удивительную атмосферу донского казачества, побывать в самом сердце горной Ингушетии, насладиться красотами Северной Осетии, а также проникнуться величием Дербентской крепости и вдохновиться потрясающим воображение городом Грозный. В финале тура всех путешественников ждет красавец Пятигорск.

Правительство Ростовской области считает развитие туризма одной из своих приоритетных задач. В этом году наш регион участвует в реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года по 58 направлениям. Важной задачей является подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.

- Сегодня на примере этого туристического события мы видим растущий интерес россиян к путешествиям по родной стране, - рассказала начальник отдела развития туризма департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Инна Шинкина. - Символично, что знакомство с Родиной открывают «Ворота Кавказа» – Ростов-на-Дону, столица юга России, город-миллионник, деловой и культурный центр страны.

Ростовская область активно участвует в межрегиональном развитии туризма. Наш край ежегодно принимает более миллиона туристов, и в этом турпотоке 9 из 10 - гости из регионов России.

Познакомившись с достопримечательностями Ростова-на-Дону и Азова, гости вечером 4 октября отправились в дальнейший путь. Состав путешественников увеличился на 26 туристов из Ростовской области.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону

bloknot-rostov.ru

Чайный экспресс

Обзор главного туристического маршрута по Северному Кавказу

«Чайный экспресс» - первый за несколько десятков лет железнодорожный круиз по Северному Кавказу, от Ставрополья на севере до Дагестана на юге. Идея такого круиза – «хорошо забытое старое»: в советские годы поезда с туристами разъезжали по Кавказу во всех направлениях, однако после распада Советского Союза о туризме, железнодорожном и не только, пришлось на долгое время забыть. В девяностые годы многие участки железной дороги были разрушены, ветка Назрань - Грозный не восстановлена до сих пор.

Однако для организации железнодорожного круиза инфраструктуры оказалось достаточно, а там, где ее нет, задействуются ближайшие станции. Например, до Черкесска, столицы Карачаево-Черкесии, туристов перевозят на комфортабельных автобусах из Невинномысска. Или, пока туристы находятся в Ингушетии, поезд делает крюк через Кабардино-Балкарию и приезжает за своими «постояльцами» в Грозный, куда их перевозят на автобусах из Магаса.

Нишу железнодорожного туризма в России давно и плотно занимает компания «РЖД Тур», запустившая поезда повышенной комфортности по Транссибу, из Москвы в Казань и Санкт-Петербург. Есть маршруты, захватывающие Среднюю Азию и Китай.

Но до 2015 года никому в голову не приходило создать железнодорожный туристический маршрут по Северному Кавказу. Идея родилась в Ингушетии (подробнее – в интервью Станислава Аристова, председателя Комитета по туризму Ингушетии) и была реализована в рекордные сроки при поддержке Министерства культуры РФ и активном участии всего региона.

«Чайный экспресс» вполне соответствует концепции круиза: закольцованный маршрут, где совпадают точки старта и финиша, ночевки в поезде, днем – осмотр достопримечательностей. За день туристы посещают одну или две республики, благо расстояния небольшие. Билет на поезд и есть путевка по принципу «все включено»: переезды, проживание в поезде, питание, экскурсии, посещение музеев и даже некоторые бытовые нужды туристов.

Однако у «Чайного экспресса» есть свои особенности, о которых полезно знать заранее.

Маршрут

Маршрут «Чайного экспресса» каждый раз меняется – так было задумано изначально. В апреле 2015 года первый поезд стартовал из Сочи, прошел по Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечне, Дагестану, Ставрополью (Кавминводы) и вернулся в Сочи. Тур был рассчитан на 6 дней и 5 ночей.

В программу второго «Чайного экспресса» (июнь 2015) не попала Карачаево-Черкесия, зато добавились Кабардино-Балкария и Северная Осетия. Туристам предложили на выбор две точки старта – Пятигорск или Нальчик, длительность тура сократили до 4 дней и 3 ночей, а конечной точкой маршрута стали Минеральные воды.

Изменения маршрута обусловлены вполне практическими причинами. Во-первых, посещение всех семи субъектов Северо-Кавказского округа (6 республик и Ставропольский край) в подобном темпе займет больше недели. Следовательно, путевка будет стоить дороже (сейчас базовый пакет обойдется в 18000 рублей) и покупать тур будут с меньшим энтузиазмом – длинный, дорогой и пока еще мало обкатанный маршрут может отпугнуть потенциальных туристов.

Во-вторых, организаторы и не собирались «впихнуть» весь Северный Кавказ в один тур – первыми от такого разнообразия выдохнутся сами туристы. Достопримечательности не стоят рядом с вокзалом, до всех нужно добираться на автобусе. Несмотря на комфортные ночевки в поезде, за неделю вместе с впечатлениями накопится усталость от постоянных переездов.

Каким в итоге будет маршрут, республики договариваются между собой накануне старта продаж тура. Каждая предлагает для посещения 1-2 достопримечательности, организует трансфер, питание, экскурсии.

Календаря туров у «Чайного экспресса» пока нет, но есть принцип составления расписания: каждый круиз стараются приурочить к крупному событию. Так, первый тур совпал с этнографическим фестивалем «Содружество» в Дербенте.

Второй подгадали под «Битву в горах» - международный турнир по смешанным единоборствам М-1 Challenge-58, который проходит в Ингушетии. Третий запланирован на сентябрь 2015 года – в это время в Дербенте будут проводиться масштабные праздничные мероприятия, посвященные 2000-летию города.

Дербент, апрель 2015 г. Фото: Павел Волков

Великий Шелковый путь и экскурсионная программа

Для создания большого туристического маршрута требовалась тема, объединяющая весь регион, от Ставропольского края до Дагестана. И такая тема нашлась – Великий Шелковый путь. Саму идею «спустили сверху», из Москвы, а в регионе она обрела форму «Чайного экспресса» с тематической экскурсионной программой.

Караванная дорога, веками соединявшая Китай со Средиземноморьем, до сих пор занимает почетное место в истории Кавказа и в умах местных жителей. Почти в каждом ауле найдется знаток, готовый рассказать, по какому именно ущелью волочились груженные товарами верблюды и телеги. Два участка легендарного торгового пути действительно были проложены по Северному Кавказу в VI-VII веках.

Но особой исторической достоверности от экскурсий ждать не стоит – теме древних международных связей Северного Кавказа посвящены сотни научных исследований, и даже поверхностное ознакомление потребовало бы совсем иных ресурсов. На маршруте «Чайного экспресса» великий торговый путь упоминается лишь эпизодически. Экскурсоводы намекают, что вот эти памятники – будь то башенные комплексы Ингушетии или крепость в Дербенте – древних торговцев помнят, что под этими самыми стенами сотни лет назад… и так далее.

По сути, экскурсионная часть круиза построена по классическим законам группового туризма: а) самые известные архитектурные достопримечательности и б) красоты кавказской природы. В Карачаево-Черкесии туристов везут «смотреть Домбай» – кататься на подъемниках и любоваться панорамными видами с высоты.

В Кавминводах – Лермонтов и, предсказуемо, минеральные воды во всех видах. В Кабардино-Балкарии – Приэльбрусье и Долина нарзанов. В Северной Осетии – Владикавказ.

В Ингушетии показывают малую часть Джейрахского заповедника, «страны башен и легенд» - древний храм Тхаба-Ерды и башенные комплексы в Таргимской долине. Потом везут в Магас, новенький город-гордость.

В Грозном делают упор не на историю, а на современность: наглядно демонстрируют, как за несколько лет удалось восстановить разрушенный войной город. Для усиления эффекта экскурсия проходит поздно вечером, когда небоскребы Грозный-Сити и мечеть «Сердце Чечни» напоминают Таймс-сквер накануне Нового года.

Ночной Грозный. Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. Фото: Тимур Агиров

Самая насыщенная программа, пожалуй, в древнем Дербенте: осмотр крепости Нарын-кала и старого города, посещение нескольких музеев и даже банкет с лезгинкой.

Описание программы и маршрута ближайшего тура заранее публикуется на сайте чайный-экспресс.рф. Компоненты круиза могут меняться, но кое-что останется неизменным – заданный железнодорожный формат.

Поезд – не один автобус, который колесит туда-сюда. «Чайный экспресс» - это девять вагонов, рассчитанные на гигантскую тургруппу из 250 человек. Нужно быть готовым к тому, что передвигаться придется вместе с толпой, а выезд на экскурсию превращается в караван автобусов.

Это создает определенные трудности и для туристов, и для организаторов. Пока проблему решают оригинальным способом: толпу еще на вокзале делят на группы, чтобы туристы могли осмотреть одни и те же достопримечательности, но в разное время.

Например, группа из точки А идет в точку B, другая - в точку C. Потом меняются. Для разделения на группы используются цвета и предметы одежды – так, в Дербенте туристам из разных групп выдали отличительные кепки разных цветов. Опыт двух «Чайных экспрессов» показал, что такая схема работает весьма неплохо.

Быт и питание

«Чайный экспресс» состоит из 9 пассажирских вагонов и одного вагона-ресторана. Все вагоны купейные, в каждом купе – привычные четыре полки. Нижние полки трансформируются в диванчики. Сам поезд относительно новый, по классу такой же, как стандартные фирменные поезда.

Правда, в дальнейшем организаторы планируют брать в аренду составы поновее, где розетки имеются в каждом купе. Оставлять свой быстро разряжающийся айфон в коридоре или туалете российский турист уже не хочет.

Wi-Fi в «Чайном экспрессе» нет. Несмотря на возможность поставить роутер в каждом вагоне, обеспечить бесперебойную связь не получается. Организаторы пошли другим путем: беспроводной интернет будет во время экскурсий по достопримечательностям, в определенных точках.

Так организаторы не только заботятся об экскурсантах, зависимых от соцсетей, но и подталкивают их «постить фотки» с хэштегом #чайныйэкспресс во время путешествия. Чтобы реклама, в прямом смысле, бежала впереди паровоза.

Поезд чистый и комфортный, однако душевых в нем не предусмотрено. И вряд ли они появятся в ближайшем будущем: составы, оснащенные такими удобствами, относятся к совсем иной ценовой категории.

Проблему личной гигиены решают во время экскурсий: термальные ванны в Минводах, бассейн на берегу Каспия в Дербенте или баня в Грозном. Конечно, в таком случае личная гигиена становится массовой, но это единственная альтернатива мытью головы над унитазом в раскачивающемся поезде.

Поезд "Чайный экспресс". Фото: Павел Волков

Как в любой подобной поездке, придется столкнуться с отсутствием личного пространства – от совместных водных процедур до совместного проживания в одном купе с другими пассажирами. Но и тут организаторы стараются по возможности облегчить быт путешественников.

Туристы в поезде только спят – каждый день «Чайный экспресс» отправляется в путь поздним вечером, а в пункт назначения прибывает рано утром. Кроме того, купе можно выкупить целиком, со скидкой.

Завтраки в ланч-боксах рано утром разносят проводники. Дверь в купе лучше закрыть на ночь, иначе она откроется без предупреждения в 6 утра, и на столике начнет расти гора белых коробок. В закрытую дверь хотя бы постучат.

Вообще, кормят на маршруте по-кавказски настойчиво и обильно. Кажется, что республики соревнуются между собой, кто впихнет в туристов больше национальных блюд еще на перроне.

Обеды и ужины проходят во время экскурсий, и тут местные организаторы тоже стараются отличиться: одни - панорамным видом на город, другие – трапезой под открытым небом, третьи – лезгинкой в исполнении владельца ресторана. Национальный колорит в еде стараются выдержать все, так что за одну поездку есть шанс перепробовать множество северокавказских блюд и узнать, чем отличаются хычины от хинкала.

Открытым остается только вопрос с чаем. Собственно, экспресс стал «чайным» из-за китайцев – организаторы надеялись, что жители Поднебесной выступят основными спонсорами железнодорожного пробега по местам своей торговой славы.

Однако вместо китайцев появился отечественный производитель чая из Краснодара, который оставил в каждом купе россыпь чайных пакетиков. Дополнительный чай проводник вагона, скромно потупившись, продает уже по 20 рублей.

Виктория Головкина

kavpolit.ru

Смотрите также